Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
Адаптационная стратегия выражается в отношении к жизни, определении путей и способов деятельности, формировании взаимоотношений в обществе и пр. Адаптационная стратегия может складываться как стихийно, так и сознательно — в большей степени это зависит от уровня развития общества и его социальных институтов. Основные, главные ориентиры и образцы поведения, которые сохраняются в рамках определенной культурной традиции, отражают адаптационную стратегию всего общества. Значительную роль в определении адаптационной стратегии играет окружающая среда — природная, социальная, культурная. Чем меньше общество и чем проще оно организовано, тем больше адаптационная стратегия зависит от природной среды обитания, а в последнее время и влияние современной индустриальной культуры. Современные крупные индустриальные общества в меньшей степени зависят от окружающей среды.
Мировоззрение — культурная ориентация людей, форма восприятия ими окружающей среды. Под мировоззрением понимают также систему идей, которые формируются у каждого человека в процессе взросления и социализации. Различают мировоззрение общества и отдельного индивида. Не все люди придерживаются одинаковых взглядов, но в обществе формируются общие основополагающие мировоззренческие принципы.
Система мировоззренческих взглядов и принципов формируется в зависимости от уровня развития и характера культуры общества. Различают природное и урбанистическое мировоззрение.
Природное мировоззрение — когда люди ощущают себя тесно связанными с природой. В этом случае физический мир предстает живым организмом, в котором все взаимосвязано, а значит и человек тесно связан с животными растениями, предметами неживой природы. Взгляды на окружающий мир и ощущение себя в этом мире находит выражение в ритуалах, обрядах, религиозных представлениях. В религии оформляются и поддерживаются существующие взгляды на мир, его устройство и развитие. Религия же требует поддерживания существующего порядка. В религиях, которые поддерживают природное мировоззрение, подчеркивается неизменность окружающего мира. До нашего времени, например, у пигмеев сохранилось подобное отношение к природе. Представитель пигмейского племени будет мерзнуть и мокнуть под дождем, но не будет использовать для своего комфорта шкуру убитого животного и не станет шить из нее одежду, чтобы не обидеть лес.
Урбанистическое мировоззрение отражает более абстрактную природу социальных отношений и характерно для крупномасштабных обществ. Большую роль для данного типа мировоззрения имеют технологии, социальные институты общества. Человек в значительно меньшей степени ощущает свою связь с природой, он рождается, растет и получает образование чаще всего в искусственной среде обитания — городе, комфортабельных поселках, жилищах. Урбанистическое мировоззрение во многом имеет противоположные природному мировоззрению элементы. С растительным и животным миром человек общается через посредников, стараясь оградить себя от воздействий природной среды. Мировоззрение такого типа подчеркивает оторванность, изолированность человека от природы, поддерживает стремление человека изменить природу, а не сохранить ее.
Ценности — эмоционально окрашенные представления о том, что правильно, предпочтительно, представления о высших целях жизни. В рамках одного общества или нескольких обществ одного типа, сходной культуры ценностные ориентиры, как правило, одинаковы, хотя существует вариативность системы ценностей в рамках одного общества : они меняются в зависимости от возрастных, профессиональных, социальных групп. Система ценностей тесно связана с общей средой обитания, историей общества и адаптационной стратегией.
Личность — личные, присущие только одному человеку убеждения, надежды, желания, ценности. Личность формируется в рамках определенного общества и под воздействием биологических и факторов окружающей среды. Формирование личности рассматривается прежде всего с точки зрения социальных условий существования человека.
Выделяют сознательные и подсознательные аспекты личности. Подсознательные аспекты складываются чаще всего в процессе взросления и социализации. Человек воспринимает их в раннем возрасте и не требует их объяснения. Подсознательные аспекты личности служат основой для сознательных и для такого важного элемента культуры человека и общества как самосознание (общий взгляд на себя, свою роль и место в обществе, осознание своего общества в общемировом контексте и пр.).
В социально-культурной антропологии существует подразделение на несколько типов личности (классификация по Дэвиду Ризмену) : традиционно, внутри, внешне ориентированную. Традиционно ориентированная личность характерна для небольших обществ с традиционной культурой. Все ценности и особенности поведения в таких обществах обусловлены традициями и именно на основе традиций считаются законными и правомочными. Традиционно ориентированная личность в чистом виде встречается редко, т.к. с таким типом ориентации сложно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды всех видов.
Внутри ориентированная личность характеризуется обостренным чувством долга и совести. Внешне ориентированная личность характеризуется неопределенным осознанием своих прав и обязанностей, но люди с таким типом личности лучше адаптируются к чуждой им социокультурной среде. Необходимо отметить, что данная классификация не совпадает с личностями реальных людей. У каждого человека все три выделенных типа личности в той или иной степени присутствуют и сочетаются.
В социально-культурной антропологии есть понятие модальной личности применительно к характеристике определенной группы. Она охватывает основные тенденции, особенности, которыми характеризуется тип личности данного общества, сочетает в себе общие характерные черты личности для группы. Тип модальной личности тесно связан с историческими и природными условиями существования группы, зависит от уровня развития общества и общественных институтов, выделенности социальной структуры. Выделение модальной личности помогает при исследовании социальной культуры общества, выяснения структурных связей внутри группы, характеристике коммуникативных связей.
Социализация на протяжении жизненного цикла. Каждый человек в процессе жизни проходит, как правило, несколько этапов : рождение, взросление, старость и смерть. Различные народы по-разному выделяют этапы жизни человека и по-разному относятся к ним. Детство в культуре большинства народов состоит из нескольких стадий : младенец (до 1 года), ребенок, который садится, ходит и т.п. У других детство представляется одной непрерывной фазой — от рождения до наступления половой зрелости. Понятие юности как переходного периода от детства к взрослости появляется в Европе только в эпохе Просвещения с распространением печатных книг, грамотности и образования. Во взросления, старости и смерти также часто выделяют различные стадии. У индусов физическая смерть человека только завершает один жизненный цикл и начинает другой. У христиан смерть завершает физическое существование человека.
Процесс социализации тесно связан с типом общества, уровнем его развития, окружающей средой и изменяется вместе с обществом и его культурой.
Воспитание. Самым важным в формировании личности человека является период детства. В это время закладываются базовые основы поведения личности, происходит накопление опыта. Процесс социализации происходит прежде всего в семейной среде. Кардинальные различия процессов воспитания и образования отмечаются в традиционных и урбанистических или современных обществах. В последних процесс воспитания в большей степени передаются в сферу социально-общественных институтов, например, в систему дошкольных учреждений. Во всех обществах воспитанием детей младшего возраста занимаются преимущественно женщины. В индустриальных обществах процесс воспитания детей является более оторванным от воспитания в традиционном обществе и роли мужчины и женщины не столь выделены.
Переходные обряды. Процесс социализации происходит постепенно. В различных обществах существуют традиции фиксирования и перехода от детства к взрослости : физиологические пороги взросления, получение образования или заключение брака и пр. В большинстве традиционных обществ в той или иной степени существуют обряды, связанные с переходом, с получением статуса полноценного члена общества. Состоят такие переходные обряды (инициации) из трех этапов : отделение, переход и присоединение. Сначала человека символически, а иногда и физически, отделяют от общества. Следующая стадия — переходная, когда человек находится на границе старого и нового, своей прежней жизни и будущей цельности с обществом. Третий этап — окончательное присоединение, включение человека в общество в новом социальном статусе. Инициации есть и в системе культуры традиционных обществ, и в современном индустриальном обществе. К ним можно отнести, например, окончание школы, ВУЗа и пр., когда получив аттестат или диплом бывшие ученики получают и новый социальный статус.
В небольших общества, часто находящихся на догосударственном уровне развития, переходные обряды делятся по половому признаку, т.е. существуют разные виды инициаций для мужчин и женщин. Переходные обряды имею своей целью не только включение ребенка в качестве полноправного члена в общество. Большое значение здесь придается религиозным аспектам, человек приобщается к религии. В процессе таких обрядов определяется также место человека в социальной структуре общества. Мужские переходные обряды обычно носят более жестокий характер. В процессе инициаций юноши проходят проверку физической силы и выносливости. Женские инициации обычно более мягкие и гуманные. Они связаны с проверкой подготовки девушки ко взрослой жизни, в процессе женских инициаций проверяются умения и способности будущей хозяйки. Инициации тесно связаны с поло-возрастной идентификацией подростков и характеризуются как обряды связанные с возрастными фазами жизни.
Образование рассматривается как один из видов и способов социализации. В процессе образования человек получает необходимые знания. Образование неразрывно связано с воспитанием, но носит более специальных, общественный характер, когда опыт, знания человеку передаются в рамках определенных общественных институтов представителями отдельного интеллектуального социального слоя. Образование происходит обычно параллельно с процессом воспитания.
Выделяют формальное и неформальное образование. Во всех обществах присутствуют оба эти вида образования. неформальное образование опирается на простое наблюдение и перенимание навыков родных, соседей и пр. Неформальный вид образования характерен слаборазвитым обществам и обществам, в которых слабо выделена социальная структура, преобладают непроизводящие виды хозяйства, не существует или слабо распространена письменность. данный вид образования тесно связан с воспитанием и не требует особых выделенных институтов в обществе.
Формальное образование характерно для больших обществ, где преобладают виды производящего хозяйства, письменность охватывает значительную часть общества. Формальное образование предполагает наличие отдельных институтов (в нашем обществе, например, это система учебных заведений — детский сад — школа — ВУЗ), на определенном этапе образования (школа) происходит уменьшение роли семьи в формировании и образовании личности. Формальное образование в современном обществе считается одним из критериев определения уровня развития общества и государства.
Так называемое формальное образование опирается прежде всего на письменность. В традиционном обществе информация передается из поколения в поколения устным способом и оформляется в обычаях, традициях, ритуалах, фольклоре и пр. Появление и распространение письменности нарушает одно из условий существования традиционного общества — значительная часть культурного комплекса (обрядность) постепенно теряет свое значение (информация из поколения в поколение передается в письменной, а не в устной форме).
Во многих обществах, где письменность возникла и распространилась не в самой культуре, а явилась результатом взаимодействия с другими культурами (особенно, когда письменную традицию и систему образования механически переносили на другую культурную почву), происходит дисбаланс традиционной и письменной культуры. Система образования, учебные программы и планы, содержание курсов не подвергаются коррекции в зависимости от особенностей региона, хозяйства, ресурсов местности, уровня развития общества. Люди получившие европейское образование приобретают знания, не характерные для их коренной культуры, они как бы выпадают из контекста своего общества. Они формируют отдельный, часто несколько изолированный социальный слой. Любая система образования предполагает тесную связь с местной культурной традицией. На данном этапе развития общества образование как один из видов социализации необходимо рассматривать с точки зрения конкретного общества, его традиций, особенностей, социальной структуры.
Социализация взрослых. В социализации детей и подростков большое значение имеет получение и усвоение опыта предыдущих поколений. Ребенок получает необходимые в рамках данной культуры знания : представления о системе ценностей общества, обычаях поведения и общения, проходит определенную профессиональную подготовку (передача информации из поколения в поколение или диахронный тип передачи информации). Юноша или девушка включаются в общество. Взрослый человек должен остаться в обществе, проявить себя его достойным членом. Большою роль здесь играет общение, взаимодействие в ходе хозяйственно-календарных циклов и пр., т.е. основная нагрузка лежит на связях, в том числе информационных, со всем обществом — передача информации в обществе на данном этапе, в данный момент существования (синхронный тип передачи информации).
Процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека. Взрослея, у человека оформляется и изменяется система ценностей, он приспосабливается к изменениям жизненного цикла, перемещается в социальной структуре общества. Ребенок занимает достаточно скромное положение в обществе. Он не может оказывать влияние на социальные институты, управление общества. постепенно, с приобретением жизненного опыт ребенок превращается во взрослого человека и занимает свою “нишу”, свое место в общественной системе. К концу жизни, став слабым, нуждаясь в помощи и поддержке более молодых людей и должен опять привыкать к тем новым качествам, которые несет с собой возраст.
Различают социализацию взрослых в традиционных и современных обществах. В традиционных обществах процесс социализации взрослого протекает плавно и почти незаметно. Человек чаще всего повторяет жизненный путь своих родителей, не происходит кардинальных изменений в его социальном статусе. В современном обществе взрослый человек должен постоянно адаптироваться к новым социальным условиям : со сменой места жительства, работы, приобретением нового имущественно-финансового статусу и пр. В современных или индустриальных обществах дети далеко не всегда повторяют жизненный путь своих родителей. Здесь больше возможностей для перемещения из одного социального слоя в другой, приобретения нового социального статуса.
Отклонения. Каждое общество имеет свои, так называемые, стандарты личности — образец базовой, усредненной личности, которому в той или иной степени должны соответствовать все представители общества, имеющие свои индивидуальные особенности. Понятие “отклонение” подразумевает кардинальные отличия данной личности, возникшей и сформировавшейся в данном обществе, от общества и невозможность или неспособность личностью принять нормы и правила поведения данного общества. Отклонения от нормы определяются на основе устоявшихся норм и накопленного коллективного опыта. Отклонения определяются чаще всего в процессе социализации, особенно социализации детей. В небольших традиционных обществах отношение к личностям, которые не соответствуют принятому “стандарту”, достаточно жесткое : человека могут изгнать из общества, даже убить. Но в таких обществах отклонениями считается чаще ограниченный круг характеристик : человек в силу физиологических особенностей не может пройти обряды инициации и стать взрослым, либо каким-то образом нарушил установленные правила. Критерии определения отклонений изменяются и конкретизируются в зависимости от возраста человека (детям обычно позволяют несколько больше, чем взрослым, исходя из не совсем разумного поведения ребенка, его малого опыта и несформировавшейся личности).
- Социально-культурная антропология
- Содержание
- Вводная часть.
- Структура антропологической науки.
- Развитие антропологической теории. Этнологические идеи в конце 18 — первой половине 19 века
- Мифологическая школа
- Эволюционизм
- Диффузионизм
- Школа Эмиля Дюркгейма.(м.Мосс, Гране, л.Дюмон, м.Хальбвакс, л.Леви-Брюль, Роберт Грец, с.Бугле)
- Функциональная школа. Бронислав Малиновский
- Структурное направление.
- Школа “культура и личность” (Этнопсихологическое направление)
- Методы антропологических исследований
- Экономические системы.
- Родство. Системы родства.
- Социализация.
- Политическая организация и социальный контроль.
- Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
- Литература Основная
- Дополнительная