logo
Sbornik_2010

Молодежь и ее ценности в современном мире.

Проблемы ценностей молодого поколения, процессы, происходящие в ценностном сознании молодежи, все это представляет собой огромный научный и практический интерес. Исследование того, каким ценностям следует молодежь, позволяет прогнозировать дальнейшие перспективы развития современного общества, предвидеть его будущее. Актуальность темы состоит в том, что от ценностей сегодняшней молодежи, зависит ее будущее и будущее общества в целом. В нашей работе, мы будем основываться на проведенных социологических исследованиях. Для нас важно сопоставить и сравнить ценности, которыми руководствовались предшествующие поколения и ценности современной молодежи, и на основе этого сделать анализ и выводы. Необходимо выяснить какие ценности уходят, разрушаются, какие остаются, и самое главное, выяснить ради чего живут молодые люди.

Ценности, писал Тугаринов В. П., - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждение в качестве нормы, цели и идеала. Ценности выступают как общественный идеал. Как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного, в различных сферах общественной жизни.

Современное общество дает возможность молодому человеку выбрать модель поведения. Среди молодежи происходит изменение ценностного сознания, побеждают приоритеты рынка, молодежь уже не поддерживает национальные и культурные ценности, следует другим образцам поведения. Современная молодежь все чаще отрекается от устоявшихся общественных ценностей и при этом, в их поведении присутствуют признаки девиантного поведения.

Экономические, политические и социальные перемены являются основными факторами смены ценностных ориентаций. Если говорить о молодежи постсоветского пространства, то переход к рыночной экономике привел к отказу от существовавшей прежде идеологии и, следовательно, к изменению ценностей.

Практически половина молодых людей не уверены в завтрашнем дне, особенно в России (46 % по результатам Всероссийских социологических исследований НИЦ института молодежи). Как отмечает К. Мяло, историк и публицист, «в системе жизненных ценностей, образовался феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченные равнозначным стремлением эти блага создавать». Этот феномен определяющим образом повлиял на основной вектор ценностных изменений у поколений, выросших в условиях рыночных реформ. Это подтверждают многочисленные социологические опросы различных категорий молодежи. Многие из них выявили общий ценностный и нормативный кризис, выразившийся у определенной части молодежи в дегуманизации и аморализме жизненных установок. Например, по результатам общероссийского репрезентативного социологического исследования Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в 1997 г., ставившего целью выявить социальный портрет современной российской молодежи, 43,8% молодых людей, т.е. почти половина опрошенных, готовы драться за место в жизни и преступить ради своего благополучия через моральные нормы.

По результатам исследования, проводимого ЦИОМ РСС в 2006 г среди 1500 студентов из 21 субъекта РФ, 13,9 % респондентов стремятся получить хорошее образование; 12 % устроится на хорошую работу; 2 % выразили намерение открыть свой бизнес; 3,4 % заработать много денег; 11,3 иметь хорошую семью; 21,3 % приобрести дорогие вещи. Исследование демонстрирует, что современная молодежь больше ценит дорогие вещи, чем образование, семью, и работу. Также по данным исследованя можно сделать вывод, что молодые люди стремятся в первую очередь к материальному благополучию, к карьере, и семья отходит на второй план.

Для проведения дальнейшего анализа, необходимо сравнить ценности современной молодежи с ценностями предшествующих поколений, выявить причину трансформаций, и найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Хижняк Олександр

аспірант соціологічного факультету ХНУ імені В.Н.Каразіна

(Україна, м. Харків)