Современное состояние сферы предоставления социальных услуг в КР
Социальная услуга, на взгляд современных экспертов в Кыргызской республике, - это специфический товар, потребительская стоимость которого проявляется в процессе потребления и неотделима от потребителя.
В связи с этим у социальной услуги (как и у других) есть особенности. Они следующие:
- свойства услуги создаются производителем и сразу же используются клиентом;
- качество услуги зависит от квалификации персонала и его добросовестности;
-возможности выбора социальной услуги более ограничены, чем при приобретении других видов услуг (товаров).
Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально -- экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- социально -- правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Система социальной защиты в Кыргызской Республике включает в себя, в основном, социальные выплаты и денежные компенсации взамен льгот для отдельных категорий населения и отдельные виды социальных услуг, предоставляемые одиноко проживающим пожилым гражданам КР, а также подопечным интернатных учреждений.
Система предоставления социальных услуг не рассматривается в рамках государственных услуг.
В настоящее время социальные услуги стали предоставлять общественные организации при поддержке доноров. Существует слабая устойчивость и отсутствие последовательности данных проектов.
Социальные услуги развиваются бессистемно и без оценки нужд, потребностей уязвимых слоев населения.
В связи с межведомственной раздробленностью и отсутствием поддержки органов местного самоуправления не развита сеть учреждений по предоставлению социальных услуг по поддержки семьи в кризисной ситуации, лицам с ограниченными возможностями здоровья и пожилым гражданам КР.
Отсутствуют стандарты социальных услуг и соответственно система мониторинга по оказанию социальных услуг.
Основные проблемы в существующей системе предоставлении услуг.
Существуют четыре больших проблемных блоков в несовершенстве системе предоставления социальных услуг в Кыргызской Республике.
1 Блок. Отсутствие конкурентного рынка предоставления социальных услуг, которая включает в себя:
-Отсутствие конкурентной среды;
- Ограниченный выбор и доступность социальных услуг;
- Неэффективное использование бюджетных средств;
- Преимущественно сегрегационная система предоставления социальных услуг.
2 Блок. Отсутствие комплексного подхода в предоставлении социальных услуг.
-Отсутствие преемственности в предоставлении социальных услуг на протяжении жизненного цикла;
- Отсутствие межведомственной координации в предоставлении социальных услуг.
3 Блок. Несовершенство и отсутствие стандартов
- Межрегиональная дифференциация в размерах и качестве предоставляемых социальных услуг;
- Несовершенство бюджетирования, мониторинга оценки качества предоставляемых социальных услуг.
4 Блок. Отсутствие развитого института социальных работников
- Низкий профессионализм;
-. Низкий престиж социального работника;
- Отсутствие специалистов по оценке и определению потребности в социальных услугах;
-Несовершенство учебно-методической базы при подготовке специалистов.
Для содержания на достаточно высоком уровне системы медицинского обслуживания затраты на ту сферу деятельности должны составить от 5 до 7% валового национального продукта. В то же врем в нашей стране та дол в последние годы не превышала 1-1,5%, т.е. была требуемого уровня примерно в 5 раз. Та же картина вырисовывается при сравнении структуры потребительских бюджетов семей в нашем государстве и в развитых странах. В странах с высоким уровнем потребления расходы на питание составят от 15 до 30% семейных бюджетов, тогда как в нашей стране на эти цели расходуется в последнее врем до 75% бюджета семьи. Это означает, что у нас семье приходится экономить на расходах, связанных с приобретением предметов длительного пользования, определяющих качество досуга и духовного самосовершенствования.
Уровень жизни населения определяет не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда, средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и * от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размеров дотирования и др. Реальные доходы граждан образуются в результате многократного финансового распределения и перераспределения стоимости. Причем данное распределение подчас носит весьма противоречивый характер. Например, с помощь налогов урезать полученные гражданами денежные доходы и тем самым уменьшаются их реальные доходы. Однако финансовые ресурсы, мобилизованные посредством налогов, направляются через бюджет в сферы культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, используются на дотации и компенсационные выплаты, благодаря чему обеспечивается не только сохранение, но и рост уровня реальных доходов граждан. Таким образом, даже если предположить, что в ходе подобного перераспределения был соблюден баланс между изъятием и передачей средств по отношению к населению в целом, то неэквивалентность будет иметь место применительно к определенным социальным группам и отдельным гражданам.
Значит, реальные денежные доходы населения, сердцевину которых составят трудовые доходы, обязательно содержат определенную сумму финансовых добавок и вычетов. В условиях рыночных отношений роль тих добавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения.
- 1.2. Структурные элементы социальной сферы
- 1.2. Структурные элементы социальной сферы
- 19. Основные структурные элементы
- 1.4. Структурные элементы социальной политики
- 2. Основные структурные элементы социальной сферы.
- 2. Общество как система, его структурные элементы и основные сферы.
- Основные структурные элементы
- 1. Общество как система, его структурные элементы и основные сферы.