IX.4. Классификация наук
Современная наука сложнейшее социальное явление. Отдельные науки различаются, прежде всего, тем, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, раскрывает предмет науки, тогда как ответ на вопрос, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования. Предметом науки в целом является вся действительность, т.е. различные формы и виды движущейся материи, включая общество, человека, культуру, науку, искусство и т.д.
По предмету исследования науки делят на две основные группы: естественные и общественные (социальные). По функции, целевому назначению выделяют фундаментальные и прикладные (технические) науки. По методу исследования – теоретические и эмпирические и т.д.
Естествознание – система наук о природе, теоретическая основа промышленности, сельского хозяйства и медицины.
Структуру науки о природе можно рассматривать в двух планах. Первый отражает последовательность усложнения самого ее объекта (т. е. различных видов материи è форм ее движения). Второй отражает ряд наук, в которых последовательно углубляется познание одного и того же объекта (или одного и того же круга явлений), начиная с наук, которые только описывают его и систематизируют данные о нем, и кончая науками, которые проникают в его сущность, отражают законы его исторического развития. В общем весь этот ряд наук отвечает движению познания от явлений к сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой. В этом сказывается внутренняя логика развития науки, логика познания природы. Связь наук о природе отражает развитие природы, идущее от объектов более простых, низших к более сложным, высшим.
Раздвоение ряда наук вслед за химией отражает раздвоение процесса развития природы на неживую и живую, которое зарождается в пределах химии с того момента, когда химические соединения дифференцируются на органические и неорганические.
геология
Физика – химия
биология
Такое раздвоение подготовляется на атомном и молекулярном уровнях структуры материи: из молекул образуются агрегаты (газообразные, жидкие, твердые - аморфные кристаллические), составляющие основу различных сфер нашей планеты или неживой природы (область геологии и родственных с нею наук). С другой стороны, постепенное усложнение молекул углеродистых соединений приводит к образованию белков, которые составляют основу живой природы. Физика, химия, геология и биология относятся к числу основных отраслей современного естествознания. Их взаимная связь в самом первом приближении может быть выражена в виде общего ряда наук.
В современном естествознании существует множество переходных наук, которые свидетельствуют об отсутствии каких-либо резких граней между различными его отраслями, о взаимопроникновении ранее обособленных наук.
Каждая основная отрасль естествознания подразделяется, в соответствии с изучаемыми ею более частными формами движения материи, на ряд научных дисциплин; так, химия подразделяется на неорганическую и органическую (по характеру объекта) и аналитическую химию (по методу); биология - на зоологию и ботанику (по характеру объекта), но вместе с тем и по oбщему методу, поскольку обе они носят характер систематических наук, морфологию, анатомию и физиологию (по методу и вместе с тем по предмету): первые две изучают форму и внутреннее строение организмов, физиология — их функции и т. д.
Между естественными науками существуют такие взаимоотношения, которые отражают развитие целых совокупностей материальных объектов, включающих в себя различные формы движения. Так, астрономия изучает небесные тела и их системы, их происхождение (космогония) и Вселенную как целое (космология).
В результате абстрагирования от природы движущего предмета и рассмотрения его движения лишь со стороны характеристики его перемещения в пространстве под воздействием внешних сил, из физики выделяется особая отрасль естествознания механика.
Дальнейшее абстрагирование от качеств, физического содержания явлений природы и ограничение их количественной стороной лежит в основе математики. Предметом математики является не какая-либо особая форма движения материи, а абстрактно выделенная (количественная и пространственная) сторона движения и взаимоотношения тел природы. Не будучи сама частью естествознания, математика тесно связана с ним и по отношению к нему выступает в качестве аппарата — особого приема исследования и обобщения опытного материала.
Особое место среди социальных наук занимает философия. С одной стороны, она выступает как наука о человеке как мыслящем и действующем существе, с другой – она тесно связана с мировоззрением, представляет собой самосознание культуры. Существует определенное сходство философии с математикой. Как математика может применяться практически во всех науках для исследования любых явлений и процессов, так и философия может и должна стать важнейшей составной частью любого исследования. Исследование – деятельность мышления. Оно предполагает использование категорий, которые задают алгоритм мышления ученого. Работу мышления изучает философия. Поэтому она необходима любому ученому, если он хочет сделать свое мышление осознанным. Ученый всегда должен быть обращен к двум процессам: 1) к тем природным или общественным процессам, которые он исследует; 2) к собственному процессу мышления, который он сознательно контролирует и направляет в процессе исследования. Философия всегда была мышлением о мышлении. В этом ее особая роль и особое место среди других наук.
В целом классификацию наук можно представить в следующем виде.
Естественные и технические (прикладные) науки.
- Южно-Российский Государственный Технический Университет (нпи)
- О г л а в л е н и е
- Предисловие
- Глава. . Философия, ее специфика и
- Место в культуре
- Глава II. Основные этапы исторического развития и школы философии
- Глава III. Философские и естественнонаучные
- Глава iy. Природа, общество, культура.
- Глава IX. Наука, техника, технология.
- П р е д и с л о в и е
- .1.2.Философия: взгляд изнутри
- 3. Границы разума.
- «Теоретический» образ жизни
- 1.7.Философия и мировоззрение
- .1.8. Философия и ценности.
- И зачем судьбою тайной
- Цели нет передо мною…
- Предварительные замечания
- Глава II. Основные этапы исторического
- II.2. Классическая греческая философия.
- II.2.1.Сократ
- II.2.2.Платон
- II.2.3.Академия Платона
- II.2.4.Аристотель
- II.3.Философия эпохи эллинизма
- II.3.1.Эпикуреизм
- II.3.2.Стоицизм
- II.3.3. Общая характеристика античной философии
- II.4. Философия древней Индии и Китая. Аксиомы "западной" культуры
- II.4.1.Философия древней Индии.
- II.4.2.Буддизм
- II.4.3.Три драгоценности буддизма
- II.4.4.Чань-буддизм
- II.5.Философия древнего Китая
- II.5.1.Даосизм: Небо-дао-мудрость
- Даосизм и греческая философия
- Человек
- II.5.2.Конфуций
- Знание – преодоление себя
- Обретение Пути
- Справедливость – судьба
- Природа человека
- «Благородный муж»
- Сыновняя почтительность
- II.5.3.Сократ – Конфуций
- II.6. Философия в средние века
- II.6.1. Античная культура и христианство
- Бог, человек, мир в христианстве. Вера вместо разума
- Новый образец: любовь, терпение, сострадание
- Человек: между греховностью и совершенством
- Жить сообразно природе или следуя Богу?
- "Природа" и свобода
- II.6.2. Религиозный характер философии средневековья. Патристика и схоластика
- II.7. Философия Нового времени. Выдающиеся европейские философы XVII-XVIII вв. Русские философы XVIII в.
- II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма диалектики
- II.10. Философский иррационализм.
- II.10.1. Шопенгауэр
- Мир как воля и представление
- Человек в мире
- Феномен сострадания: путь к свободе
- II.10.2.Ницше
- Воля к власти
- Человек и сверхчеловек
- Тело и душа
- Человек должен стать свободным
- II.11. Русская философия XIX в.
- II.12. Панорама философии хх века
- II.12.1.Философия "серебряного века" русской культуры
- II.12.2.Советская философия
- II.12.3.Неопозитивизм
- II.12.4.Феноменология
- II.12.5.Экзистенциализм
- II.12.6.Герменевтика
- Глава III. Философские и естественнонаучные картины мира
- III.I. Понятия «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира.
- III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности
- III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
- III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Возникновение атомистики. Научное наследие Аристотеля
- III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики
- III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии. Продолжение идей атомистики и геоцентрической космологии
- III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
- III.4. Научные революции эпохи нового времени и смена типов миропонимания
- III.4.1. Научные революции в истории естествознания
- III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической картины мира
- III.4.3. Вторая научная революция.
- Создание классической механики и
- Экспериментального естествознания.
- Механистическая картина мира
- III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений.
- III.5 диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIX века
- III.5.1. Формирование диалектико- материалистической картины мира
- III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии и естествознания. Материя как объективная реальность
- III.5.3. От метафизико-механического – к диалектико-материалистическому пониманию движения. Движение как способ существования материи
- III.5.4. Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время как формы бытия движущейся материи
- III.5.5. Принцип материального единства мира
- III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий хх века. Проникновение в глубь материи. Квантово-релятивистские представления о мире
- III.7. Естествознание хх века и диалектико-материалистическая картина мира
- Глава iy.Природа, общество, культура
- Iy.1. Природа как естественная основа жизни и развития общества
- Iy.2. Современный экологический кризис
- Iy.3. Общество и его структура. Социальная стратификация. Гражданское общество и государство.
- Iy.4. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в общественной жизни.
- 4.5. Специфика философского
- Подхода к культуре.
- Культура и природа.
- Функции культуры в обществе
- Глава y. Философия истории. Y.I. Возникновение и развитие философии истории
- Y.2. Формационная концепция общественного развития в философии истории марксизма
- Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества. Традиционные и техногенные цивилизации
- Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма» y.4.1. Концепция «Стадий экономического роста»
- Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
- Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного) общества»
- Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии цивилизации
- Y.4.5. Концепция «информационного общества»
- Y.5. Философия истории марксизма и
- Современные «индустриальные» и
- «Постиндустриальные» концепции
- Развития общества
- Глава yi. Проблема человека в философии,
- Науке и социальной практике
- Yi. 1.Человек во Вселенной.
- Антропный космологический принцип
- Yi.2. Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид и личность
- Yi.3. Сознание и самосознание человека
- Yi.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм и неофрейдизм
- Yi.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.
- Yi.6. Мораль, нравственные ценности, право, Справедливость.
- Yi.7. Представления о совершенном человеке в различных культурах
- Глава yii. Познание и практика
- VII.1. Субъект и объект познания
- Yii.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания
- Yii.3. Мышление и формальная логика. Индуктивный и дедуктивный типы умозаключения.
- Yii.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика инженерной деятельности
- Yii.5. Проблема истины. Характеристики истины.Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
- Глава yiii. Методы научного познания yiii.I ПонятиЯ метода и методологии. Классификация методов научного познания
- Yiii.2. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании. Yiii.2.1.Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании
- Yiii.2.2.Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание
- Yiii.2.3.Принцип детерминизма. Динамические и статистические закономерности. Недопустимость индетерминизма в науке
- Yiii.2.4.Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в познании
- Yiii.3. Общенаучные методы эмпирического познания yiii.3.1.Научное наблюдение
- Yiii.3.3.Измерение
- Yiii.4. Общенаучные методы теоретического познания yiii.4.1.Абстрагирование. Восхождение от
- Yiii.4.2.Идеализация. Мысленный эксперимент
- Yiii.4.3.Формализация. Язык науки
- Yiii.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания yiii.5.1.Анализ и синтез
- Yiii.5.2.Аналогия и моделирование
- IX. Наука, техника, технология
- IX.1. Что такое наука?
- IX.2.Наука как особый вид деятельности
- IX.3.Закономерности развития науки.
- IX.4. Классификация наук
- Механика прикладная механика
- IX.5. Техника и технология как социальные явления
- IX.6. Взаимоотношение науки и техники
- IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия
- IX.8. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса
- IX.9.Наука и религия
- Глава х. Глобальные проблемы современности х.I. Социально-экономические, военно-политические и духовные характеристики мировой ситуации на рубеже хх и ххi веков.
- Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и иерархия
- Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества