logo
Основные и профессиональные компетенции специалистов работающих с детьми, подростками и молодёжью

1.3 Компетенции, востребованные в профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми, подростками и молодёжью

Проблема профессиональной подготовки специалистов приобретает особую значимость в условиях усовершенствования системы образования. Возникает острая необходимость в подготовке конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей специальностью профессионалов. Ведущим фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущего специалиста на профессиональное саморазвитие. Профессиональному развитию личности в педагогической деятельности посвящено большое количество научных работ (Ф. Н. Гоноболин, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.). Профессиональное развитие личности будущего профессионала в социальной деятельности нашло отражение в трудах Н. М. Ахмеровой, А.С. Макаренко.

Проанализировав документы ,определяющие содержание профессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы, можно сделать вывод, что во многих из них не только отсутствует четко выраженная направленность саморазвитие в сфере профессиональной деятельности , но и недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального саморазвития студента в течение всего периода обучения в вузе.

Усовершенствование теоретической и практической подготовки специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью способных продуктивно решать задачи, связанные с адаптацией подростков молодежи к современным реалиям жизни в обществе, а также их социализацией, становится всё более актуальной задачей в современном обществе.

Профессиональное саморазвитие предполагает наличие у специалиста сформированной профессиональной направленности на осуществление данного вида деятельности, способности к профессиональному саморазвитию и развитость рефлексивных умений.

Анализ документов, определяющих содержание профессиональной подготовки будущего социального педагога, свидетельствует о том, что в них не только отсутствует четко выраженная направленность на профессиональное саморазвитие, но и недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального саморазвития студента в течение всего периода обучения в вузе.

Для работы с детьми, подростками и молодёжью специалисту необходимо владеть педагогической техникой. Овладение педагогической техникой начинается с понимания состояния ребенка, подростка, молодого человека, его поступка, которое, в свою очередь, требует знания психологии общения, речевого умения, умения управлять своим психическим состоянием, выражать свои чувства и отношение к окружающей действительности. Важно, что педагогические навыки приобретаются в результате постоянных тренировок.

Социальная педагогика (И.А. Липский Липский И.А Педагогическое прогнозирование: Науч. - метод. пособие для вузов; Издательство: МПСИ, 2009г.) теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию. У социального педагога новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу -- это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Кроме того, в современных общественных условиях социальный педагог должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Один из признанных авторитетов гуманистической психологии, американский ученый К. Роджерс, отмечал, что люди имеют неограниченный потенциал не для всестороннего развития способностей и задатков, которых порой нет у человека, а для самосовершенствования. Заслуга К. Роджерса в том, что он выявил определенные формы развития, способствующие склонности человека к самосовершенствованию врождённого потенциала. Он выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется мотивом, который был назван тенденцией к актуализации. Таким образом, важнейший мотив в жизни человека -- это актуализировать, т.е. сохранить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

В работе «Педагогика развития творческой личности» Г. И. Железовская и А. В. Елисеева дают следующее определение саморазвития: саморазвитие -- процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие -- это потребность в самосовершенствовании, самовоспитании, в построении себя как личности.

Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка (подростка), семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать. Он изучает задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, во дворе, его физическое и психическое здоровье. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности различны, однако большинством исследователей профессиональная компетентность рассматривается в двух аспектах: как цель профессиональной подготовки и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.

Становление профессиональной компетентности, как отмечает А.А. Деркач, заключается в системном единстве специальных и психолого-акмеологических знаний, опыта, свойств и личностных качеств будущих специалистов, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и целенаправленно организовывать процессы профессионального общения, предполагающие личностное развитие и совершенствование профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность, может быть, медленнее, чем другие сферы человеческой практики, но тоже претерпевает изменения. В этих изменениях наметилось множество тенденций. Среди них следующие: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанно-ритуального поведения, все большее количество педагогов, учителей, воспитателей стремятся к рефлексии процесса и результатов педагогического взаимодействия. В современной педагогической деятельности сочетаются, хотя и не без противоречий, тенденции к возрастанию ее наукоемкости (стандартизация, модульность, информационная поддержка, диагностирование целей и результатов) и усиление субъектно-авторской позиции педагога.

Современному педагогу, столкнувшемуся с обилием педагогических и психологических идей, бывает непросто рефлексировать свою концептуальную принадлежность, определить в рамках какой концепции образования действует и развивается он сам как профессионал, поскольку их авторы зачастую пользуются сходными терминами, за которыми нередко стоит различное психолого-педагогическое содержание.

На страницах педагогических изданий термин творческая индивидуальность педагога появляется все чаще, вытесняя более распространенное ранее словосочетание, творческая личность. Вероятно, это обусловлено пониманием того, что решающим фактором обновления школы и учреждений дополнительного образования является не просто личность педагога, его готовность действовать творчески, но яркая, самобытная личность; что педагогическое творчество не может существовать без личностного, индивидуального воплощения.

Творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления).

По мысли И.Сергеева Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход в педагогической деятельности. - М.: АРКТИ. 2007 формирование индивидуальной педагогической концепции учителя проходит четыре ступени:

I ступень - сфера педагогического взаимодействия личности («Я») и ребенка. Основная деятельность, в которой происходит совершенствование - педагогической общение. Формируется крайне важное для педагога качество - эмпатия (способность понимать и чувствовать другого человека).

II ступень - сфера педагогического взаимодействия «Я» и группа учащихся в процессе обучения. Основная деятельность - преподавание. Развивающаяся функция - преподавательская экспрессия (способность насыщать процесс общения и взаимодействия с детьми разнообразными эмоциями). На этой ступени педагог делает выбор: оставаться в мире стереотипов или ориентироваться на формирование своего творческого авторитета.

III ступень - сфера педагогического взаимодействия «Я» и организации, в которой я работаю. Основная деятельность - организующая. Развивающаяся функция - организаторские способности. На данной ступени педагог выбирает: по-прежнему работать над собственным авторитетом или становиться обладателем житейской мудрости руководителя.

IV ступень - сфера педагогического взаимодействия становится предельно широкой «Я» и бытие (общество, мир). Основной деятельность педагога становится созидание смысла. Внутренняя работа теперь сосредоточена на овладении философской мудростью.

Практика показывает, что большинство педагогов, так или иначе решают свои проблемы с общением за 1-2 первых года своей работы (или - не могут решить их вовсе). Выстраивание индивидуального педагогического стиля длится уже заметно дольше - в среднем 5-10 лет. После этого, вероятно, может начаться подъем на «управленческую» ступень. Но данная последовательность не является жестко заданной. И подъем на очередную ступень отнюдь не означает доведение предшествующих качеств «до блеска», до абсолюта, они еще будут совершенствоваться при желании педагога.

Остаётся актуальным вопрос как обеспечить эффективное вхождение отдельного специалиста в коллектив, в сферу личностной парадигмы, в осознанную работу по становлению личностно-профессиональной позиции.

В каждом учреждении дополнительного образования эта задача решается многопланово, учитывая особенности коллектива, используя накопленный опыт и сложившиеся традиции. Мы считаем, что действенным фактором личностного роста, своеобразным путеводителем и помощником является управленческая деятельность, адекватная личностной модели образовательной системы. Опыт работы центра социально-психологической коррекции «Феникс» в этом направлении доказывает результативность следующих шагов:

1) использование в практике административной работы учреждения приемов наблюдения и оценки личностно ориентированных ситуаций на занятиях, воспитательных мероприятиях, в системе педагогического общения, в культурной среде (в работе с кадрами используются программа наблюдения за особенностями профессионального стиля на занятии, программа оценки эффективности занятия; разработан и апробирован в практике лист индивидуальной самооценки стабильно получаемых в профессиональной деятельности воспитательных результатов);

2) диагностика индивидуальных возможностей и пошаговое сопровождение его в плане становления авторской методики и индивидуального профессионального стиля (составление профессиональной карточки, личностно-профессиональный самоанализ);

3) не прекращается работа по созданию в учреждении инфраструктурной и психологической среды, включающей общение, мотивацию, самопрезентацию, событийность субъектов образовательно-воспитательного процесса (изучение мотивационной среды развития, разработка форм и направлений психологического сопровождения образовательно-воспитательного процесса, вариативные формы работы психолога с коллективом педагогов по различным направлениям);

4) создание и функционирование развивающейся системы методического обеспечения, включаясь в которую, специалист осваивает операции проектирования и целеполагания, реконструкции предметного материала с целью введения его в «личностный контекст» обучающихся, освоение природы и технологии создания личностно ориентированных ситуаций (изучение уровня профессиональной компетентности педагога - собеседования, анкеты, наблюдение; лист индивидуальной самооценки качеств личности).