logo
Основные структурные элементы социальной сферы

Современное состояние сферы предоставления социальных услуг в КР

Социальная услуга, на взгляд современных экспертов в Кыргызской республике, - это специфический товар, потребительская стоимость которого проявляется в процессе потребления и неотделима от потребителя.

В связи с этим у социальной услуги (как и у других) есть особенности. Они следующие:

- свойства услуги создаются производителем и сразу же используются клиентом;

- качество услуги зависит от квалификации персонала и его добросовестности;

-возможности выбора социальной услуги более ограничены, чем при приобретении других видов услуг (товаров).

Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:

- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);

- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

- социально -- экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

- социально -- правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Система социальной защиты в Кыргызской Республике включает в себя, в основном, социальные выплаты и денежные компенсации взамен льгот для отдельных категорий населения и отдельные виды социальных услуг, предоставляемые одиноко проживающим пожилым гражданам КР, а также подопечным интернатных учреждений.

Система предоставления социальных услуг не рассматривается в рамках государственных услуг.

В настоящее время социальные услуги стали предоставлять общественные организации при поддержке доноров. Существует слабая устойчивость и отсутствие последовательности данных проектов.

Социальные услуги развиваются бессистемно и без оценки нужд, потребностей уязвимых слоев населения.

В связи с межведомственной раздробленностью и отсутствием поддержки органов местного самоуправления не развита сеть учреждений по предоставлению социальных услуг по поддержки семьи в кризисной ситуации, лицам с ограниченными возможностями здоровья и пожилым гражданам КР.

Отсутствуют стандарты социальных услуг и соответственно система мониторинга по оказанию социальных услуг.

Основные проблемы в существующей системе предоставлении услуг.

Существуют четыре больших проблемных блоков в несовершенстве системе предоставления социальных услуг в Кыргызской Республике.

1 Блок. Отсутствие конкурентного рынка предоставления социальных услуг, которая включает в себя:

-Отсутствие конкурентной среды;

- Ограниченный выбор и доступность социальных услуг;

- Неэффективное использование бюджетных средств;

- Преимущественно сегрегационная система предоставления социальных услуг.

2 Блок. Отсутствие комплексного подхода в предоставлении социальных услуг.

-Отсутствие преемственности в предоставлении социальных услуг на протяжении жизненного цикла;

- Отсутствие межведомственной координации в предоставлении социальных услуг.

3 Блок. Несовершенство и отсутствие стандартов

- Межрегиональная дифференциация в размерах и качестве предоставляемых социальных услуг;

- Несовершенство бюджетирования, мониторинга оценки качества предоставляемых социальных услуг.

4 Блок. Отсутствие развитого института социальных работников

- Низкий профессионализм;

-. Низкий престиж социального работника;

- Отсутствие специалистов по оценке и определению потребности в социальных услугах;

-Несовершенство учебно-методической базы при подготовке специалистов.

Для содержания на достаточно высоком уровне системы медицинского обслуживания затраты на ту сферу деятельности должны составить от 5 до 7% валового национального продукта. В то же врем в нашей стране та дол в последние годы не превышала 1-1,5%, т.е. была требуемого уровня примерно в 5 раз. Та же картина вырисовывается при сравнении структуры потребительских бюджетов семей в нашем государстве и в развитых странах. В странах с высоким уровнем потребления расходы на питание составят от 15 до 30% семейных бюджетов, тогда как в нашей стране на эти цели расходуется в последнее врем до 75% бюджета семьи. Это означает, что у нас семье приходится экономить на расходах, связанных с приобретением предметов длительного пользования, определяющих качество досуга и духовного самосовершенствования.

Уровень жизни населения определяет не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и * от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Причем данное распределение подчас носит весьма противоречивый характер. Например, с помощь налогов урезать полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перераспределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к определенным социальным группам и отдельным гражданам.

Значит, реальные денежные доходы населения, сердцевину которых составят трудовые доходы, обязательно содержат определенную сумму финансовых добавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль тих добавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.