§ 4. Экологическая озабоченность
Это — наиболее эмпирически развитое направление в советской инвайронментальной социологии. Оно состоит из нескольких тематических «блоков». Первый -изучение зависимости анти- или проэкологического поведения от типа личности и ее сознания (М.Лауристин, Б.Фирсов); второй — исследование дифференциации данной озабоченности в зависимости от пола, возраста, социального положения и других конституирующих признаков (А.Баранов, Б.Докторов, В.Сафронов); третий — изучение ценностных ориентации участников гражданских инициатив и инвайронментальных движений (О.Яницкий).
Результаты этих исследований можно подытожить следующим образом. Общий уровень обеспокоенности населения СССР состоянием среды в течение последних десяти лет постоянно возрастал. Пик этой обеспокоенности пришелся на 1989 г., совпав с резкой общей политизацией массового сознания, и затем начал неуклонно снижаться. Чернобыльская катастрофа не оказала существенного влияния на характер этой динамики. Наиболее обеспокоенным слоем населения является гуманитарная интеллигенция и в целом лица с высшим образованием, а также большинство пенсионеров, молодых матерей и других категорий иммобильных групп населения. Наименее обеспокоенные — это люди, по разным причинам утерявшие свои социальные и культурные корни, а также занятые в сфере услуг. Относительно более озабочены состоянием среды жители больших городов и западной части бывшего СССР, относительно менее — жители малых городов и поселков и бывших республик Средней Азии [6]. Однако, как отмечается, лишь возраст и уровень образования являются сильными дифференцирующими признаками [13].
М.Лауристин и Б.Фирсов выделяют несколько устойчивых структур индивидуального сознания (их можно назвать типами, или парадигмами, сознания), сквозь «призму» которых люди воспринимают и оценивают состояние среды. Было выявлено шесть таких доминирующих типов: глобально-экологический, нравственно-этический, правовой, организационно-производственный, технологический и эстетический [18]. Если представить различные интерпретации ухудшения состояния среды в виде континуума мнений, то он будет ограничен двумя полюсами. На одном будут располагаться интерпретации этой ситуации, выраженные в виде критики экономической и технологической политики, на другом — мнения, связывающие эту ситуацию с низкой повседневной культурой и отсутствием твердых моральных устоев [13, 18].
Изучение А.Барановым степени обеспокоенности состоянием среды выявило четыре типа носителей экологического сознания. Первый, «экологист», очень сильно встревожен экологической ситуацией любых масштабов, беспокоится о дальнейшей деградации среды, поддерживает любые действия в ее защиту, готов платить за высокое качество среды. Второй, «пассивный пессимист», разделяя озабоченность первого, тем не менее платить из собственного кармана за экологические мероприятия не согласен. Третий, «пассивный оптимист», хотя также встревожен состоянием среды, полагает, что в перспективе ситуация может измениться к лучшему. Поэтому он согласен жертвовать качеством среды ради решения экономических проблем и отказывается платить личные средства на экологические нужды. Четвертый, «необеспокоенный», проявляет умеренную или низкую степень озабоченности состоянием среды и поэтому не имеет твердого мнения по поводу соотношения экономического и экологического приоритетов в политике государства [6]. Б.Докторов и В.Сафронов, испытав на российском материале концепцию циклов общественного внимания американского социолога Э.Даунса [58], пришли к выводу, что состояние общественного мнения по экологическим вопросам в России, скорее всего, соответствует второй стадии этого цикла — стадии открытия, вызывающего тревогу, и энтузиазма, выражающегося в поддержке общественным мнением экологических инициатив и требований [12].
Естественно, что члены экологических групп и движений выражают наивысшую степень озабоченности состоянием среды и готовы вносить личный вклад в изменение экологической ситуации. Однако, с нашей точки зрения, главная проблема - выявление ценностных основ этой высокой озабоченности и соответственно социальной активности — остается недостаточно исследованной.
Вопрос должен быть поставлен иначе: почему возникли это состояние сознания и готовность к действиям в условиях посттоталитарной и недоиндустриализированной России? Причин здесь несколько, и далеко не все они связаны с ухудшением состояния среды. Одна из них — это ценность позитивного экологического знания, которое может служить опорой в мире фальсифицированных ценностей официального социализма и ценностного вакуума постперестройки. Другая — это превращение проэкологической общественной деятельности в «экологическую нишу» маргинальной интеллигенции и студенческой молодежи, в нишу творческой, неполитической деятельности. Третья причина — поиск этой интеллигенцией «точки опоры» в западной культуре: российский алармизм есть несомненный последователь западного алармизма. Наконец, теперь уже ясно, что в годы перестройки экологическая озабоченность населения была использована демократическим движением в целях политической мобилизации масс. Иными словами, изменения макросоциального, равно как и локального, ситуационного контекста в ходе перестроечных процессов стимулировали трансформацию лозунгов охраны природы в средство политической борьбы против коммунистического режима.
Изучение автором российского экологического движения показывает, что в массовом сознании населения страны существует некоторый аналог «постматериальным ценностям» Запада [80]. Однако его истоки совершенно иные. Ценностная база советского экологического авангарда — это сочетание ценностей бедных, но относительно свободных (по сравнению со сталинской эпохой) детских и юношеских лет и ценности общения с нетронутой природой, в которой прошел этот период жизни нынешних лидеров экодвижения. Поэтому этот аналог правильней именовать «российским экологическим аскетизмом», тем более что коммунистическая пропаганда использовала многие образы и идеи российского христианского аскетизма. Нельзя также сбрасывать со счетов устойчивый романтический синдром, присущий русской интеллигенции XIX и начала XX вв., который через систему образования и воспитания передавался вплоть до нынешнего поколения инвайронментального авангарда. Важно также, что ценности советского, а затем российского инвайронментализма воспроизводились многочисленными группами защиты природы и памятников культуры. В них «экологический аскетизм», а с ним и экологическая озабоченность, превращались в образ жизни, в достаточно устойчивую субкультуру, альтернативную культуре официальной [86].
- Российская академия наук
- Оглавление
- Взаимоотношения между властью и социологией в России
- Композиция книги и рефлексии редактора
- Что остается за пределами этой работы
- Выражения благодарности
- В. Ядов Литература
- Раздел первый. Становление и развитие дисциплины Глава 1. Преемственность российской социологической традиции (г.Батыгин) § 1. Историографическая концепция
- § 2. Рационализация нигилизма
- § 3. Советский марксизм и социология
- § 4. Социальные обследования и политический контроль
- § 5. Модернизация советской социологической доктрины в 1950-е годы
- § 6. Социологический ренессанс
- §7. «Перестройка в социологии и постсоветская социологическая наука
- Литература
- Глава 2. Историко-социологическая проблематика (з.Голенкова,ю.Гридчин) § I. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период. Множественность классификации и поиски обобщающей концепции
- § 3. 20—40-Е годы. Догматизация марксизма и деформации в историко-социологической проблематике
- § 4. Историко-социологическое направление в 50-70-х и 80-90-х годах
- § 5. Заключение
- Литература
- Глава 3. Методология и методы (о.Маслова, ю.Толстова) § 1. Введение
- § 2. До Октябрьской революции
- § 3. Методологическая рефлексия в эмпирической социологии: 20—30-е годы
- § 4. Методологические поиски 60-х годов
- § 5. Методология эмпирических исследований в 70-80 годы: дискуссии, эксперименты, учебники
- § 6. Математические методы в социологии
- § 7. Современная ситуация: потери и приобретения переходного периода
- Литература
- Литература к § 6
- Раздел второй. Проблемы социальной дифференциации Глава 4. Социальная структура и стратификация (з.Голенкова, е.Игитханян) § 1. Вводные замечания
- § 2. Несколько слов о социально-структурной проблематике в российской социологии конца прошлого— начала нашего века
- § 3. Исследования 20—30-х годов
- § 4. Исследования социальной структуры в советской социологии в 60-х - начале 80-х годов
- § 5. Поиски методологических подходов и работы конца 80-х—начала 90-х годов
- § 6. Взгляд в будущее
- Литература
- Глава 5. Социология молодежи (в.Семенова) § 1. Вводные замечания
- § 2. Молодежная проблематика до 1917 года. Становление молодежи как группы
- § 3. 20-Е годы: молодежь как трудовой ресурс
- § 4. Первое советское поколение молодежи
- § 5. Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию
- § 6. Две ориентации молодежных исследований в 60—80-е годы
- § 7. Исследования молодежной субкультуры на рубеже 80—90-х годов
- § 8. Сегодняшнее состояние дисциплины, перспектива
- Литература
- Глава 6. Социология города (о.Яницкий) § 1. Введение
- § 2. Предыстория формирования дисциплины
- § 3. Дискуссия о социалистическом городе 30-х годов
- § 4. Исследования после 1960 года
- § 5. 80— 90-Е годы: углубление достигнутого и новые перспективы
- Литература
- Глава 7. Социология села (р.Рывкина) § 1. Введение: место села в российском обществе
- § 2. Этапы эволюции социологии села в 20—80-е годы
- § 3. Социологические исследования села в постсоветской России
- Литература
- Глава 8. Социология пола и тендерных отношений (т.Гурко) § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Дискуссии 20-х годов
- § 4. 60—80-Е годы: всплеск исследований профессиональных и семейных ролей женщин
- § 5. Новые акценты в исследованиях периода перестройки
- § 6. Начало 90-х: тематика и подходы, возникновение тендерных центров
- § 7. Перспективы развития исследований социальных проблем пола
- Литература
- Глава 9. Этническая социология в ссср и постсоветской России (л.Дробижева) § 1. Введение. Предыстория
- § 2. Становление дисциплины
- § 3. Исследования 70—80-х годов
- § 4. Этносоциология и политика в годы реформ (с 1985 года)
- § 5. Тематизация этносоциологических исследований ближайшего будущего
- Литература
- Раздел третий. Социальные проблемы экономики, производства, образования и науки Глава 10. Социология труда и производства (а.Кравченко, в.Щербина) § 1. Введение
- § 2. Предыстория дисциплины
- § 3. 30-Е годы: наука управления
- § 4. Становление советской социологии труда: годы «хрущевской оттепели»
- § 5. Социология труда в период стагнации: 70—80-е годы
- § 6. Развитие заводской социологии и управленческого консультирования (60—80-е гг.)
- § 7. Две концепции относительно функций социологии на производстве
- § 8. Современное состояние и перспективы развития социологии труда и производства
- Литература к § 1-5
- Литература к § 6-8
- Глава 11. Социология организаций: школы, направления и тенденции развития (в.Щербина)
- Литература
- Глава 12. Экономическая социология: современное состояние и перспективы развития (в.Радаев)
- Тематика экономико-социологических публикаций в российских журнальных и монографических изданиях в середине 90-х гг.
- Литература
- Глава 13. Социология образования (я.Астафьев, в.Шубкин) § 1. Вводные замечания
- § 2. Социологические подходы к проблемам народного образования до 1917 года
- § 3. Политизация исследований в первые годы советской власти
- § 4 Становление дисциплины в 1960—1970-е годы
- § 5. Развитие социологии образования в 1970—1980-е годы
- § 6. Исследования после 1985 года
- § 7. Взгляд в будущее
- Литература
- Глава 14. Социология науки (в.Келле, р.—л.Винклер) § 1. Предварительные замечания
- § 2. Социологические исследования науки в ссср в 20-е годы
- § 3. Формирование дисциплины. Дискуссии о предмете: науковедение и социология науки
- § 4. Сообщество исследователей социологических проблем науки в 70—80-е годы
- § 5. Российская социология науки в период реформ
- § 6. Заключение
- Литература
- Раздел четвертый. Духовная жизнь, культура, личность Глава 15. Социология религии (в.Гараджа) § 1. Вводные замечания
- § 2. Период до 1917 года
- § 3. Советский период
- § 4. Исследования религиозности в постсоветский период
- § 5. Перспектива
- Литература
- Глава 16. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации (л.Коган) § 1. Вводные замечания
- § 2. Предыстория социологии культуры в России
- § 3. Послеоктябрьский период: вульгаризация культурных процессов с позиций классового подхода
- § 4. Исследования 60-х—70-х годов в рамках культурно-коммуникативной парадигмы
- § 5. Состояние эмпирических исследований культуры в конце 80-х—90-е годы
- Литература
- Глава 17. Социология культуры: теоретический аспект (а.Согомонов) § 1. Культурологическая реконструкция отечественной социологии от 60-х к нынешнему времени
- § 2. Вчера отечественной культурологии
- § 3. Толкование культурно-символических кодов57: русский характер и советский простой человек
- § 4. Концепция репрезентативной культуры. Возможное завтра российской социологии культуры
- Литература
- Глава 18. Личность в российской социологии и психологии (в.Ольшанский) § 1. Введение
- § 2. Проблематика личности в дореволюционный период
- Аналитические различия исследования человека в разных науках
- § 3. 1917—1955 Годы. Социально-философская позиция немарксистов
- § 4. Утверждение ролевой концепции личности (середина 50-х — конец 80-х годов)
- § 5. Человек в кризисном обществе
- § 6. Заключение
- Литература
- Глава 19. Социальная психология (г.Андреева). § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Послереволюционная ситуация: дискуссия 20-х годов
- § 4. «Перерыв» в развитии дисциплины
- § 5. Второе рождение: дискуссия конца 50-х — начала 60-х годов
- Раздел 1 — введение, где традиционно обозначается предмет социальной психологии, основные вехи ее истории, методологические принципы и конкретные методы исследования.
- § 6. Современное состояние: области исследований
- § 7. Уроки и перспективы
- Литература
- § 2. Изучение населения в дореволюционный период
- § 3. Советская демографическая наука в 20—30-е годы
- § 4. Теоретические подходы к изучению детерминации рождаемости в 50—80-е годы
- § 5. Несколько слов о сегодняшней ситуации
- Литература
- Глава 21. Социология семьи (а.Клецин) § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Первые годы советской власти
- § 4. Вакуум 30—50-х годов, возрождение в годы «хрущевской оттепели» и современные исследования
- § 5. Теоретические концепции семьи
- § 6. Заключение
- Литература
- Глава 22. Исследования миграции населения в России (л.Рыбаковский) § 1. Вводные замечания
- § 2. Изучение переселений в досоветский период
- § 3. 20-Е—начало 30-х годов
- § 4. Возобновление исследований с конца 50-х годов
- § 5. Современные миграционные процессы в России
- Литература
- 29. Методология и методика системного изучения деревни. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд., 1980.
- Глава 23. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей (в.Патрушев) § 1. Предмет и проблематика
- § 2. Различия методологических подходов в мировой социологии
- § 3. Методические аспекты исследований
- § 4. Три этапа исследовании
- § 5. Заключение: взгляд в будущее
- Литература
- Приложение Использование бюджета времени Дневник для записи видов деятельности
- Глава 24. Социология быта, здоровья и образа жизни населения (л.Гордон, а.Возьмитель, и.Журавлева, э.Клопов, н.Римашевская, в.Ядов) § 1. Вводные замечания
- § 2. От исследований свободного времени к анализу повседневного быта людей
- § 3. Проект «Таганрог» (1968-1994)
- § 4. Исследования в рамках концепции образа жизни (70—90-е годы)
- § 5. Здоровье населения как междисциплинарная проблема. Становление социологии здоровья
- §6. Заключение
- Литература §2
- Глава 25. Экологическая социология (о.Яницкий) § 1. Введение
- § 2. Возникновение экологической социологии
- § 3. Концептуальные основы российской экосоциологии
- § 4. Экологическая озабоченность
- § 5. Социальная экология города
- § 6. Экологическое движение
- § 7. Социальные изменения и экологическая политика
- § 8. Возможная перспектива
- Литература
- Раздел шестой. Социально-политические процессы, общественное мнение, социальный контроль Глава 26. Социология политики: становление и современное (в.Амелин, а.Дегтярев) § 1. Вводные замечания
- § 2. Предыстория и становление предмета
- § 3. Развитие социологии политики с конца 1980-х годов
- § 4. Что дальше?
- Литература
- Глава 27. Социология общественных движений — становление нового направления (е.Здравомыслова) § 1. Вводные замечания
- § 2. Три группы факторов становления социологии общественных движений
- § 3. Развитие научного дискурса и результаты исследований
- § 4. Изучение политической мобилизации и ее «узлов»
- § 5. Заключение: концептуализация общественных
- Литература
- Глава 28. Изучение общественного мнения (в.Мансуров, е.Петренко) § 1. Вводные замечания
- § 2. Первые подходы к изучению общественного мнения. Роль земств (1860—1910-е годы)
- § 3. Партийно-советская система: «изучение настроений трудящихся»
- § 4. Зарождение дисциплины. Социология общественного мнения
- § 5. Подъем на волне гласности и перестройки (конец 80-х — середина 90-х годов)
- § 6. Ожидаемое будущее
- Литература
- Глава 29. Социология девиантного поведения и социального контроля (я.Гилинский) § 1. Вводные замечания
- 3. Послеоктябрьский период
- § 4. Становление отечественной социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории
- § 5. Возможные перспективы
- Литература
- Глава 30. Социальное прогнозирование (и.Бестужев-Лада) § 1. Введение
- § 2. Предпосылки социопрогностических исследований в России: забытое открытие в. Базарова 20-х годов и развитие прогностики 60—80-х годов на Западе
- § 3. От политического энтузиазма 20-х годов через репрессии 30-х —
- § 4. Возможна ли социальная прогностика?
- Литература
- Глоссарий92
- Именной указатель
- Об авторах