logo
Основные проблемы профилактики насилия в семье

1.2 Насилие и агрессия

Насилие - внешнее, силовое воздействие на человека или группу людей с целью подчинить их воле того (или тех), кто осуществляет такое воздействие. Объектом насилия может стать любой человек: женщина, мужчина, ребенок, престарелый.

Виды насилия: физическое; сексуальное; пренебрежение; психологическое (эмоциональное); экономическое; семейное.

В настоящее время в международном профессиональном сообществе социальных работников чаще всего используются две классификации видов насилия, в соответствии с которыми разрабатываются и внедряются специализированные исследовательские, превентивные и коррекционные программы.

Физическое насилие - это причинение физической боли, повреждений или даже убийства, насильственное принуждение к чему-либо, а также введение в отношения человека различного рода запретов, ограничение его прав и свободы.

К физическому насилию относятся такие формы, как:

1. Побои - нанесение множества ударов. Некоторые виды ударов могут не оставлять следов (ст. 116 УК РФ).

2. Умышленное причинение вреда здоровью - вред может быть тяжкий, средний, легкий (ст. 111, 112, 115 УК РФ).

3. Истязания - физические и психические страдания, которые могут быть результатом систематических побоев (пыток, угроз, оскорблений) (ст. 117 УК РФ).

4. Оскорбления - выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности потерпевшего, имеющая обобщенный характер и унижение его чести и достоинства (ст. 130 УК РФ), а также шлепки, толчки, пинки, встряски, пощечины, нежелательного прикосновения, бросания в человека различных предметов, любое неслучайное нанесение телесного повреждения.

Физическое насилие включает также угрозы (в т. ч. оружием) и такие косвенные действия как разрушение личной собственности, запирания в ванной комнате или др. местах.

Пренебрежение - систематическая неспособность или нежелание обеспечить основные потребности зависимого члена семьи (ребенка, инвалида или престарелого) в пище, одежде, медицинском уходе, защите и привязанности, что может привести к ухудшению физического или психологического здоровья, задержке или нарушению развития и в итоге квалифицироваться как нарушение прав человека. Термин «пассивное пренебрежение» используется тогда, когда имеет место ситуация изоляции недееспособного человека, оставление его в одиночестве и игнорирование.

Сексуальное насилие - любой вид домогательства, выражаемого как в форме навязанных сексуальных прикосновений, принуждения к сексу, сексуального унижения, так и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования или инцеста) кого-либо из членов семьи против его воли.

Сексуальное насилие обычно включает в себя как физическое, так и психологическое и особенно травмирует жертву и принимает различные формы. Однако любое его проявление наносит глубокую психологическую травму, развивает чувство потерянности и предательства, повышает раздражительность, мучают ночные кошмары и воспоминания.

Сексуальное насилие может быть двух видов: не включающее и включающее физический контакт.

Формы сексуального насилия не связанные с физическим контактом:

1. Эксгибиционизм - демонстрация половых органов.

2. Везайеризм - систематическое подглядывание за другими.

3. Принуждение к порнографии: детская порнография - использование детей в качестве моделей для съемок порнографических материалов.

4. Словесные оскорбления, затрагивающие чувство собственного достоинства, замечания.

5. Использование писем, записок, рисунков с «грязным» содержанием, «грязные телефонные звонки.

Формы сексуального насилия с физическим контактом:

1. Развратные действия - насильственный питтинг (ласки), манипуляция с половыми органами или принуждения к ним жертвы.

2. Изнасилование.

3. Принуждение к анальному сношению (через прямую кишку).

4. Принуждение к оральному сношению (через рот).

5. Принуждение к сексуальному контакту с третьими лицами.

6. Инцест - сексуальные действия в отношении детей, совершаемые родителями, усыновителями и другими законными представителями или родственниками.

Психологическое (эмоциональное) насилие - причинение человеку душевных страданий, брань и оскорбления в его адрес, угрозы, причинение физической боли, изоляции, также формирование и развитие чувства страха.

Психологическое насилие выражается также в форме оскорблений, угроз, грубости, высмеивания, запретов на встречи с друзьями и занятий любимыми делами, мучений и убийстве животных, дорогих человеку.

Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать и идентифицировать, т. к. в отличие от физического насилия, явные признаки насилия редко видны, а последствия могут быть чрезвычайно тяжелыми.

В российском законодательстве в отношении психологического насилия употребляется словосочетание «угроза применение насилия», под которым понимается устранение, запугивание жертвы с применением физического насилия. Кроме того, психическое насилие может включать причинение душевной или психической травмы и ограничение свободы волеизъявления (независимо от реальности наступления физического вреда).

Экономическое насилие - единоличный контроль за расходованием денег (зависимому члену семьи выдается только строго определенная сумма денег, за которую он должен полностью отчитаться), лишение права голоса при расходовании денег, присвоение одними членами семьи собственности, либо сбережений без согласия других, принуждение к работе или запрещение работать.

Семейное насилие - это агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травмы, унижение или иногда смерть. Такие действия могут представлять собой физическое и сексуальное насилие, порчу личного имущества и неудовлетворение базовых потребностей.

Использование насилия происходит при деструктивных формах развития конфликтов. Характеризуется враждебностью, агрессивностью в отношениях между субъектами, нанесением преднамеренного, либо непреднамеренного ущерба, вреда.

Насилие порождает страдание, а оно содержит в себе исполнение желаний, вызывает удовольствие.

Модели факторов насилия в семье:

1. Психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, агрессивность, коммуникативная некомпетентность, суицидальные наклонности, депрессивность и т. п.) и детей (недоношенность, болезненность, физические и психические недостатки и т. п.).

2. Социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, низкий образовательный и культурный уровень и т. п.).

3. Психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия, в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявлениями насилия в семье.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Патогенное влияние на личность и психику ребенка различных типов насилия не оставляет сомнений.

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. (Приложение 11) Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста являются:

- детей до 3 лет - страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;

- для школьников - тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности, в поведении отмечается регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация.

- для детей младшего школьного возраста - амбивалентность чувств по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращение, испорченности, недоверие к миру, в поведении отмечается отстраненность от людей, нарушение сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость, либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;

- для детей 9-13 лет - то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений, в поведении отмечается изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;

- для подростков 13-18 лет - отвращение, стыд, вина, недоверие, сексуальное нарушение, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности, в поведении отмечаются попытки суицида, ухода из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, противоречивость поведения.

Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотики, алкоголь и т. п.), различные нарушения, связанные с неприятием своего тела, отмечается нарушения в сексуальных отношениях с партнером.

Насилие, пережитое в детстве, может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно приобретают склонность к агрессии и проявлению насилия в своей семье по отношению к близким.

Агрессивность - это поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которые направлены на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью.

Различают несколько видов (типов) агрессии (Приложение №1):

1. Реактивная агрессия - возникает в ответ на предшествующую провокацию.

2. Проактивная агрессия - возникает при отсутствии провокаций.

3. Сверхактивная агрессия (особый вид реактивной агрессии) - тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию.

4. Физическая агрессия - использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа.

5. Вербальная агрессия - нападение осуществляется либо в словесной форме (ругательства, проклятия, угрозы), либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криков, визгов или в иной подобной форме.

6. Враждебная агрессия - намеренное причинение вреда другому живому существу.

7. Инструментальная агрессия - использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения своей цели.

8. Аутоагрессия - агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, крайняя форма - самоубийство.

Основной причиной возникновения и проявления агрессии является: индивидуально-типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия.

На агрессию влияет ряд факторов:

1. Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии). Она представляет собой тенденцию предписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.

2. Темперамент - проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется в течение жизни.

3. Авторитаризм - авторитарные люди более агрессивны.

4. Чувство стыда.

5. Половые различия.

6. Национальная принадлежность оказывает определенное влияние на формирование агрессивного поведения, т. к. существуют культуры, в которых присутствуют положительное отношение к проявлению агрессивности.

7. Телевидение.

8. Наследственность - влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.

9. Химический состав крови человека - оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.

10. Алкоголь - усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.

Так же у людей агрессивность усиливает боль, причем как физическую, так и душевную. Особенно сильным возбудителем является атакующее поведение другого человека.

Всегда следует иметь в виде, что биологические процессы протекают в социальном контексте. Поэтому следует признать, что на агрессию действует разные решающие влияния.

1.3 Социально-психологическая работа с жертвами насилия

Социальная работа с людьми, подвергшимися насилию, предусматривает накопление опыта, как мирового, так и авторских методик и индивидуальных примеров выяснения причин и последствий проявления насилия, агрессии, а также разработку социальных мер по предупреждению и преодолению насилия.

Существует ряд общепризнанных подходов к изучению проявления насилия: биологический, психологический и социальный.

Социальный подход исходит из анализа социальных условий формирования и жизнедеятельности личности. Нормы, образцы поведения, принятые обществом, способствуют его солидаризации, но сами эти нормы, правила подвергаются сомнению и разрушению. Социальные условия не только трансформируют агрессивные качества характера, эмоции, но и содержат мотив проявления агрессии и насилия.

Насилию подвержены любые категории населения: дети, молодежь, женщины, пожилые люди, мужчины, иммигранты, мигранты, иностранцы и др. Оно становится неотъемлемым компонентом окружающей среды, а значит, непосредственно влияет на формирование личности. Продолжается рост преступлений связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность.

Так, по данным МВД РФ, темпы роста детской преступности в 10 раз опережают темпы роста взрослой преступности. При этом 96,8 тыс. детей, преступивших закон, нигде не работают и не учатся. Общая численность детей и подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, достигла 585 тыс. (16, с. 40-44).

Жертвами насилия все больше становятся женщины. Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. была принята специальная декларация «Об искоренении насилия в отношении женщин». Например, с 1993 г. в Москве действует Кризисный центр для женщин при Семейном фонде, который проводит телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего насилия.

Сущность социальной работы с женщинами можно кратко сформулировать так: существует 3 группы задач: по их спасению, по поддержанию функционирования и по развитию. В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа.

Так в случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной и экстренной помощью.

Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.

Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав женщин, содействием самозанятости и самообеспеченности.

Легко заметить, что все эти задачи, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса - правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.

Оказание экстренной социальной заключается в разовом, единичном содействии индивиду или семье, оказавшимся в состоянии затруднения, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Подобная помощь может быть оказана отнюдь не только маргинальным слоям, но и, например, гражданам, попавшим в чужой город.

Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и состоит также в выдаче денег, продуктов и вещей, но может предоставляться неоднократно. Получателями этих видов помощи могут быть различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.

Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница - учреждения социальной помощи стационарного типа. В этих учреждениях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для детей и женщин. Клиенты таких учреждений могут укрыться в них от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае необходимости в защите прав.

Особая функция таких гостиниц - помощь несовершеннолетним беременным, для которых их состояние не редко оборачивается необходимостью бегства из дома и школы. Социальные учреждения проводят не только медицинскую и социально-психологическую реабилитацию клиентов, но и оказывают помощь в жизнеустройстве, включая содействие в получении жилья, продолжении образования, трудоустройстве, устройстве при необходимости в семью новорожденного ребенка, если несовершеннолетняя мать отказывается от него.

Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения должна сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.

Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалистов по социальной работе в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов.

Более высокий уровень работы - переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т. е. объединение клиентов, имеющих более длительное существование, более обширный круг проблем.

Содействие социального работника в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия, его клиенты переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.

Оказание женщинам помощи в планировании семьи заключается в многосторонней деятельности ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь.

Подросткам оказывается диагностическая помощь, проводится сексуальное воспитание, дается информация о различных сторонах отношений между мужчиной и женщиной, о возможности обратится за различными видами содействия в существующие медицинские, социальные или иные учреждения.

Социально-трудовая реабилитация женщин в условиях безработицы или угрозы безработицы, заключается в оказании социально-психологической поддержке женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям, разрабатывается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным и более нужным профессиям, хотя в условиях всеобщего кризиса всё труднее, оказывается, изыскивать эти профессии. Разумеется, что в такой деятельности необходима тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.

Содействие в самопомощи и самозанятости женщин вырастает в создании ряда центров социального обслуживания, цехов, мастерских, участков трудотерапии, в рамках которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучится трудовым операциям. Продукция этих цехов будет поступать в продажу, а средства пойдут на улучшение жизни клиентов. В конечном итоге они становятся самостоятельными производствами, которые помимо первоначальных задач, предоставляют рабочие места для социально ущемлённых категорий населения.

В нашем рассмотрении всё время подчеркивалось, что те или иные социальные проблемы женщин неотделимы от проблем их семей, детей, мужчин с которыми они связаны различными отношениями.

Большое значение в борьбе с насилием имеет предупредительная и собственно профилактическая деятельность органов социального обслуживания населения. Одно из направлений деятельности социальных служб - оказание определённой помощи гражданам, пострадавшим от физического или психологического насилия.

Для работы с разнообразными видами насилия, разработаны специализированные технологии и программы, позволяющие повышать эффективность профилактической и коррекционной работы в этом направлении.

Методы работы со случаем насилия в семье.

Идентификация случая. Деятельность социального работника на этапе сбора первичной информации, расследования и составления заявления. Согласно существующей международной практике информация, которая должна быть собрана по заявлению, включает формальные основные сведения (имя, адрес, пол, возраст) и контактную информацию (телефон и реальное место проживания). Эти данные могут быть получены как в результате прямого интервью, так и на основании наблюдения или же обращения в соответствующие агентства и службы.

Уже при первом контакте с жертвой насилия, важно понять, какая именно помощь в первую очередь необходима, и не полагаться на то, что один набор приёмов применим к каждому «типовому» случаю. Если социальный работник приходит к выводу, что его компетенции для решения данной проблемы недостаточно, он должен порекомендовать, куда можно обратиться жертве для получения более адекватной помощи. Именно поэтому социальный работник должен владеть информацией о домах временного пребывания для жертв насилия, включая людей с психическими и физическими ограничениями, о возможных источниках финансовой помощи (благотворительные организации, группы местной поддержки), организациях адвокатов, психологов, медицинских работников.

Диагностика случая. На стадии диагностики детальное физическое обследование проводится медицинским персоналом. Тем не менее, и социальный работник должен обращать внимание на признаки физического и психологического насилия: синяки, ссади, порезы, ожоги, особенно на лице, губах и руках, повреждения и переломы, происхождение которых носит непонятный характер, отсутствие личной гигиены, должного ухода и лечения, нарушение сна, резкое повышение или понижение веса, необъяснимые страхи, растерянность, покорность и удрученность.

Ряд признаков может указывать на наличие насилия в семье или на жестокое обращение с ребенком, плохой уход за ним. Дети, подвергшиеся физическому и, особенно, сексуальному насилию, отстают в развитии, хуже учатся, у них мало или нет друзей. Такой ребенок боится прикосновений, не доверяет взрослым. Может совершать суицидальные попытки, наносить себе повреждения, убегать из дома или бояться оставаться дома наедине с конкретным родственником. Нередко дети проецируют то, что с ними происходит в семье, в содержании своих игр, рисунков, рассказов.

Для идентификации подобных ситуаций социальными работниками используется специальная карта, а для выявления потенциальных случаев насилия, в помощь медицинским сестрам и сиделкам разработаны протоколы изучения и оценки состояния жертвы и обидчика.

При заполнении карточки следует избегать прямых вопросов. Информацию надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно даже интуицию. Кроме того, для получения более точной и детальной информации, каждый протокол обязательно должен включать подобное описание.

Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности социального работника разработана тактика ведения интервью - расследование, согласно которой посещение семьи осуществляется социальным работником вместе с коллегой. Социальный работник обязательно разъясняет цель визита; интервьюирование жертвы и обидчика проводит индивидуально; во время беседы создает спокойную и расслабляющую атмосферу.

Планирование и контактирование. Этот этап предусматривает определение пакета услуг, круга необходимых специалистов и организаций, назначение социального работника для непосредственного ведения случая. Контактирование осуществляется, как со специалистами, которых решено привлечь к работе с конкретным случаем, так и самим клиентом. Основная задача контактирования - согласование этапов и содержание работы, взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Вмешательство в ситуацию. В процессе вмешательства в ситуацию и воздействия на нее могут использоваться различные методы и организационные формы. Предусмотрены два основных организационных подхода к разрешению ситуации:

1) Государственные и благотворительные службы оказывают члену семьи, подвергшемуся насилию и страдающему от пренебрежительного отношения, помощь и поддержку в домашних условиях или в помещении служб без изъятия семьи.

2) Жертва дистанцируется от потенциальной или реальной опасности, т. е. ей предоставляется возможность длительного (временного или постоянного) проживания и содержания в специальном учреждении (кризисный центр, приют и т. п.).

Контроль и оценка. Хотя контроль за ходом работы со случаем насилия и состоянием члена семьи присутствует на всех этапах, особое внимание необходимо уделить за тем, на сколько успешно проходит процесс реабилитации и не следует ли пересмотреть методы и подходы к ее проведению, обратившись к другим, более действенным и позволяющим достичь желаемых целей.

Завершение процесса реабилитации. На заключительном этапе социальный работник должен помочь человеку, прошедшему курс реабилитации, принять решение о целесообразности использовать постоянные системы поддержки или выбрать другие средства помощи в непредвиденных ситуациях. Он также подводит окончательные итоги, дает оценку достигнутых результатов, определяет необходимость прерывания или прекращения профессиональной или взаимной поддержки.

Выводы по I главе

Насилие - чрезвычайно сложная проблема, решение которой связано с формированием гуманных безнасильственных отношений в обществе.

Нужны эффективные программы и проекты, которые будут иметь способность сглаживать факторы и условия, провоцирующие насилия в семье. Разработка таких комплексных программ должна осуществляться на уровне государственного заказа и объединять специалистов разного профиля: юристов, сексологов, психотерапевтов, психологов, социальных работников и т. д. Оказание психологической помощи жертвам насилия должны включать меры профилактического характера.

Таким образом, мы можем сделать выводы, что, несмотря на имеющиеся фрагменты социальной защиты и помощи жертвам домашнего насилия в нашей стране, мы должны признать, что система по предотвращению насилия в семье в целом пока не сформирована.

Глава II. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия

2.1 Насилие над детьми, его формы

Разнообразные проявления жесткого обращения с детьми имеются во всех странах. Беда в том, что в нашей стране старались обходить молчанием эту проблему. Следствием такого отношения явилось отсутствие действенного предупреждения в обществе, плохое выявление и регистрация случаев жесткого обращения с детьми отсутствие системы всесторонней помощи пострадавшим детям.

По данным МВД в России около 30% убийств совершаются в быту. В 70% случаев насильственных посягательств в семье жертвами являются дети. В 2006 г. погибло 17 тыс. детей, в 2007 г. - 14 тыс., в 2008 г. - 19 тыс.

Мною было опрошено 50 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет. Был выявлен характер насилия, которому чаще подвергались дети, состав семьи, в которой чаще всего происходило насилие, а также обращались ли дети за помощью в милицию. (Приложение 12)

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение может иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является ущерб здоровья, развития и социализация ребенка, нередко - угроза его жизни или даже смерть.

К первой форме жесткого обращения с детьми следует отнести физическое насилие (побои, телесные повреждения). В результате, из-за побоев подростки бегут из дома. Только за 2008 г. ОДН ЛОВД найдено 45 подростков, из них - 15 в возрасте до 10 лет (по Курганской области).

Второй формой выступает сексуальное насилие. К сексуальной жестокости относится и насильственное вовлечение ребенка в проституцию, порнографию и наркобизнес.

По данным Минтруда России, в 2008 г. органами внутренних дел за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, возбуждено 240 уголовных дел, за развратные действия в отношении несовершеннолетних - 769 уголовных дел, за торговлю несовершеннолетними - 53.

Третий и наиболее трудно поддающийся учету и анализу, формой является психическое насилие, т. е. грубое или скрытое давление. Сюда относится постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижения его человеческого достоинства, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация неприязни.

Четвертой формой выступает пренебрежение интересами и нуждами - нежелание должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, воспитание, образовании, медицинской помощи, оставление без присмотра. Ребенок запущен, недоразвит, отклонение в психическом и физическом развитии.

До 10% детей-жертв насилия погибает, а у большинства проявляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере.

Насилию подвержены любые категории детей. Продолжается рост преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. В 2008 г. их число возросло по сравнению с 2004 г. в 5 раз.

Статистические данные свидетельствуют о том, что органами внутренних дел в России ежегодно регистрируется более 85 тыс. детей, которые убежали из дома из-за насилия в семье. (Приложение 8)

Ежегодно около 9 тыс. родителей лишаются родительских прав и более 2,5 тыс. детей изымаются из семей без решения о лишении родительских прав.

В Курганской области в 2008 г. по решению органов опеки и попечительства было изъято 44 ребенка. Появилась новая категория детей-изгоев, юных бомжей, живущих в подвалах, на чердаках и вокзалах.

Тысячи детей и подростков кончают жизнь самоубийством. За последние 10 лет число самоубийств в стране возросло на 63%. По данным Всесоюзного суицидологического центра, 52% самоубийств обусловлено семейными конфликтами.

В настоящее время разрабатывается система экстренного вмешательства в семью потерпевшего от семейного насилия, помещение жертв в социальные убежища. Такие учреждения существуют и весьма эффективно работают.

Созданы социальные приюты для женщин с детьми, подвергшихся насилию в семье со сроком пребывания до 2-3 месяцев, кризисные центры и службы психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия.

Таким образом, жестокое обращение с детьми как негативное социальное явление, во многом способствует обострению криминальной обстановки и росту социальной напряженности в современном обществе. В связи с этим, определенный интерес представляет анализ преступных посягательств на охраняемые законом ценности, непосредственно связанных с жестоким обращением с детьми.

Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий насилия, принятия мер по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно - психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия:

- полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование; (Приложение 10)

- анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью.

В случаях угрозы жизни и благополучию жертв насилия, психолог обязан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопасности у жертв насилия - основа эффективности помощи.

Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разьяснение их основных прав: право на неприкосновенность; право на защиту своей чести; право говорить «нет» взрослым; право не рассказывать о событии близкому человеку, если событие случается или вызывает неприятие; право на получение помощи.

Для оказания эффективной помощи необходима полная всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов. Мною проведено исследование мнения супружеских пар о насилии в семье (опрошено 30 человек, соответственно 15 пар). (Приложение 3)

Цель исследования - выявить закономерность проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни; перспективы развития насилия в российских семьях.

Я опросила 5 супружеских пар со средним общим образованием, 5 пар со средним специальным образованием и 5 пар с высшим образованием.

Неоднозначно восприятие и оценка респондентами конфликтных ситуаций. Наиболее часто они относят к семейному насилию побои (11 человек, 70%) . Около половины опрошенных (10 человек, 53.3%) полагают, что пьянство, наркомания и угрозы применения физического воздействия являются своего рода насильственными поползновениями. Несколько реже оценивают как насилие физические наказания детей, (6 человек, 37%) и систематическая нецензурная брань (3 человек, 23.3%). Постоянные выяснения отношений без нецензурной брани, запрет или отказ заниматься тем или иным дело большинство не считает семейным насилием. Согласно полученным ответам, восприятие респондентами таких нефизических действий (или бездействий) родственников как провокация скандалов, брань, положение каких-либо ограничений на их жизнь в качестве проявлений насилия тем отчетливее, чем выше уровень образования у опрошенных.

Профессиональная психологическая помощь необходима каждому ребенку и подростку, пострадавшему от любого вида насилия, и является наилучшим вариантом для выхода из посттравматического состояния с наименьшими последствиями для личности ребенка.

Таким образом, цель психологической помощи жертвам насилия - уменьшить отрицательное влияние на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении и облегчении адаптации в обществе.

Исходя из этих целей, можно поставить следующие задачи:

1. Оценка уровня психического здоровья жертвы насилия и определение показаний к другим видам помощи.

2. Изучение индивидуально-психологической особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем.

3. Мобилизация скрытых психологических ресурсов ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем.

4. Осуществление коррекции личностных дисгармоний и социальной дезадаптации.