Основы и особенности российского пути к информационному обществу

курсовая работа

2.2 Анализ текущего состояния информационно-коммуникационных технологий в России

Российская Федерация с территорией, равной 17 млн. кв. км, является самой крупной страной в мире. Ее площадь почти в два раза больше, чем площадь США, и приблизительно в четыре раза больше, чем площадь всех стран Европейского союза. Но при этом 80 % 145-миллионного населения живут в европейской части России, составляющей только одну треть территории страны. Более того, три четверти российских граждан живут в городских центрах.

Очевидно, потребность в строительстве информационного общества в стране со столь обширной территорией и относительно концентрированным населением чрезвычайно велика. Первоочередная задача информационного общества состоит в том, чтобы связать и городские центры, и людей, проживающих в них, в единую сеть. А основным препятствием для построения информационного общества в России выступает не отсутствие линий передачи данных, соединяющих главные города, а, скорее, дефицит персональных компьютеров (ПК), не позволяющий жителям страны объединиться в информационную сеть.

Невысокая степень оснащенности ПК обусловлена относительно низким уровнем жизни населения. Данные о душевом ВВП иллюстрируют ситуацию с готовностью россиян приобрести компьютер. Следует также иметь в виду, что дифференциация доходов в России чрезвычайно велика; наиболее обеспеченные 10 % населения получают почти 50 % всех доходов, тогда как наименее обеспеченные 10 % - только 6 % [1]. Согласно данным ЕШ, одна пятая жителей России, или почти 30 млн. человек, живут ниже прожиточного минимума.

Хотя в действительности ситуация может выглядеть более оптимистично, чем показывают статистические данные, приводимые цифры однозначно говорят о том, что значительная часть населения России в настоящее время не может позволить себе участвовать в строительстве информационного общества.

В настоящее время российском секторе информационно-коммуникационных технологий (IСТ-секторе) преобладают телекоммуникации, обеспечивая примерно 70 % доходов, полученных в данном секторе. Телекоммуникационная отрасль в 2002 г. сформировала примерно 1, 8 % ВВП страны, при этом весь IСТ-сектор произвел менее чем 3 % ВВП России [4. C.7].

В конце 2004 г. оборот операторов сотовой связи составлял более 50 % оборота телекоммуникационного сектора в целом. О быстром росте отрасли сотовой связи говорит тот факт, что в сентябре 2004 г. владельцами мобильного телефона были приблизительно 60 млн. россиян, а к концу февраля 2005 г., по некоторым данным, число абонентов сотовой связи выросло до 78, 6 млн. человек, то есть степень охвата достигла более чем 50 % населения.

Производство оборудования для информационно-коммуникационных технологий в последнее время быстро росло. Количество ПК, изготовленных в России в 2002 г., увеличилось втрое по сравнению с аналогичным показателем 1998 г. В течение данного периода удвоилось производство телефонов, в 6 раз выросло производство телевизоров. Хотя производство ПК утроилось, уровень компьютеризации остается невысоким. В 2003 г. ПК был лишь у 9 из 100 человек в России. "Интернетизация" населения была еще ниже.

Для ускоренного развития российского IСТ-сектора необходимы крупные инвестиции, причем как в технологии, так и в человеческий капитал. Хотя их ежегодные объемы начиная с 1998 г. растут, таких вложений явно недостаточно, чтобы вывести Россию в лидеры в глобальном IСТ-соревновании. Очевидно, если Россия стремится догнать ведущие западные страны в области IСТ-технологий, критически необходимы зарубежный капитал, "ноу-хау" и методы управления.

Число дипломированных специалистов в области IСТ-технологий, выпущенных российскими университетами и техническими вузами, неуклонно растет, но их пока мало, чтобы сделать Россию информационным обществом XXI столетия. Кстати, в Китае в 2003 г. было подготовлено примерно 140 тыс. IСТ-специа-листов. Не улучшает ситуацию и "утечка мозгов" за рубеж, весьма интенсивная в российском IСТ-секторе.

Российское правительство признает необходимость ускоренного развития IСТ-сектора страны. Уже в 2001 г. была одобрена правительственная программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.) предусматривающая финансирование в размере 2, 6 млрд. долл. Программа "е-Россия" была ориентирована на развитие четырех сфер: регулирующая и юридическая среда; интернет инфраструктура; е-правительство и е-образование. Программа была нацелена на увеличение эффективности общественного и частного секторов путем широкого использования информационных технологий. Кроме того, произошел переход части работы правительственных органов в режим онлайн. Цели программы также включали улучшение качества подготовки IСТ-специалистов и развитие новых независимых СМИ, использующих ресурсы Интернета. Приоритет - расширение курсов дистанционного обучения через Интернет [9].

Конечно, программа "е-Россия" была крайне необходима для устойчивого развития страны, но, к сожалению, она не лишена некоторых изъянов. Во-первых, бюджет мал. Во-вторых, изначальный бюджет был сокращен, что, однако, не говорит о снижении интереса российского правительства к строительству информационного общества. В-третьих, планируемые масштабы иностранного участия совсем не достаточны, чтобы вывести Россию в мировые лидеры в области IСТ-технологий.

Делись добром ;)