Основные принципы, методы, противоречия социального обеспечения в РФ

курсовая работа

2.1 Анализ социального обеспечения в РФ

Социальное обеспечение в современной России распространяется на отдельные категории населения, что закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации. Уполномоченные службы реализуют меры по поддержке жизнедеятельности человека в старости, в случаях наступления временной и стойкой нетрудоспособности, а также путем оказания помощи семьям при низких семейных доходах, при решении социальных проблем в случаях трудных жизненных ситуаций, предусмотренных законодательством.

В комплексе мер организационного и нормативно-правового характера, осуществляемых государством по совершенствованию механизма социального обеспечения, все большее значение приобретает реформирование системы социального страхования. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения таких расходов. В настоящее время основная доля затрат на эти цели в нашей стране приходится на государство, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой только от 20% до 50%. Переход к рыночным отношениям предполагает повышение тарифов взносов на государственное социальное страхование.

Экономической основой социального обеспечения в России, рассматриваются, прежде всего, законодательно определенные государственные социальные гарантии.

Важной особенностью социального обеспечения в РФ являются принципы его построения.

1. Всеобщность -- распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

2. Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, право на пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 дет, А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50 - 55лет, для женщин до 45 - 50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин -20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже.

3. Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.

4. Разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома - интернаты для инвалидов и престарелых и т. д.

5. Демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников.

Что касается основных методов и инструментов социального обеспечения, к ним относят предоставление пенсий, социальных пособий, социальных услуг и социальных льгот. Далее более подробно каждый из выделенных инструментов социального обеспечения РФ.

Пенсии

Государственные пенсии занимают важнейшее место в составе мер по социальной защите населения. Пенсионное обеспечение является одним из видов обязательного социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей; в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.

Действующим законодательством установлены два основных назначаемых пенсий - трудовые и социальные. Трудовые пенсии. «Трудовая пенсия российского гражданина состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Базовая часть - фиксированная часть, устанавливается государством, не зависит от стажа и зарплаты. Страховая часть зависит от суммы уплаченных страховых взносов конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала. Накопительная часть зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета и ожидаемого периода выплат пенсий" Якушев E.JI. Пенсионное обеспечение в регионах РФ. М., 2010.

Трудовые пенсии подразделяются на пенсии по возрасту (по старости), за выслугу лет, по индивидуальности, по случаю потери кормильца. В таблице 4 представлены динамика и структура среднего размера пенсии.

На 1 января 2014 года численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в республике, (по предварительным данным) составила 257 433 человек, что на 3 865 человек больше чем на 1 января 2013 года. За последние пять лет численность пенсионеров увеличилась на 25 128 человека.

Наибольший удельный вес из общей численности составляют пенсионеры по старости -- 204 245 человек (79,4%), по инвалидности - 14 524 человека (5,6%), получателей пенсии по случаю потери кормильца - 9 579 человек (3,7%), по государственному пенсионному обеспечению - 29 085 человек (11,3%).

"right">Таблица 3

Динамика численности пенсионеров в 2008-2013 годах (на конец соответствующего года), человек

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Всего пенсионеров

232 305

237218

244443

249786

253 568

257433

в т.ч. получающие:

Трудовые пенсии:

209 654

212 195

217904

221959

224 969

228348

- по старости

173 908

179 186

188994

194988

199 637

204245

- по инвалидности

19 252

19 178

16 004

15 376

15 019

14 524

- по случаю потери кормильца

16 494

13 831

12 906

11 595

10 313

9 579

Пенсии по государственному обеспечению

22 651

25 023

26 539

27 827

28 599

29 085

В 2009-2013 годах в целях дальнейшего повышения уровня пенсионного обеспечения проводились ежегодные индексации размеров трудовых, социальных пенсий, корректировки страховой части трудовой пенсии работающих пенсионеров. В 2013 году была дважды проведена индексация размера трудовой пенсии: с 1 февраля на 6,6%, с 1 апреля - на 3,3%, с 1 августа осуществлена корректировка страховой части трудовой пенсии работающих пенсионеров, с 1 апреля на 1,81% проиндексированы социальные пенсии.

Одним из крупных мероприятий, направленных на повышение трудовых пенсий, стала осуществленная с 1 января 2010 года валоризация (переоценка пенсионных прав) расчетного пенсионного капитала пенсионеров, имеющих стаж работы до 2002 года, в «советский период» - до 1 января 1991 года.

В результате принятых мер средний размер пенсий за последние пять лет увеличился на 7 391,57 рублей, или в 2,2 раза и достиг к 1 января 2014 года 13 778,70 рубля.

Рост средних размеров пенсий за последние пять лет характеризуется следующими данными:

"right">Таблица 4

Динамика средних размеров пенсий в 2008-2013 годах (на конец соответствующего года), рублей

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Всего:

6 387,13

8 692,05

10377,29

11 311,03

12 539,28

13778,70

в том числе:

Трудовые пенсии:

6 641,85

9 050,95

10875,10

11 870,30

13 147,13

14457,63

- по старости

7 063,25

9 530,43

11473,72

12 474,56

13 763,25

15100,69

- по инвалидности

5 677,73

7 816,87

8 391,65

8 958,62

9 776,64

10580,19

- по случаю потери кормильца

3 324,00

4 550,28

5 188,45

5 569,87

6 128,92

6 625,19

Пенсии по государственному обеспечению

4 029,54

5 648,58

6 289,90

6 850,06

7 757,69

8 448,40

Наряду с трудовыми пенсиями законодательством РФ предусмотрены социальные пенсии, которые назначаются гражданам, не имеющие по каким-либо причинная права на трудовую пенсию. Социальная пенсия устанавливается:

- инвалидам первой, второй, третьей групп;

- детям-инвалидам в возрасте до 16 лет;

- детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

- гражданам, достигшим возраста: мужчины- 60 лет, женщины - 55 лет.

Индексация размера трудовых пенсий - увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства РФ в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством РФ предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен т среднемесячной заработной платы в РФ.

Как показывает практика, в 2011 г. размеры пенсий были проиндексированы дважды:

- 1 февраля 2011 г. трудовые пенсии выросли на 8,8%;

- 1 апреля 2011 г. социальные пенсии выросли на 10,27%

В 2012 г. были проиндексированы размеры трудовых пенсий:

1 февраля 2012 г. трудовые пенсии выросли на 7,0%;

- 1 апреля 2012 г. трудовые пенсии выросли на 3,41, социальные пенсии выросли на 14,1%

- С 1 февраля 2014 года проведена индексация размера трудовой пенсии на 6,5%, среднее увеличение размеров трудовых пенсий составило 925 рублей. В том числе средний размер трудовой пенсии по старости повысился на 964 рубля и составил 16 064,54 рубля. Пенсии по случаю потери кормильца в среднем увеличились на 420 рублей, пенсии по инвалидности - в среднем на 681 рубль.

Следующим инструментом социального обеспечения в России являются социальные пособия.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

• пособие по временной нетрудоспособности;

• пособие по беременности и родам;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет,

• ежемесячное пособие на ребенка;

• пособие по безработице;

• единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

• единовременное пособие военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы

• социальное пособие на погребение.

В рамках данного исследования особое значение приобретает структура и динамика «детских» пособий (таблица 5):

"right">Таблица 5

Динамика и структура «детских» пособий»

Виды пособия

Размер пособия, 2013 г.

Размер пособия, 2014 г

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

438,87

465,20

Единовременное пособие при рождении ребенка

11 703,13

12 405,32

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком:

минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком

2194,34

3226,0

минимальный размер пособия по уходу за вторым и последующими детьми

4388,67

4651,99

Пособие по безработице: -

- минимальный размер

750,0

850,0

- максимальный размер

4800,0

4900,0

Наряду с выплатой пенсий и пособий важным элементом федеральной системы социального обеспечения является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми (социальные услуги).

Круг оказываемых в настоящее время социальных услуг достаточно широк и обусловлен потребностями упомянутых контингентов населения в связи с их болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.

«Престарелые и инвалиды, включая детей -- инвалидов, получают комплекс социальных услуг во время их пребывания в домах - интернатах. Эти медико-социальные учреждения предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В период пребывания в домах -- интернатах им предоставляется жилье. Питание, одежда, медицинская и лекарственная помощь, лечение, социально -- бытовое обслуживание» Бродский Г.М. Право и экономика социального обеспечения. СПб., 2009.

Делись добром ;)