logo
Sbornik_2010

Социальный аудит города как метод исследования сферы практик городского жителя

Основной проблемой социального аудита города является то, что используется органами муниципального управления. Под социальным аудитом города мы понимаем диагностику причин возникновения социальных проблем города, разностороннюю оценку важности и возможности их разрешения, разработку конкретных рекомендаций для органов муниципального управления.

Социальный аудит города подразумевает комплексное изучение различных аспектов жизни в городе. Как метод социальный аудит еще окончательно не оформился, но он имеет явное преимущество по сравнению с отдельными социологическими исследованиями в этой сфере. Преимуществом этого метода является то, что используются не только конкретно социологические методы, но также экономические, географические, исторические и психологические. Итак, актуальность изучения жизни в городе методом социального аудита состоит в возможности комплексного его изучения, что дает полную картину различных сфер жизни и деятельности городского жителя.

Одним из элементов социального аудита города является составление ментальной карты города. Первыми исследователями, занимавшимися структурированием представлений о городе в сознании его жителей, считаются Кевин Линч и Стенли Милграм. Они исходили из того, что восприятие человеком города индивидуально, оно редко совпадает с общепринятыми схемами (например, административной картой) и в большей степени привязано к личностной системе ориентиров, транспортных маршрутов и маршрутов потребления, мест позитивной и негативной эмоциональной окраски. Совпадение множества индивидуальных представлений, актуализированное посредством масштабного социологического исследования, и позволяет создать «ментальную карту города». Итак, ментальная карта города – это ни что иное, как визуализация, систематизация, обобщение субъективных представлений о нём.

Социальный аудит города как метод комплексного изучения предполагает следующие направления исследований:

– карта перемещений/доступности (географическая и транспортная связность города);

– карта потребления (структура, регулярность, проблемные зоны в частности потребления товаров и услуг);

– коммуникативная карта (источники получения информации о городской жизни и уровень доверия к ней);

– карта идентичности (здания, места, информационные объекты, обеспечивающие воспроизводство городского патриотизма и чувства причастности к городской жизни);

– миграционная карта (резидентальный статус респондентов и их родителей, структура мест, откуда происходит миграция);

– карта возможностей (условия и факторы, определяющие желание жить в данном городе, а также ощущение жителями уровня экономических и культурных возможностей своего города в сравнении с другими городами данного государства);

– степень удовлетворенности жителей города различными сферами жизнедеятельности: работой администрации города, сферой ЖКХ, социально-трудовыми отношениями, уровнем безопасности, системой образования, состоянием здоровья и медицинским обслуживанием и др.

Итак, социальный аудит города мы определили как диагностику причин возникновения социальных проблем, разностороннюю оценку важности и возможности их разрешения, разработку конкретных рекомендаций для органов муниципального управления. Специфика этого метода состоит в возможности комплексного и всестороннего исследования объекта, а также в использовании помимо конкретно социологических методов, психологических и исторических.

Белоусова Виктория

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

(Украина, г. Донецк)