Основания сравнения количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем

курсовая работа

2.3 Основные способы анализа данных

Анализ собранной информации -- самый увлекательный этап исследования. На этом этапе проверяется, насколько верны были исходные предположения, даются ответы на заданные вопросы и выявляются новые проблемы. Методологический инструмент анализа данных -- гипотезы, которые были сформулированы в программе, и те, что возникают по мере их проверки и отвержения уже в процессе анализа собранных данных [11]. Методы анализа данных в социологических исследованиях тесно переплетаются с обработкой этих данных. Несмотря на то, что четкой границы между этими процессами не существует, принято считать, что обработка - это рутинные, механические преобразования, а анализ - это более сложные преобразования, переплетающиеся с интерпретацией [10].

Учитывая главную цель данной курсовой работы - выявление оснований сравнительного анализа количественных и качественных методов диагностики молодежных проблем, все основные методы анализа полученных в процессе исследования данных далее будут подразделяться соответственно: методы анализа данных в качественном исследовании и метода анализа данных в количественном исследовании (см. Таблица 2)

"right">Таблица 2

Основные способы анализа данных в качественных и количественных исследованиях

№ п/п

Способы анализа данных

Качественные исследования

Количественные исследования

1.

Метод группировки данных

+

2.

Анализ содержания

+

3.

Описание случаев

+

4.

Типологизация

+

5.

Обобщение идей

+

6.

Классификация

+

В качественном исследовании анализ данных выполняется статистическими способами, к которым относятся: группировка, классификация и типологизация.

Метод группировки данных. Метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений и процессов. По своей роли в процессе исследования этот метод выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках: посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность выявить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели. Существуют следующие виды группировок: простая группировка -- это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации).

Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д. Перекрестная группировка (или перекрестная классификация) -- это связывание данных предварительно упорядоченных по двум показателям с целью обнаружения каких-либо взаимозависимостей, осуществления взаимоконтроля показателей, формирования нового составного индекса на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определения влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое. Одна из задач перекрестной классификации -- поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления. В зависимости от поставленных задач различают типологические, структурные и аналитические группировки: типологическая группировка представляет собой разделение исследуемой совокупности на однородные группы; структурная группировка - группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-то варьирующему признаку; аналитическая (факторная) группировка позволяет выявить взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками [11]. количественный качественный исследование социология

Типологизация. Типологический анализ применяется для поиска знания о реально существующих типах (формах, видах) изучаемого социального феномена. Существуют также несколько основных видов типологизации: эмпирическая типологизация -- наиболее сильный прием анализа по описательному плану. Этот метод характеризуются как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов или явлений, которые рассматриваются в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Теоретическая (или конструированная) типологи-зация - это метод обобщения признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям. Анализ полученных данных, согласно теоретической типологии, предполагает: определение частот распределения по каждому типу; изучение отклонений от идеализированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений [11].

Классификация. Метод классификации можно определить как процесс объединения содержания текстовой информации в определенную обобщенную категорию -- в один класс. Оно необходимо для сопоставления разных сведений (свидетельств), полученных от одного респондента в рамках одного "случая" или для сравнения этого "случая" с подобными, т.е. происходит классификация путем отождествления случаев [11].

Способы анализа полученных данных в качественных исследованиях:

Описание случаев. В общем описание можно определить как перечисление всех интересующих исследователя характеристики объекта анализа (т.е. события). В качественном исследовании такое описание носит название насыщенного, плотного описания, в котором, кроме фиксации самого события или отношения, должны быть выделены: его контекст, а также субъективная значимость этого события для участников этого действия и каким образом происходил процесс. Важно, чтобы описание было как можно более конкретизированным и всесторонним. Этот этап предполагает минимум исследовательских оценок [11].

Анализ содержания: взяв список кодированных категорий, каждый сегмент записанных данных относят к одной из категорий. Это можно сделать вручную или, в случае большого объема данных, с использованием компьютерных программ. Заявления на определенную тему, сделанные всеми участниками, можно сравнивать между собой и на основании этого уже делать более сложные выводы, например, "правда ли, что люди, утверждавшие А, склонны также утверждать Б" [10].

Обобщения идей из собранных свидетельств также является способом анализа данных в качественном исследовании [10].

В заключении стоит отметить, что в исследовании количественными методами итоговый результат - это представление данных в виде таблиц и доказательств гипотез в систематизированном виде. В качественном исследовании способы изложения данных, гипотезы и теории могут быть представлены в самом разном сочетании в зависимости от целей и фокуса публикации: кому она адресована (коллегам, студентам или широкой публике) и что является ее фокусом (сама жизненная ситуация или ее анализ исследователем) [11].

Делись добром ;)