Организация социальной защиты малообеспеченных групп населения

курсовая работа

2.2 Субъектный состав получателей государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом « О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. В законе о государственной социальной помощи дается указание на три группы лиц, имеющих право на нее:

1) Малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане;

2) Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшие от политических репрессий;

3) Отдельные категории граждан, определенные в Законе.

Первой группой, самой многочисленной, являются малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Именно на этом уровне определяется нуждаемость человека в том или ином виде материального обеспечения. Критерием нуждаемости является прожиточный минимум человека. (Он является главным условием, определяющим право на получение такой помощи.)

В качестве другого критерия получения помощи выделяются « независящие от получателя причины». Данная формулировка является неопределенной, так как в самом законе не указаны, какие причины могут считаться «независящими». Это приводит к тому, что при оказании социальной помощи такие причины можно толковать или широко, или узко, что существенно расширяет или, наоборот сужает круг получателей данной помощи. В основу критериев, с помощью которых причины считаются не зависящими от граждан, могут быть положено: инвалиды, неспособность к самообслуживанию в связи с престарелым возрастом или болезнью, сиротство, многодетность, безработица, отсутствие определенного места жительства, отсутствие родственников, обязанных по закону оказывать материальную и социальную поддержку и иные обстоятельства, которые гражданин не может преодолеть самостоятельно.

Главными условиями предоставления государственной социальной помощи , лицам нуждающимся в ней, являются: во-первых , наличие российского гражданства или законное проживание лиц на территории Российской Федерации и соблюдение ими установленного режима пребывания; во-вторых, наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Вторая группа получателей государственной социальной помощи - это реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. Пострадавшим от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Условием предоставления этим категориям граждан является наличие документа о реабилитации либо признании их пострадавшими от политических репрессий.

Третью группу составляют граждане - получатели государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К данной группе относятся:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий

4) военнослужащие

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий,

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

Чтобы получить набор социальных услуг, вышеперечисленные лица предоставляют соответствующие документы, подтверждающие право на него, затем их включают в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

2.3 Виды, размер и порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает оказание данной помощи малоимущим гражданам в денежной и натуральной формах. Денежные выплаты могут расходоваться получателями в соответствии с целями, на которые они предоставлены.

Различают следующие формы оказания социальной помощи:

1. Денежные выплаты, предоставляемые в виде социальных пособий, субсидий и других выплат;

2. Натуральная помощь, оказываемая в виде топлива, продуктов питания, одежды, обуви и т.д.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Эти пособия характеризуются следящими признаками: а) безвозмездность; б) фиксированным размером.

В Законе о государственной социальной помощи нет указания на конкретный размер выплаты пособий. Его размер малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством самого субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточного минимумов и среднедушевым доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер пособия и его сумма не могут превышать минимального прожиточного минимума.

Закон о государственной социальной помощи конкретно определяет финансовые источники выплаты - это средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому во многих регионах страны происходит развитие собственного (регионального) законодательства об этом виде социального обеспечения. Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может предоставляться и в натуральной форме. На практике часто получается так, что денежных средств в местном бюджете нет или их недостаточно. В таких случаях местные органы власти, как правило, всегда имеют возможность помочь нуждающимся топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.д. Конечно, для малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина предпочтительнее всего получать государственную социальную помощь в денежном виде и распоряжаться денежными средствами и самостоятельно распоряжаться ими. Однако для названо категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь. Данное обстоятельство имеет большое значение в условиях высокого дефицита бюджетов всех уровней. Вследствие этого малоимущие граждане могут остаться без каких-либо видов социальной помощи в силу того, что государственные органы будут (или могут) ссылаться на нехватку денежных средств, например в местном бюджете.

В целях улучшения положения малообеспеченных групп населения могут также привлекаться дополнительные средства - предприятий, организаций и учреждений.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и среднедушевым доходом членов нуждающейся малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина. При наличии достаточных средств в бюджете субъекты Российской Федерации могут устанавливать размеры социальной помощи.

Единовременная государственная социальная помощь в различных формах (видах) оказывается малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину в чрезвычайно трудной жизненной ситуации и в связи с ней (крайней нуждаемостью).

В соответствии со ст. 8 Закона о государственной социальной помощи, государственная социальная помощь, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственная социальная помощь, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.

Делись добром ;)