10. Переписи населения как источник данных по миграции.
Программа переписи населения — перечень характеристик людей, семей, домохозяйств или сведений о них, собираемых при переписи, микропереписи или обследовании населения. В соответствии с программой переписи в переписной лист (бланк обследования или вопросник) включается ряд вопросов или признаков, позволяющих получить нужные сведения: адресные сведения, вопросы, связанные с учётом категорий населения, демографические признаки (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики (к какому народу или этнической группе себя относит, язык), вероисповедание, образование и обучение, социально-экономические характеристики (род деятельности, занятие, положение в занятии), характеристики брака и числа детей, сведения о миграциях и т. д. Признаки выбираются с таким расчетом, чтобы их сочетание позволяло получить при разработке материалов переписи всестороннюю характеристику состава населения и его социально-демографических групп.
Основные принципы проведения переписи населения
Всеобщность - перепись охватывает всю территорию и всё население.
Одномоментность - выбор критического момента (даты и времени переписи). Все собранные в ходе переписи данные относятся к одному определённому и заранее установленному моменту. Дети, родившиеся после момента переписи, в ней не учитываются, умершие после момента переписи учитываются как живые.
Единая программа переписи: сбор сведений об одних и тех же признаках, характеристиках, указанных в переписном листе, у всех переписываемых.
Поимённость - сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке.
Самоопределение: все сведения собираются только со слов опрашиваемых, запрещено требовать их документального подтверждения. Исключение составляет случай, когда опрашиваемый утверждает, что ему 100 или более лет.
Конфиденциальность - запрет сообщать кому-либо полученную в ходе переписи персональную информацию об опрашиваемых.
Строгая централизация управления переписи: государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи.
Регулярность проведения переписи. ООН рекомендует проводить переписи населения раз в 10 лет, желательно в годы, оканчивающиеся на цифру 9 или 0. В России законодательно закреплено требование проводить перепись населения не реже раза в 10 лет. В некоторых странах переписи проводятся каждые 5 лет.
Методы проведения переписи:
опрос — при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;
самосчисление — переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Применяется в некоторых европейских странах;
смешанный (анкетный) метод (активно применяется за рубежом, в том числе в США) — при этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу. По окончании сбора заполненных анкет статслужба (бюро переписей) проводят их сверку и направляют переписчикам по тем адресам, откуда не получены анкеты, для проведения опроса жителей. Обычно материальные затраты на проведения переписи таким методом менее велики, чем при опросе, однако степень возврата заполненных анкет остается невелика (около 15-20 %), даже с учетом значительных затрат на пропаганду переписи.
Программа переписи населения:
адресная часть (имя и адрес переписываемого, его отношение к главе семейства/домохозяйства);
собственно программа переписи (личные демографические (пол, возраст, брачное состояние), социально-экономические (уровень образования, профессия, занятия, источники дохода, социальное положение), этнические (этническая принадлежность, родной язык, владение языками, вероисповедание/конфессиональная принадлежность) характеристики; вопросы, связанные с изучением воспроизводства населения; вопросы о миграции);
вопросы связанные с другими обследованиями (определяются задачами данной конкретной переписи).
Категории населения, учитываемые при переписи:
Наличное население - (все лица, на момент переписи находящиеся на территории, подлежащей переписи, включая временно прибывших и не учитывая временно отсутствующих)
Постоянное население - (постоянное проживание — более 6 месяцев или 1 года)
Юридическое население - (юридически закрепленные на данной территории жители). Иногда в качестве разновидности юридического населения выделяют оседлое или приписное население (оно учитывалось при переписи населения России 1897 г.), где в отличие от юридического населения не требуется документального подтверждения принадлежности жителя к данной территории.
ПЛЮСЫ:
- единство, то есть, она проводится либо по всей территории страны, либо на конкретной, четко определенной ее части в одно и то же достаточно короткое время;
- всеобщность, то есть переписывается все население, каждый человек, проживающий или находящийся на данной территории в момент переписи;
- универсальность, то есть каждый человек опрашивается по одной и той же программе, без малейшего ее изменения;
- учитывает качественные характеристики.
МИНУСЫ:
- перепись не может предоставлять данные достаточно быстро и в течение короткого промежутка времени. Перепись проводится обычно только один раз в 10 лет;
- часть информации довольно быстро устаревает и перестает быть актуальной, практически, уже на следующий год после переписи;
- несопоставимость данных, полученных в результате переписей;
- дорогостоящее исследование.
- 1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
- 2.Структура и методология социологии. Задачи и функции социологии
- 3.Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
- 4 И 5.Миграция как объект изучения. Виды и формы Миграции
- 6.Причинно-факторный механизм миграции населения. Классификация факторов миграции.
- 7. Структура факторов Миграции в современной России.
- 8. Теория трехстадийности миграционного процесса л.Л. Рыбаковского.
- 2.Реализация миграционной подвижности.
- 3.Адаптация, приживаемость.
- 9.Общая характеристика источников данных по миграции.
- 10. Переписи населения как источник данных по миграции.
- 11. Система регистров населения как источник данных по миграции.
- 12. Текущий учет населения как источник данных по миграции.
- 13. Выборочные обследования как источник данных по миграции.
- 14. Ведомственная статистика как источник данных по миграции.
- 15. Классификация показателей миграции
- 16. Относительные, абсолютные и структурные характеристики миграции
- 17. Научные концепции миграции в России и ссср
- 18. Зарубежные концепции миграции населения
- 19.Миграционные процессы в системе социального управления. Функции управления. Уровни и принципы регулирования миграционных процессов.
- 20.Миграционная политика как инструмент управления миграционными процессами.
- 21.Программно-целевое обеспечение управления миграционными процессами
- 22.Миграционная ситуация в россии в постсоветский период
- 23.Современные тенденции демографического развития россии
- Естественное движение населения
- Рождаемость
- Смертность
- Миграция
- Здоровье населения
- Старение населения
- Убыль рабочей силы
- Основные направления действий по стабилизации демографической ситуации
- 24. Административно-организационное обеспечение миграционной политики.
- 25. Роль неправительственных организаций в системе управления миграционными процессами
- 26.Правовое обеспечение управления миграционными процессами
- 1. В области внешних отношений:
- 2. В области законодательства Российской Федерации:
- 3. В информационной сфере:
- 27. Исторический опыт управления миграционными процессами в царской России
- 28. Исторический опыт управления миграционными процессами в Советском Союзе