Восемь этапов развития личности по Эриксону
Этап развития | Психологический кризис | Доминирующая социальная среда | Благоприятный результат |
1. Младенчество | Основы доверия в противовес недоверию | Семья | У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, родителям и к миру |
2. Раннее детство | Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям | Семья | Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению |
3. Возраст в 4—5 лет | Инициатива в противовес чувству вины | Семья | Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям |
4. Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания | Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости | Соседи, школа | Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях |
5. Подростковый период | Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями | Группа сверстников и внешние группы | Индивид развивает самоидентификацию - ясное ощущение собственного Я |
6. Юность | Любовь в противовес одиночеству | Друзья и партнеры по сексу | Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретных целей и завязывать продолжительные дружеские и любовные отношения |
7. Взрослый | Творческий потенциал в противовес застою | Новая семья, работа | Индивида начинают волновать проблемы других людей и общество в целом |
8. Пожилой возраст | Целостность в противовес отчаянию | Выход на пенсию и близящаяся смерть | Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью |
Безусловно, любая периодизация жизненного цикла не только описательна, но и ценностно-нормативна: представителям тех или иных возрастных страт присущ свой, отличный от других набор ценностей, культурных норм и моделей поведения. Нагляднее всего это демонстрирует жизненный цикл, представленный такими этапами, как детство, подростковый возраст, ранняя зрелость или молодость, средний возраст или зрелость, пожилой возраст или старость, смерть. Дадим небольшую характеристику каждого из них.
Детство (0-7 лет). В средние века концепций детства не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства эпохи средневековья изображали взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Никаких специальных слов для обозначения детей в возрасте до 16 лет не существовало. Слово ребенок выражало скорее родственные отношения, чем возрастные отличия. Формирование же концепции детства в обществоведческой литературе началось лишь в начале XVII века.
Диапазон возможностей человека в данный возрастной период, а так же темпы изменений представляются поистине уникальными. Так, к четвертому году жизни большинство детей полностью осваивают язык. Еще раньше дети начинают демонстрировать общечеловеческие реакции: указывают пальцем на разные предметы, наделяют кукол своими собственными социальными ролями, в ходе игры выстраивают ролевые взаимодействия между фигурками солдатиков, кукол, роботов и т.д. К восьми годам дети начинают понимать различия между психологическими и физическими свойствами человека.
Подростковый возраст (7-16(18) лет). В этот период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать в полной мере революционными. Подростки уже не дети, но еще не взрослые. Подобная промежуточность положения, сравнимая с маргинализацией, накладывает свой отпечаток на их социальное положение и психологическое состояние.
Ранняя зрелость (16(18)-30 лет). Именно в данный период большинство молодых людей занимает устойчивое положение в социальной структуре общества. Увеличивается степень их самостоятельности от родителей и других членов семьи. Происходит становление устойчивых преставлений о своем месте в обществе и окончательно оформляется система жизненных целей.
Средний возраст (30-65 лет). Здесь доминирует процесс выполнения людьми своих социально-профессиональных ролей. Оплачиваемая работа начинает служить показателем их полноценного членства в обществе. Корректируются жизненные планы, а так же определяются ресурсы, необходимые для их реализации. Человек окончательно пытается освободиться от власти других и всячески проявляет свою самостоятельность и независимость.
Пожилой возраст (с 65 лет и до смерти) влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями и приобретение новых, прежде всего, - пенсионер. Появляется чувство беспокойства, связанное с неуверенностью в завтрашнем дне, а так же потерей привычного места в социально-профессиональной стратификации. Этот период характеризуется подчас значительным сокращением круга общения и, как следствие, появлением ощущений одиночества, забытости, брошенности и т.д.
Смерть. Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Оно влечет за собой принятие нового социального статуса – умирающий. Происходит переоценка прожитой жизни под углом накопленного опыта. Все это отягощается появлением чувства бессилия, невозможности что-либо изменить (или наоборот – полного удовлетворения прожитой жизнью). Смерть в современном обществе часто оказывается более длительным процессом, связанным с формальными бюрократическими процедурами. Если раньше большинство людей умирало дома, то в современном мире человек зачастую заканчивает свою жизнь в домах престарелых или больницах.
Особое место в жизненном цикле человека занимает период молодости.
- Федеральное агентство по образованию российской федерации
- От автора
- Глава 1. Исторические и методологические проблемы становления социологии молодежи
- 1.1 Социология молодежи как отрасль социологического знания
- 1.2 Основные направления развития социологии молодежи в западной науке
- 1.3 Становление и развитие отечественной социологии молодежи
- 1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы
- Глава 2. Организация социологических исследований проблем молодежи
- 2.1 Исследовательские стратегии. Программа социологического исследования
- 2.2 Измерение и выборка в социологических исследованиях молодежных проблем
- 2.3 Основные методы сбора социологической информации и границы их применения в молодежной среде
- Глава 3. Молодежь в социальной структуре общества
- 3.1 Поколение как социальная категория. Жизненный цикл
- Восемь этапов развития личности по Эриксону
- 3.2 Молодежь как социально-демографическая группа
- 3.3 Возрастная стратификация молодежи. Социальный статус молодежи
- 3.4 Социальное развитие молодежи
- Глава 4. Молодежная субкультура
- 4.1 Молодежная субкультура: понятие, условия и причины появления
- 4.2 Особенности молодежной субкультуры
- 4.3 Проблемы типологии молодежных субкультур
- 4.4 Контркультурные проявления в молодежной среде
- Глава 5. Молодежь как субъект общественной жизни
- 5.1 Процесс социализации подрастающего поколения: понятие, сущность, этапы, механизмы
- Основные концепции социализации
- 5.2 Молодежные организации в современной России: проблемы становления и функционирования
- 5.3 Неформальные молодежные организации и движения: состояние и причины возникновения в современной России
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-фз «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
- Глава 6. Молодежь в политическом процессе
- 6.1 Политическая социализация молодежи: понятие, сущность, этапы
- 6.2 Молодежь как субъект политики
- 6.3 Роль молодежных организаций и движений в политической жизни современной России
- Глава 7. Гражданское самосознание молодежи
- 7.1 Гражданственность как социально-политическая категория: понятие, сущность, содержание
- 7.2 Тенденции развития гражданственности молодежи
- 7.3 Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
- Глава 8. Молодежь и религия
- 8.1 Религия как социальный институт: понятие, структура, виды, функции
- Различия между церковью и сектой
- 8.2 Молодежь и церковь: проблемы взаимоотношения в современной России
- 8.3 Религиозные секты и молодежь
- 8.4 Роль религии и церкви в процессе социализации подрастающего поколения
- Глава 9. Социальные проблемы образования и подготовки молодых специалистов
- 9.1 Образование как социальный институт и фактор социализации молодежи
- 9.2 Молодежь в системе среднего и высшего профессионального образования
- 9.3 Молодежь и наука
- 9.4 Проблемы реформирования образования и науки в Российской Федерации
- Глава 10. Молодежь в сфере труда и занятости
- 10.1 Особенности и тенденции профессионального самоопределения молодежи
- 10.2 Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи в условиях современной России
- 10.3 Условия и проблемы адаптации молодежи к рыночным отношениям
- 10.4 Безработица в молодежной среде: состояние и тенденции развития
- Глава 11. Молодежная семья: состояние и перспективы
- 11.1 Семья как социальный институт: понятие, типология, функции
- 11.2 Сексуальные и брачно-семейные отношения в молодежной среде
- 11.3 Состояние и проблемы современной молодежной семьи
- 11.4 Молодежная семья как объект государственной молодежной политики
- Глава 12. Социальные конфликты в молодежной среде
- 12.1 Социальные конфликты: понятие и сущность
- 12.2 Специфика и виды конфликтов в молодежной среде
- 12.3 Конфликт поколений
- 12.4 Пути и методы разрешения социальных конфликтов
- Глава 13. Девиантное поведение молодежи и основные формы социальной реабилитации
- 13.1 Понятие и типология девиантного поведения
- 13.2 Специфика девиантного поведения в молодежной среде
- 13.3 Проявления девиантного поведения в молодежной среде
- 13.4 Профилактика девиантного поведения и социальная реабилитация молодежи в современной России
- Глава 14. Социальные аспекты государственной молодежной политики
- 14.1 Государственная молодежная политика: понятие, цели, задачи и модели реализации
- 14.2 Исторические тенденции становления государственной молодежной политики в России
- 14.3 Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации
- 14.4 Стратегии развития государственной молодежной политики в Российской Федерации
- Словарь основных понятий
- Список адресов Интернет-ресурсов Законодательство
- Справочная информация
- Электронные библиотеки
- Молодежные общественно-политические объединения современной России
- 1Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – м. 2000. – с. 41.