logo
Sbornik_2010

Культурная форма хипстеров в контексте стиля жизни современной украинской молодежи

Эпоха постмодерна породила трансформации социальной, политической и экономической сфер жизни общества. Значительные изменения происходят и в культурной сфере, где наблюдается плюрализация культур, эстетизация повседневной жизни и фрагментация индивидуальной идентичности [1]. Одна из отличительных характеристик современного общества – разнообразие стилей и культурных форм. Особенностям современных культурных форм (на примере культурной формы хипстеров) и посвящена моя статья.

Под культурной формой в социологических науках понимают совокупность исторически изменчивых правил восприятия и поведения конкретного социального сообщества. Именно понятием «культурная форма» следует, на наш взгляд, обозначать столь модное сегодня мейнстримное молодежное движение хипстеров.

Следует отметить, что культура хипстеров имеет западное происхождение, украинские хипстеры – носители другой, измененной культуры. В своем исследовании я сосредоточила внимание на современной украинской культуре, определив трансформировавшуюся субкультуру хипстеров именно в данном контексте. Исследование, таким образом, носит характер изучения конкретного случая (case-study).

Хипстер - термин, появившийся в США в сороковых годах XX века. Образован от английского слова «hip», что значит «быть в теме». Это движение имеет долгую историю, тесно связанную с бит-поколением, писателями и деятелями искусства 50-х – начала 60-х годов. Носителем культурной формы хипстеров является, в основном, молодежь (в западной и отечественной культурах возрастные рамки значительно колеблются, располагаясь в интервале от 18 до 34 лет). Изучить эту культурную форму я попыталась методом наблюдения и контент-анализа интернет-источников.

Внутреннее доктринальное ядро культурной формы представляет собой совокупность ценностей, идеологических представлений, верований группы [4]. Первые хипстеры были представителями богемного сообщества, учениками арт-школ и весьма обеспеченными людьми. На украинском пространстве нет строгой дифференциации среди хипстеров по признаку социального происхождения или материального положения. Но ценность самореализации и склонность к творчеству остаются неизменным аспектом их жизни. Современный хипстер интересуется культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, арт-хаусным кино, современной литературой, фотографией. Представители этой культурной формы идентифицируют себя как начинающие музыканты, дизайнеры, художники, стилисты, писатели, журналисты, фотографы. Идеализированным образом другой цивилизации представляется Англия. Именно эта страна формирует образ существующего мира, образ мировой динамики, правила интерпретации фактов и явлений с точки зрения принятого образа мира, правила оценки явлений.

Внешнюю презентационную сторону культурной формы составляют все те элементы, которые позволяют нам отличать хипстеров от представителей других сообществ. Любой хипстер стремится отличаться от остальных, самовыражаясь, в первую очередь, с помощью своего внешнего вида. Как было отмечено выше, мы говорим о творческой молодежи, желающей подчеркнуть свою особую идентичность. Существуют определенные лингвистические особенности, специфика эмоционального настроя, а также некоторая знаковая символика.

Репрезентируя себя, используя определенные предметы и символы, хипстеры придают им черты симулякра. Как было сказано выше, это люди мультиинтересов, что порождает поверхностность в их знаниях и умениях. Обращает на себя внимание такая особенность современных украинских хипстеров, как безрезультативность их творческой деятельности. Идентифицируя себя как создателя визуальных образов и продуктов культуры, хипстеры редко соответствуют западному образцу. Видимость принадлежности к некоторому сообществу создают фотоаппарат, записная книжка, ноутбук или плеер. Все эти предметы в руках современного украинского хипстера не столько являются инструментами, сколько репрезентируют что-то, чего на самом деле не существует.

Образ типичного хипстера составляют следующие предметы:

1) Очки в массивной пластиковой оправе, зачастую ярких цветов.

2) Зеркальный фотоаппарат, желательно ЛОМО или другая старая пленочная камера с объективом типа fish eye.

3) Спортивная сумка, стилизованная под 80-е года (с логотипом московской олимпиады, гербом ГДР и пр.)

4) Узкие джинсы, «скинни» или цветные лосины.

5) Ноутбук «MacBook» от «Apple Inc», мобильный телефон «iPhone» от «Apple Inc» или хотя бы iPod. В любом случае что-то, что позволяет не разлучаться с любимой музыкой, фильмами, писать короткие очерки или стихи.

6)Хипстеров отличают также определенные музыкальные предпочтения. Спектр любимых групп достаточно широк: от Muse, Radiohead, Arctic Monkeys, Franz Ferdinand, Kaiser Chiefs, The Kooks, The Strokes, The Maccabees, Razorlight, The Killers, Klaxons, Maximo Park, We are scientists до The Stone Roses, Joy Division, The Velvet Underground, Jesus and Mary Chain, Sonic Youth, New Order и др.

Предпочтения в кино – в основном, интеллектуальные фильмы или авторские работы. Однако существует перечень наиболее популярных фильмов: «Амели», «На игле», «Бойцовский клуб», «Заводной апельсин», «Кофе и Сигареты», «Мертвец» и др.

7)Кеды. Любой модификации, желательно Converse All-Star.

8)Одежда в стиле 70-х годов. Часто футболки с изображением старых рок-групп или определенными принтами. Хипстеры сочетают винтажные вещи с последними модными тенденциями.

9)Книга. Хипстеры уважают таких авторов как Паланик, Пелевин, Кафка и др.

10)Записная книжка торговой марки «Moleskine».

11)Бейсболка или шляпа.

Культурная форма хипстеров в одежде содержит определенные коды и символы. К ним можно причислить:

В среде хипстеров сложились устойчивые модели потребления и использования материальных и символических предметов. Это доступный им способ репрезентации собственной идентичности.

Образ хипстера насыщен символами и знаками, что в совокупности с определенными ценностями и нормами создает модную и активно развивающуюся сегодня культурную форму. Однако, распространяясь в Украине, эта культурная форма подвергается значительным трансформациям, связанным, в первую очередь, с существующей социокультурной ситуацией. Происходящие изменения в образе хипстера можно связать со специфическими украинскими социальными, политическими и культурными реалиями. Проведенною мною исследование не до конца описывает данную культурную форму, оставляя без внимания некоторые её аспекты. Именно они могут послужить предметом изучения для социологов и представителей других дисциплин.

Литература: 1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева - М.: Экономика, 1999; 2. Бурлачук В.Ф., Танчер В.В.Символ и симулякр. Концепция символа в социологии постмодерна//Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. No. 1. P. 15-29; 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 2000; 4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.

Устимова Тетяна

Національна юридична академія України імені Ярослава Мудрого

(Україна, м. Харків)