Организация социальной защиты малообеспеченных групп населения

курсовая работа

1.2 Понятие малообеспеченных групп населения исходя из прожиточного минимума

Малообеспеченные группы населения - это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно - необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют средств на минимальный национальный стандарт потребления, - в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум; когда доходы семьи ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум -- минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. На практике уровень прожиточного минимума в развитых странах, как правило, выше, чем в развивающихся.

Прожиточный минимум состоит из потребительской корзины, а также из обязательных платежей и сборов.

Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина является составной частью прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные товары, услуги. Для основных социально - демографических групп населения в целом по России и в ее субъектах она определяется не реже одного раза в пять лет.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

1) оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

2) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

3) формирования федерального бюджета;

4) других установленных федеральным законом целей.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации -- в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей.

за I квартал 2014 года (Постановление Правительства РФ от 26.06.2014 N 586)

* на душу населения - 7688 руб.

* для трудоспособного населения - 8283 руб.

* для пенсионеров - 6308 руб.

* для детей - 7452 руб.

По данным Росстата, величина прожиточного минимума трудоспособного населения во II квартале 2012 года составляла 6913 руб.

Величина прожиточного минимума за III квартал 2013 года в целом по России установлена в следующем размере[9]:

· в расчете на душу населения -- 7 429 рублей;

· для трудоспособного населения -- 8 014 рублей;

· для пенсионеров -- 6 097 рублей;

· для детей -- 7 105 рублей.

1 января 2013 года в России вступил в силу закон, определяющий новый минимальный размер оплаты труда (МРОТ): отныне МРОТ будет составлять 5205 рублей. Рост показателя составил почти 13 процентов, что превышает официальный уровень инфляции, который, по итогам 2012 года, достиг примерно 7 процентов.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период). Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период. К доходу семьи и одиноко проживающих граждан относятся: заработная плата; денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и пр.; алименты; пособия различных видов; пенсии; стипендии учащихся; ежемесячные страховые выплаты пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; суммы, равные стоимости питания детей в общеобразовательных учреждениях; доходы от личного подсобного хозяйства и т.д.

При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета налогов и обязательных страховых платежей (ЕСН). В соответствии с законодательством Российской Федерации каждый гражданин платить законно установленные налоги и сборы. Малоимущие не являются исключением из этого правила. С из доходов наравне с другими гражданами взимаются данные платежи и сборы. Однако для малоимущих граждан уплата налогов и сборов зачастую ложиться непосильным бременем на бюджет.

Для российского общества характерна дифференциация по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация населения высока. Разрыв в доходах 10% наиболее и 15% наименее обеспеченного населения за последние пять лет увеличился с 4 до 15 раз. Были проведены исследования, которые показали, что наше общество состоит из четырех социальных слоев. Наше общество выглядит так: бедные (на их доход приходится 1 прожиточный минимум, малообеспеченные (2 - 2,5 прожиточных минимума, на сегодняшний день это 25 % населения), средние (6-7 прожиточных минимумов), обеспеченные и богатые (более 10 прожиточных минимумов). В 42 регионах России средний уровень доходов низкий или на уровне порога бедности. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, отмечается увеличение малоимущих категорий граждан.

Таблица 1.1 Прожиточный минимум москвича за I квартал 2015 года.

Питание

Непродовольственные товары

услуги

налоги и другие платежи

прожиточный минимум

Трудоспособное население

7180-80

7022-16

5452-74

2044-05

17955-53

мужчины

7625-99

2983-84

5275-04

2040-59

17925-46

женщины

6717-19

3584-21

5637-79

2047-64

17986-83

пенсионеры

6235-49

2744-06

3190-80

-

12170-35

дети:

7716-29

4057-13

4023-74

-

15797-16

до 6 лет

5891-15

4186-87

4050-67

-

14128-69

7-15 лет

9331-22

3942-33

3999-92

-

17273-47

в среднем на душу населения

7022-16

3250-77

4718-23

1281-73

16272-89

1.3 История развития социальной защиты малообеспеченных слоев населения в России

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями. В ходе своего исторического развития благотворительность включала достаточно широкий спектр значений: от милостыни до системы актов различных ведомственных учреждений и законов, принятых государством. Многие историки выделяют несколько этапов развития благотворительности и социальной защиты в России:

1. IX - XVI вв. - за этот период Российская благотворительность прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности;

2. от начала XVII в. - до реформы 1861 года зарождаются государственные формы призрения, предпринимаются попытки создания социальных учреждений двух типов: закрытых (богадельни, приюты, служебные дома) и открытых (пособия, обеспечение земельных наделов и т.д.);

3. в 60-е годы XIX в. - начале XX в. возникают новые подходы к выработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная благотворительность, меценатство. Начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело.

4. Послереволюционный и советский период.

Владимир, первый русский князь-христианин, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В Древнерусском государстве IX века основными направлениями социальной помощи было осуществление княжеской благотворительности. В годы становления Киевской Руси благотворительность была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Находясь под влиянием православного учения, Владимир, князь Киевский, в числе первых давал пример сострадательности к тем, кто нуждался в помощи. Помимо раздачи милостыни, "кормления" нуждавшихся на княжеском дворе, Владимир строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела; при этом же князе были учреждены на Руси первые больницы. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом соборе. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы, чтобы создать приюты для всех нищих и убогих.

Во второй половине XVII в. во времена царствования Федора Алексеевича, на государственном уровне принимается решение о строительстве двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государственной службы общественного презрения.

Развитие мер общественного презрения в определенную систему явилось заслугой императора Петра Великого. В своих распоряжениях Петр I указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней, делит нищих на категории, ставит виды оказываемой помощи в зависимости от нужд, принимает решительные меры по урегулированию частной благотворительности, устанавливает органы призрения и определяет средства для их развития. Екатерина II продолжила дело, начатое Петром. Система общественного призрения, созданная ею, в общих чертах сохранилась до сегодняшних дней. Указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под «председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения», которым поручалось руководить народным образованием, открывать богадельни, сиротские дома, дома для неизлечимых больных и другие учреждения. Создавалась разветвленная структура государственного общественного призрения, попытки государства охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите, были налицо. Екатерина позаботилась и об источниках ее финансирования: каждому общественному Приказу выдавалось по 15 тысяч рублей, причем эти деньги можно было пускать в оборот, наращивая тем самым капитал. Наряду с государственной параллельно развивалась частная система призрения. В начале века начался бурный рост числа самых разнообразных благотворительных обществ, учреждений и заведений, а также филантропических акций. Среди них заслуживает внимания «Императорское человеколюбивое общество», основанное несколькими частными лицами. Его целью было предоставление пособий всякого рода, для этого предполагалось проявлять старания «об учреждении сословий и заведений»:

– для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам неспособных;

– для доставления неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений, снабжая их материалами, собирая отработанные ими изделия и сбывая оные в свою пользу;

– для воспитания сирот и детей бедных родителей.

За время царствования Александра I Человеколюбивым обществом были учреждены такие заведения, как Попечительный комитет о бедных (1816г), Институт слепых (1819), Маросейский богадельный дом (1825) и др.

В начале второй половины XIX века в Российском обществе исключительную остроту приобрел вопрос о реорганизации дела социальной помощи нуждавшимся. Предшествующий опыт централизованного государственного призрения, постепенное утверждение новых социально экономических отношений, связанные с отменой крепостного права, требовали корректировки прежних подходов к управлению социальной сферы, формам и методам благотворительности. Существенные изменения в социальной политике Российского государства стали частью либеральных реформ 60-70 годов. Своим Указом от 1 января 1864 года Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”.

На протяжении всей социальной истории России в ней формировались традиции милосердия и благотворительности. И неправомерной представляется точка зрения некоторых ученых, отрицающих роль государственных и общественных организаций в осуществлении благотворительной деятельности и создании системы социального обслуживания на протяжении 70 лет существования советской власти. Анализ документов показывает, что в 1917-1918 годах был принят ряд важных законодательных актов, в том числе Декреты ВЦИК от 22 декабря 1917 г. "О страховании на случай болезни" и от 31 октября 1918 г. "Положение о социальном обеспечении трудящихся". Этими законами предусматривалось бесплатное оказание всех видов врачебной, лекарственной помощи, родовспоможения, устанавливались пенсии и пособия на случаи временной нетрудоспособности, утраты трудоспособности, увечья, по старости и т.д., а также пособия по безработице. Средства на социальное обеспечение складывались в основном из взносов предприятий и учреждений государственного и частного характера, составляя единый Всероссийский фонд социального обеспечения. В послевоенный период (конец 50-х - начало 60-х годов) государство много делает для развития народного образования и здравоохранения, социально-культурной сферы, охраны труда и техники безопасности, сети детских садов и яслей. Вводятся пособия матерям и стипендии учащимся. В начале 90-х годов в нашей стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность.

В декабре 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принял специальное постановление по социальной защите малоимущих слоев населения в период либерализации цен. Тогда же в декабре 1991 г. вышел специальный Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной поддержки населения в 1992 г.». Этим указом для поддержки малообеспеченных граждан намечалось ввести карточную, талонную или купонную систему распределения гарантированного набора продуктов, упорядочить и сделать адресной гуманитарную помощь, поступавшую тогда из-за рубежа. С переходом к рыночной экономике стали создаваться условия для возрождения благотворительности как избирательной помощи нуждающимся. Социальная защита является целостной системой, представляет собой самостоятельный социальный институт, призванный решать определенные социальные и экономические проблемы.

малообеспеченный социальный помощь прожиточный

Делись добром ;)