Родство. Системы родства.
Системы родства — родственные отношения на основе принятых в конкретной культуре связей через преемственность и брак. Системы родства существуют во всех обществах. Системы родства и преемственности обусловлены биологическими аспектами существования человеческого общества.
Родственные отношения предполагают кровную связь между людьми и (или) брачно-семейную (мать и дочь связаны между собой и кровными и семейными отношениями, муж и жена находятся в семейных, но не в кровных отношениях). В различных обществах кровно-родственные отношения рассматриваются по-разному. В одних кровными родственниками считаются все люди, которые имеют общих предков, в других, например, родственниками считаются только предки и родные по материнской линии.
Определение родителей, братьев и сестер так же имеет свои особенности в разных культурах. Основу родственных систем, как правило, составляют отношения родители-дети, братья-сестры и производные от них. Родственные системы выявляют в большинстве обществ наиболее близкие биологические связи между людьми.
В современном обществе термин “отец” может иметь три значения : биологический, социальный и физический статус мужчины. Один человек может владеть всеми тремя статусами, а может одним или двумя, но отцом ребенка может быть мужчина. В некоторых обществах (у нуэров) статус социального отца может перейти к женщине или к духу, отцом может считаться группа братьев.
Определение системных родственных связей между братьями и сестрами так же не однозначно в разных обществах. В современных индустриальных обществах за основу берется кровное родство и делается четкое различие между родными, двоюродными, троюродными и т.д. братьями и сестрами. Эта система родственных отношений в определенной степени формирует экзогамные-эндогамные группы, правила наследования и владения имуществом в рамках семьи и пр. В некоторых других обществах (чеены) не делают различий между родными и двоюродными или троюродными братьями и сестрами, но особое внимание обращается на их возрастные категории.
Наследование. Все системы родства основываются на принципе наследования или общественно-значимых связях между человеком и его предками. В большинстве обществ, особенно в традиционных обществах, ограничивается число лиц, которые могут считаться наследниками. такие ограничения возникают чаще всего по причине дисбаланса в демографической структуре общества (выделение экзо- и эндогамных групп), в целях контроля за распределением имущества. Наследование, таким образом, становится частью адаптационной стратегии общества. Выделяют следующие системы наследования : унилинейная, матрилинейная, патрилинейная, билинейная, амбилинейная, параллельная и когнатическая. Унилинейная система наследования — наследование только по мужской или по женской линии, когда родственниками человека являются родные только по одной линии (по линии материнской родни — матрилинейная, по линии отцовской родни — патрилинейная). При билинейной системе наследования человек может определять и считать своими родственниками родных или по женской или по мужской линии (в зависимости от ситуации). Амбилинейное наследование предполагает определение родственных связей или по линии матери, или отца по выбору человека. При параллельной системе наследования женщины прослеживают свои родственные связи по женской линии, а мужчины — по мужской. В крупномасштабных обществах и обществах, условия обитания которого нестабильны, родственниками человека являются все предки и родные и по мужской, и по женской линии — когнатическая система наследования.
В каждом обществе родственные отношения выполняют ряд функций. Чаще всего они служат средством передачи статуса и собственности из поколения в поколение (процесс наследования). Вторая важная функция — родственные отношения служат основание для создания или функционирования социальных групп.
Группы с унилинейным принципом наследования являются наиболее распространенными. Принадлежность к унилинейной группе определяется от момента рождения человека. На унилинейном принципе наследования основываются четыре основные виды групп : роды, кланы, фратрии и половы. Род (линидж) — группа родственников, которые определяют свое наследование от определенного предка — мужчины (патрилинейная группа) или женщины (матрилинейная группа) через доказанные связи (заключение брака). Во многих обществах несколько родственных групп объединяются в группу более крупную — корпоративную. Родовые организации играют большую роль при распределении богатства, политической власти, коллективном владении землей или пастбищами, в рамках рода осуществляется забота о сохранении жизни, воспитании подрастающего поколения. Родовые организации типичны для самых разных по уровню своего развития обществ. Они существуют и в обществах с неразвитой социальной структурой (нуэры), и там, где уже развиты социальные связи, сформировались социальные группы (например, в современном Китае, Индии). Род может иметь свою внутреннюю структуру и делиться на сегменты. Выделение сегментов внутри одного рода происходит по причине разрастания рода и долгого времени его существования, когда между первопредком и потомками существует уже достаточное число поколений. В результате появления сегментов рода, их разрастания, из сегментов формируются отдельные роды — происходит процесс расщепления родов.
Клан — группа родственников, которые верят в существование общего предка, но не могут это доказать. Клановым атрибутом и признаком является тотемистическая эмблема — животное или растение достаточно часто родовые организации признают свою принадлежность к одному клану. В этом случае каждый род имеет свои обязанности и права в рамках своего клана и по отношению к другим кланам : взаимопомощь во время ведения военных действий или в случае стихийных бедствий, экзо- или эндогамные отношения и т.п. Кланы чаще являются территориальными объединениями (отдельный клан составляют роды определенной местности) с установленными имущественными, политическими, социальными отношениями.
Фратрии — группы с наследственными связями, состоящие из отдельных кланов. Наследственные связи считаются существующими, но чаще всего ни чем не подтверждаются. Как и кланы, фратрии могут иметь тотемистические эмблемы. Фратрии выполняют чаще всего политические функции.
Половины — отдельные унилинейные группы, выполняющие в обществе взаимо-дополняющую функцию. Малые общества часто делятся на две половины, образуя, например, экзогамные группы. К. Леви-Стросс приводит пример племени, которое было разделено не только на две экзогамные половины. В этом же обществе существовал раздел и для отправления определенных обрядов (одна половина племени была обязана хоронить человека из другой половины). Разделения общества на две половины может иметь целью создание конфликтной ситуации и через ее решения — снятие социальной напряженности в обществе.
Общества с билинейным принципом наследования, когда наследование определяется и по материнской, и по отцовской линиям, менее распространены, чем общества с унилинейным наследованием.
Общества с когнатическим типом наследования для изучения родственных связей являются наиболее сложными. В таких обществах человек может принадлежать не только к разным родовым группам, но и к разным социальным группам, а так же приходится родственником другим людям не по одной родственной линии, а по нескольким.
Существует два подхода для создания групп на основе когнатических родственных связей : ориентация на предка группы или формирование группы вокруг отдельного человека путем определения его родственных связей.
Системы терминологии родных и установления родственных связей. В связи с различными системами наследования и установления родственных связей, у каждого народа существую свои особенности в назывании родных и определении себя в структуре семьи. Выделено несколько типичных моделей определения и называния родных : эскимосская, гавайская, суданская, амаха, системы кро и ирокезов. В эскимосской системе отличают родных и двоюродных братьев и сестер, но далее, по степени родства, различия в образовании и взаимоотношениях не идут — к двоюродным, троюродным и т.д. братьям и сестрам относятся одинаково, они имеют одинаковые права наследования. Гавайская система родственных отношений отличается от других систем наименее разработанной терминологией и структурой родственных отношений. В гавайской системе для всех родственников одного пола существует одно название и связана она чаще всего либо со свободным наследованием (человек включает себя либо в отцовскую, либо в материнскую родовую группу), либо с неоднолинейными родственными группами.
Суданская система допускает максимальное количество терминов для обозначения степени родства. В ней, например для каждого неродного брата или сестры существует особый термин для обозначения. Суданская система встречается в тех обществах, где существует сложное по своей структуре разделение труда, оформилась структура и социальные слои общества. Она свойственна, как правило, обществам с патрилинейным счетом родства. С этим же счетом родства связана и система амаха. Здесь один и тот же термин используется для обозначения родственников одного поколения отдельной патрилинейной группы (одним термином, например, называют отца и брата отца, мать и ее сестру и т.п.). Отличительной особенностью системы амаха является разделение терминов по полу родственников : сестер и братьев называют по-разному. Своеобразным аналогом системы амаха можно считать систему родства кро, но здесь родство ведется по материнской линии. В системе кро одинаково называются родственники отца по женской линии, а отличия по возрасту определяются с материнской стороны (один термин для обозначения матери и ее сестры, другой — для обозначения родных и неродных сестер и пр.) . Система ирокезов имеет много общих черт с системами родства амаха и кро. Ее отличительный признак — термины для обозначения двоюродных братьев и сестер. В системе ирокезов перекрестные двоюродные братья, как и перекрестные двоюродные сестры имеют одно название.
- Социально-культурная антропология
- Содержание
- Вводная часть.
- Структура антропологической науки.
- Развитие антропологической теории. Этнологические идеи в конце 18 — первой половине 19 века
- Мифологическая школа
- Эволюционизм
- Диффузионизм
- Школа Эмиля Дюркгейма.(м.Мосс, Гране, л.Дюмон, м.Хальбвакс, л.Леви-Брюль, Роберт Грец, с.Бугле)
- Функциональная школа. Бронислав Малиновский
- Структурное направление.
- Школа “культура и личность” (Этнопсихологическое направление)
- Методы антропологических исследований
- Экономические системы.
- Родство. Системы родства.
- Социализация.
- Политическая организация и социальный контроль.
- Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
- Литература Основная
- Дополнительная