Основные направления совершенствования коммуникативной толерантности социальных работников и критерии их эффективности

дипломная работа

1.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В отечественной науке проблема толерантности в качестве предмета исследования изучается не так давно, интерес теоретиков и практиков привлекают самые разные ее аспекты. В частности, рассматриваются общефилософские и социокультурные вопросы толерантности (Ю. Бромлей, Р. Р. Валитова, И. Б. Гасанова, В. А. Лекторский, М. Мчедлов, Л. В. Скворцов, В. В. Шалин), предлагаются различные теоретико-методологические подходы к созданию педагогики и психологии толерантности (А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. А. Тишков, А. У. Хараш и др.), сделана попытка психолого-педагогического анализа данной темы (Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, О. Б. Скрябина и др.) Кожухарь Г.С. Модель усиленной мотивации: взаимодействие базовых механизмов межличностной толерантности // Вопросы в психологии.- 2007.- №2. С. 15-27. .

В переводе с латинского «толерантность» означает «терпимость, переносимость, снисходительность к чему-либо или к кому-либо» Победа Н. А. Толерантность смыслы и социологическая интерпретация // Социологические исследования. - 2007. -№2. С. 13-27.. Можно отметить многообразие понятия «толерантность» и необходимость его изучения с учетом специфики контекста изучаемого явления. В. А. Петрицкий считает, что толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку; признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения; внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживанииАхмеджанова Э.Р. Толерантность или терпимость подростков.- Режим доступа: http: www.childpsy.ru/index.

В. А. Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания: 1. безразличие к существованию различных взглядов и практик; 2. невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого одновременно невозможно понять); 3. снисхождение к слабости других, сочетающихся с долей призрения к ним; 4. расширение собственного опыта и критический диалог.

Некоторые авторы (К. Лоренц, Э. Фромм) считают, что ранним системообразующим, преимущественно биологическим по своему содержанию является состояние терпимости, а развитие социальной структуры порождает такое отношение как нетерпимость. В противовес этой концепции существует мнение других авторов (Б. Ф. Поршнев, А. П. Назаретян), которые считают первичным, объединяющим человеческое сообщество состояние нетерпимости, которое при развитии социума, формирует терпимость Григорян А.А. Подходы к определению понятия «толерантность» в современных исследованиях. - Режим доступа: http:www.main.isuct.ru/files//publ/vgf/.html .

Наиболее частая трактовка толерантности в психологии звучит следующим образом: «Толерантность - это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» Зинченко В.Г. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая толерантность? // Вопросы психологии. - 2007. - №6. С. 3-12. . По мнению А.Г. Асмолова, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение Асмолов А.Г. «Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности». - Режим доступа: http:www.kultura-portal.ru/tree_new.

В социальной психологии толерантность понимается, прежде всего, как терпимость к каким-либо отличиям -- этническим, национальным, религиозным, расовым и др.

На основе семантического анализа различают несколько видов толерантности Липатов В.А. Семантические подходы к определению социальной толерантности.- Режим доступа: http: www. religare.ru :

1. социально-экономическую толерантность (отношение и восприятие простых граждан к бизнесу, толерантность между представителями малообеспеченных и высокообеспеченных групп, элитами и массами);

2. управленческую толерантность (отношения руководства-подчинения, вопросы по формированию корпоративной идентификации);

3. политическую толерантность (мнение общества по проведению той или иной политики государства, терпимость к любой форме правления);

4. этническую и межкультурную толерантность (терпение к различным представителям этносов, уважение культуры любой страны и любого народа);

5. межконфессиональную толерантность;

6. гендерную толерантность (в основе формирования гендерной толерантности лежит принцип человеческого равноправия).

В психологической литературе встречается рассмотрение толерантности как социального отношения и социальных установок. М. С. Мацковский определяет толерантность как «определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» Н. В. Недорезова рассматривает толерантность «…как социальную установку в аспекте трех компонентов ее структуры (поведенческого, эмоционального, когнитивного)» Касьянова Е.И. Нравственные основы толерантности в современной социокультурной ситуации. - Режим доступа: http: www. pskovgrad.ru/kholokost/page,2,1146926504-smyslovye-podxody-k-opredeleniyu-tolerantnosti.html. По мнению О.Ю. Харламовой, «толерантность характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии»Бардиер Г.Л. Смысловые подходы к определению толерантности. - Режим доступа: http:www.pskovgrad.ru/kholokost. htm .

Толерантность в межличностном общении понимается, с одной стороны, как неотъемлемая характеристика (показатель) профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в системе «человек-человек», с другой стороны, как конструируемый в процессе обучения образ (идеальная модель), выполняющий системообразующую функцию. Выделяют такие два уровня толерантности: первый подразумевает отсрочку негативной реакции, второй - готовность к пониманию, вступление в диалог с человеком, который вызывает негативную реакцию Соколова В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования.- 2003.- №8. С. 54-63.. И. Йовел подчеркивает диалектическое единство принятия и отрицания другого. С. Мендус понимает, что толерантность отличается от свободы, позволения и разрешения тем, что разговор о толерантности возникает лишь тогда, когда обнаружение различий между людьми сопровождается чувством неодобрения или отвращением Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии.- 2006.-№2. С. 3-12..

В целом данная парадигма и перечисленные определения позволяют сделать вывод о том, что толерантность распространяется на все сферы социальных отношений; толерантность включает в себя такие элементы как переживание, понимание и особенности поведения.

Коммуникативную толерантность В. В. Бойко определяет как «характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию» Хайрутдинова А. Коммуникативная толерантность лиц с наркотической зависимостью и их родителей. - Режим доступа: http:www.antidrug.health.am . Коммуникативная толерантность является одной из важнейших информативных черт человека. Она собирательна, т.к. в ней отражаются факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления, эмоциональный стереотип поведения. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида.

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает по поводу различий негативных переживаний. Отсутствие коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и личности партнера. Особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, способности к самоконтролю и самокоррекции.

В.В. Петренко выделяет следующие составляющие коммуникативной толерантности:

1) уровень ситуативной коммуникативной толерантности - фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например брачному партнеру, клиенту, пациенту, случайному попутчику;

2) уровень типологической коммуникативной толерантности выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии.

3) уровень профессиональной толерантности - проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности;

4) уровень общей коммуникативной толерантности - в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека Петренко В.В. Коммуникативная толерантность.- Режим доступа: http:www.energy-of-emotions.ru.

Делись добром ;)