1.3 Специфика организации детского досуга
На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:
· досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
· досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
· досуг формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в свободе и независимости;
· досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; способствует формированию ценностных ориентаций;
· досуг детерминирован внутренне и внешне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
· досуг способствует объективной самооценке детей; формирует позитивную Я - концепцию; способствует самовоспитанию личности; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
· досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
· природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время - досуг» (как часть внеучебного времени).
Досуг для детей - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Досуг детей старшего дошкольного возраста - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Для данной возрастной группы наиболее походящими считаются такие формы досуга как: утренники, сюжетно-игровые программы, встречи, календарно-обрядовые мероприятия и, конечно же, праздники.
Детский досуг - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить, участия в театрализованных представлениях, танцев, песен…
В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Таким образом, досуговое время для детей старшего дошкольного возраста должно иметь особую специфику. Однако, как и любая культурно-досуговая программа, программа для детей заданной возрастной категории должна состоять из таких обязательных компонентов как:
· Познавательный
· Зрелищный
· Танцевальный
· Игровой
· Коммуникативный
Содержание в досуге дошкольников всех перечисленных компонентов способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала детей.
Формы организации досуга школьников отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, а также количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на:
- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
- традиционные (регулярно повторяющиеся).
По количеству участников формы могут быть:
- индивидуальные (воспитатель -- воспитанник);
- групповые (воспитатель -- группа детей);
- массовые (воспитатель -- несколько групп, классов).
По видам деятельности -- формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности.
По способу влияния педагога -- непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации:
- организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые;
- деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;
- инициатива и ее реализация принадлежит детям.
По результату:
- результатом является информационный обмен;
- результатом является выработка общего решения (мнения);
- результатом является общественно значимый продукт.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм его влияние на детей более заметно, так как на педагога в большей мере обращено внимание школьников. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям.
К массовым формам работы педагогов со школьниками относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслёты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего, участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника ребят в организации деятельности.
Определяя форму организации досуга, следует, прежде всего, ориентироваться на содержание деятельности детей, их интересы и потребности.
- Введение
- Глава 1. Особенности досуга детей и молодежи
- 1.1 Дети и молодежь как объекты исследования. Понятия досуга и свободного времени
- 1.2 Разновидности досуга: подходы различных авторов
- 1.3 Специфика организации детского досуга
- 1.4 Специфика молодежного досуга
- 1.5 Инфраструктура общественного досуга
- Глава 2. Опыт и проблемы детско-молодежного досуга: от СССР до современности
- 2.1 Опыт и проблемы детско-молодежного досуга в советское время
- 2.2 Деятельность детских оздоровительных лагерей России
- Тема 13. Организация педагогической работы с молодежью по месту отдыха. (2 часа)
- Глава 6. Социальная поддержка в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге;
- Организация досуга молодежи за рубежом
- 6.5. Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Технология организации досуга молодежи
- Новые технологии в организации досуга детей и подростков
- Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха
- Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи:
- 1.2. Технологии организации молодежного отдыха