Школа “культура и личность” (Этнопсихологическое направление)
Франц Боас (1858-1942)
Основатель этнографической лингвистики и исторической школы в американской этнографии культуры и фольклористике.
Как и идеологи диффузионизма, Боас исходили из положений неокантианства — считал, что логический метод пригоден для естественных наук. В процессе исторического развития происходит замещение элементов культуры или взаимозамена, перестановка их в культурной композиции — а значит, в истории возможен только индивидуальный подход к явлениям. Исходя из этого положения Боас ставит задачу этнографического исследования : изучение совокупности явлений социальной жизни всего человечества в целом, а для этого надо изучить каждый народ мира и отразить его своеобразие.
Ввел понятие культурного релятивизма — представлялся как отсутствие общеуниверсальной общечеловеческой культуры морали. Боас считал, что научное обобщение социальных форм требует, чтобы исследователь освободился от всех оценок, основанных на собственной культуре (основанных на сравнении изучаемого общества со своим, родным, исследователю обществом). Объективное, строго-научное исследование возможно, если удастся войти в каждую культуру на ее собственной основе, если ученый разработает и поймет идеал каждого народа. По сути Боас провозглашал принцип всеобщей относительности всех морально-оценочных критериев.
Боас одним из первых обратил внимание на влияние традиций воспитания и образования на стабильность и изменчивость человеческих групп, государств, социальных слоев общества.
Ученики Боаса сформировали этнопсихологическое направление (Р.Бенедикт, М.Мид). Основные черты направления: идея разработки понятия личности как основного компонента развития общества. Особый интерес проявлялся к процессам формирования личности, ее развитию в раннем детстве.
Рут Фултон Бенедикт (1887 — 1948)
Первая всемирно известная женщина-этнограф. Сочетала кабинетную и полевую деятельность. Жила среди индейцев Северной Америки.
Одна из главных идей Бенедикт: об усилении роли сознания в процессе эволюции человеческого общества. Это усиление роли сознания требует чувства открытости к прошлому, будущему и к культуре соседей. Культура — набор моделей, образцов поведения, как совокупность предписаний для каждой личности. Набор моделей поведения формирует базовую личность.
Отталкивалась от учения Ницше, который поделил все культуры на два типа — Дионисийский (жизнелюбивая культура, буйный характер) и Аполлонский (созерцательная культура, ложно-рассудочная, интеллектуально-ориентированная).
В 1946 г. вышла книга Р.Бенедикт “Хризантема и меч” : один из первых опытов описания национального характера японцев.
Рут Бенедикт первая предложила оригинальную методику исследования — в качестве этнографического исследования она использовала кинофильмы, театральные пьесы и постановки, произведения художественной литературы и пр.
Маргарет Мид (1901 — 1978)
Интересовалась проблемами соотношения культуры и личности
Исследовала следующие проблемы :
— этнография детства — закономерности развития и воспитания детей в зависимости от образа жизни различных народов
— проблемы пола — закономерности дифференциации мужской и женской социальной ролей, половозрастного разделения труда, стереотипов мускулинности и феминизма — как следствие — сделала выводы о закономерностях поведения людей.
— проблемы этнопсихологии — закономерности в проявлении и формировании национального характера, этнического самосознания, этнокультурных особенностей разных народов.
Мид первая стала применять для сбора информации тестирование, фото- и кинофиксацию форм поведения.
Основной вывод книги “Возвращение на Самоа”: в традиционной культуре нет специфических конфликтов возрастного периода — нет конфликта “отцы-дети”.
1931-1933 — работа на Новой Гвинее. Итог работы — вывод : о всеобщей относительности норм сексуального поведения — этот вывод повлиял на идеологию современного феминизма.
- Социально-культурная антропология
- Содержание
- Вводная часть.
- Структура антропологической науки.
- Развитие антропологической теории. Этнологические идеи в конце 18 — первой половине 19 века
- Мифологическая школа
- Эволюционизм
- Диффузионизм
- Школа Эмиля Дюркгейма.(м.Мосс, Гране, л.Дюмон, м.Хальбвакс, л.Леви-Брюль, Роберт Грец, с.Бугле)
- Функциональная школа. Бронислав Малиновский
- Структурное направление.
- Школа “культура и личность” (Этнопсихологическое направление)
- Методы антропологических исследований
- Экономические системы.
- Родство. Системы родства.
- Социализация.
- Политическая организация и социальный контроль.
- Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
- Литература Основная
- Дополнительная