Основные принципы, методы, противоречия социального обеспечения в РФ
2.1 Анализ социального обеспечения в РФ
Социальное обеспечение в современной России распространяется на отдельные категории населения, что закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации. Уполномоченные службы реализуют меры по поддержке жизнедеятельности человека в старости, в случаях наступления временной и стойкой нетрудоспособности, а также путем оказания помощи семьям при низких семейных доходах, при решении социальных проблем в случаях трудных жизненных ситуаций, предусмотренных законодательством.
В комплексе мер организационного и нормативно-правового характера, осуществляемых государством по совершенствованию механизма социального обеспечения, все большее значение приобретает реформирование системы социального страхования. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения таких расходов. В настоящее время основная доля затрат на эти цели в нашей стране приходится на государство, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой только от 20% до 50%. Переход к рыночным отношениям предполагает повышение тарифов взносов на государственное социальное страхование.
Экономической основой социального обеспечения в России, рассматриваются, прежде всего, законодательно определенные государственные социальные гарантии.
Важной особенностью социального обеспечения в РФ являются принципы его построения.
1. Всеобщность -- распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
2. Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, право на пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 дет, А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50 - 55лет, для женщин до 45 - 50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин -20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже.
3. Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.
4. Разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома - интернаты для инвалидов и престарелых и т. д.
5. Демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников.
Что касается основных методов и инструментов социального обеспечения, к ним относят предоставление пенсий, социальных пособий, социальных услуг и социальных льгот. Далее более подробно каждый из выделенных инструментов социального обеспечения РФ.
Пенсии
Государственные пенсии занимают важнейшее место в составе мер по социальной защите населения. Пенсионное обеспечение является одним из видов обязательного социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей; в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.
Действующим законодательством установлены два основных назначаемых пенсий - трудовые и социальные. Трудовые пенсии. «Трудовая пенсия российского гражданина состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Базовая часть - фиксированная часть, устанавливается государством, не зависит от стажа и зарплаты. Страховая часть зависит от суммы уплаченных страховых взносов конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала. Накопительная часть зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплат пенсий" Якушев E.JI. Пенсионное обеспечение в регионах РФ. М., 2010.
Трудовые пенсии подразделяются на пенсии по возрасту (по старости), за выслугу лет, по индивидуальности, по случаю потери кормильца. В таблице 4 представлены динамика и структура среднего размера пенсии.
На 1 января 2014 года численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в республике, (по предварительным данным) составила 257 433 человек, что на 3 865 человек больше чем на 1 января 2013 года. За последние пять лет численность пенсионеров увеличилась на 25 128 человека.
Наибольший удельный вес из общей численности составляют пенсионеры по старости -- 204 245 человек (79,4%), по инвалидности - 14 524 человека (5,6%), получателей пенсии по случаю потери кормильца - 9 579 человек (3,7%), по государственному пенсионному обеспечению - 29 085 человек (11,3%).
"right">Таблица 3Динамика численности пенсионеров в 2008-2013 годах (на конец соответствующего года), человек
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Всего пенсионеров |
232 305 |
237218 |
244443 |
249786 |
253 568 |
257433 |
|
в т.ч. получающие: |
|||||||
Трудовые пенсии: |
209 654 |
212 195 |
217904 |
221959 |
224 969 |
228348 |
|
- по старости |
173 908 |
179 186 |
188994 |
194988 |
199 637 |
204245 |
|
- по инвалидности |
19 252 |
19 178 |
16 004 |
15 376 |
15 019 |
14 524 |
|
- по случаю потери кормильца |
16 494 |
13 831 |
12 906 |
11 595 |
10 313 |
9 579 |
|
Пенсии по государственному обеспечению |
22 651 |
25 023 |
26 539 |
27 827 |
28 599 |
29 085 |
В 2009-2013 годах в целях дальнейшего повышения уровня пенсионного обеспечения проводились ежегодные индексации размеров трудовых, социальных пенсий, корректировки страховой части трудовой пенсии работающих пенсионеров. В 2013 году была дважды проведена индексация размера трудовой пенсии: с 1 февраля на 6,6%, с 1 апреля - на 3,3%, с 1 августа осуществлена корректировка страховой части трудовой пенсии работающих пенсионеров, с 1 апреля на 1,81% проиндексированы социальные пенсии.
Одним из крупных мероприятий, направленных на повышение трудовых пенсий, стала осуществленная с 1 января 2010 года валоризация (переоценка пенсионных прав) расчетного пенсионного капитала пенсионеров, имеющих стаж работы до 2002 года, в «советский период» - до 1 января 1991 года.
В результате принятых мер средний размер пенсий за последние пять лет увеличился на 7 391,57 рублей, или в 2,2 раза и достиг к 1 января 2014 года 13 778,70 рубля.
Рост средних размеров пенсий за последние пять лет характеризуется следующими данными:
"right">Таблица 4Динамика средних размеров пенсий в 2008-2013 годах (на конец соответствующего года), рублей
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Всего: |
6 387,13 |
8 692,05 |
10377,29 |
11 311,03 |
12 539,28 |
13778,70 |
|
в том числе: |
|||||||
Трудовые пенсии: |
6 641,85 |
9 050,95 |
10875,10 |
11 870,30 |
13 147,13 |
14457,63 |
|
- по старости |
7 063,25 |
9 530,43 |
11473,72 |
12 474,56 |
13 763,25 |
15100,69 |
|
- по инвалидности |
5 677,73 |
7 816,87 |
8 391,65 |
8 958,62 |
9 776,64 |
10580,19 |
|
- по случаю потери кормильца |
3 324,00 |
4 550,28 |
5 188,45 |
5 569,87 |
6 128,92 |
6 625,19 |
|
Пенсии по государственному обеспечению |
4 029,54 |
5 648,58 |
6 289,90 |
6 850,06 |
7 757,69 |
8 448,40 |
Наряду с трудовыми пенсиями законодательством РФ предусмотрены социальные пенсии, которые назначаются гражданам, не имеющие по каким-либо причинная права на трудовую пенсию. Социальная пенсия устанавливается:
- инвалидам первой, второй, третьей групп;
- детям-инвалидам в возрасте до 16 лет;
- детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;
- гражданам, достигшим возраста: мужчины- 60 лет, женщины - 55 лет.
Индексация размера трудовых пенсий - увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства РФ в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством РФ предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен т среднемесячной заработной платы в РФ.
Как показывает практика, в 2011 г. размеры пенсий были проиндексированы дважды:
- 1 февраля 2011 г. трудовые пенсии выросли на 8,8%;
- 1 апреля 2011 г. социальные пенсии выросли на 10,27%
В 2012 г. были проиндексированы размеры трудовых пенсий:
1 февраля 2012 г. трудовые пенсии выросли на 7,0%;
- 1 апреля 2012 г. трудовые пенсии выросли на 3,41, социальные пенсии выросли на 14,1%
- С 1 февраля 2014 года проведена индексация размера трудовой пенсии на 6,5%, среднее увеличение размеров трудовых пенсий составило 925 рублей. В том числе средний размер трудовой пенсии по старости повысился на 964 рубля и составил 16 064,54 рубля. Пенсии по случаю потери кормильца в среднем увеличились на 420 рублей, пенсии по инвалидности - в среднем на 681 рубль.
Следующим инструментом социального обеспечения в России являются социальные пособия.
Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:
• пособие по временной нетрудоспособности;
• пособие по беременности и родам;
• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
• единовременное пособие при рождении ребенка;
• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет,
• ежемесячное пособие на ребенка;
• пособие по безработице;
• единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
• единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы
• социальное пособие на погребение.
В рамках данного исследования особое значение приобретает структура и динамика «детских» пособий (таблица 5):
"right">Таблица 5Динамика и структура «детских» пособий»
Виды пособия |
Размер пособия, 2013 г. |
Размер пособия, 2014 г |
|
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности |
438,87 |
465,20 |
|
Единовременное пособие при рождении ребенка |
11 703,13 |
12 405,32 |
|
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком: |
|||
минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком |
2194,34 |
3226,0 |
|
минимальный размер пособия по уходу за вторым и последующими детьми |
4388,67 |
4651,99 |
|
Пособие по безработице: - |
|||
- минимальный размер |
750,0 |
850,0 |
|
- максимальный размер |
4800,0 |
4900,0 |
Наряду с выплатой пенсий и пособий важным элементом федеральной системы социального обеспечения является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми (социальные услуги).
Круг оказываемых в настоящее время социальных услуг достаточно широк и обусловлен потребностями упомянутых контингентов населения в связи с их болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.
«Престарелые и инвалиды, включая детей -- инвалидов, получают комплекс социальных услуг во время их пребывания в домах - интернатах. Эти медико-социальные учреждения предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В период пребывания в домах -- интернатах им предоставляется жилье. Питание, одежда, медицинская и лекарственная помощь, лечение, социально -- бытовое обслуживание» Бродский Г.М. Право и экономика социального обеспечения. СПб., 2009.