logo
Sbornik_2010

Философские проблемы образования в информационном обществе

Актуальность темы заключается в том, что в XX веке образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. Этот век отмечен огромными достижениями в сфере образования, которые легли в основу как колоссальных социальных преобразований, так и научно-технического прогресса, характерных для уходящего века. В итоге за несколько послевоенных десятилетий в системе образования в мире прошло подготовку больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества.

Актуальность исследования состояния и перспектив сферы образования возрастает, поскольку осознается, что для решения стоящих перед человечеством глобальных проблем необходима какая-то новая созидающая сила, источником которой является человеческий потенциал общества. Деятельность по увеличению этого потенциала приобретает приоритетное значение, а образование является важнейшим компонентом этой деятельности. Развернувшаяся в последние десятилетия информационная революция еще более обострила проблемы образования. Переход к информационному обществу, в котором информация, знания выступают в качестве основной социальной ценности, означает радикальные изменения в образовательной системе.

Преодоление кризиса системы образования в ходе формирования новой образовательной системы происходит на наших глазах. Социально-философский и методологический анализ образования в информационном обществе является важным фактором становления новой образовательной системы. Новые информационные технологии ускоряют перемены. Отставание философского и теоретического осмысления от бурного развития информационных технологий во многом определяют трудности на пути информатизации образования. Преодоление этого отставания является насущно необходимым для становления образовательной системы информационного общества. Особую актуальность имеют методологические исследования воздействия новых информационных технологий на цели образования, его содержание и методы.

Таким образом, социально-философское и методологическое исследование образовательной системы информационного общества является актуальным для развития философии и методологии современного образования, а также концепции информационного общества.

Проблематика, заявленная темой исследования, в научной литературе пока еще не имеет длительной истории и устойчивых подходов к изучению.

Осмысление ключевой проблематики осуществляется в логике философско-антропологической парадигмы, предполагающей восприятие личности как самоценности и определяющей диалог в качестве важнейшего основания становления человека. Данный подход лежит в русле социального движения формирующегося информационного общества, характеризуемого изменениями ценностной ориентации с отношений использования на отношения всесторонне развивающихся в своем общении людей. Соответственно, новыми смыслами наполняется философия образования, обретая преимущественно культуроцентристское содержание как наиболее адекватное перспективам антропогенной цивилизации.

Философия образования и становление информационного общества - проблема социокультурных преобразований, определяющих специфику современного этапа цивилизационного развития, рассматривается преимущественно в относительно узком аспекте противоречий между содержанием феномена информационного общества как теоретической парадигмы и реальной практикой социального строительства. Рефлексия по данному поводу задает алгоритм исследованию в целом: особенности формирующейся картины мира, среди которых одна из важнейших – усиливающееся значение медиакультуры в интерпретации действительности и выстраивании векторов личностного развития (возрастание роли «знаниевого» фактора в жизнедеятельности социума подразумевает расширение информационного «обслуживания» всего многообразия общественных процессов, осуществляемого главным образом средствами массовой информации – «каналами связи» общества и медиакультуры), вносят новые смыслы в ценностно-мировоззренческую систему образования, философия которого уже не может не учитывать медиакультурную детерминанту в поисках адекватных ответов на информационные вызовы.

С одной стороны, информация связывает разные уровни и планы общественного существования и деятельности, обеспечивая становление нового типа организации; преобразующее воздействие информационно-коммуникационных технологий действительно испытывают в настоящее время все сферы человеческой жизнедеятельности – и государственные структуры, и институты гражданского общества; инфотехнологии становятся важным стимулом развития экономики, значимым фактором функционирования мировых рынков информации и знаний, капитала и труда, развития науки и образования; изменения в информационной сфере, вызванные стремительным развитием и распространением новых технологий, осуществляются в глобальном масштабе; в настоящее время складывается индустрия производства разнообразного информационного содержания – это лишь некоторая часть доводов в пользу адекватности понятия «информационное общество» современному состоянию цивилизации. С другой стороны, информация признается хотя и важным, но не определяющим стратегическим ресурсом общества, статусом такого ресурса наделяется знание.

Информационное общество интерпретируется как цивилизационное состояние становления, перехода от индустриального этапа развития к новой социокультурной, политико-экономической реальности, основными маркерами которой являются теоретическое знание, информация и высокоразвитая сфера услуг. На основании реалий мирового развития доказывается, что некоторые смелые футурологические прогнозы, обосновывающие снижение значения материального производства, в целом не находят подтверждения в действительности, равно как и преждевременно говорить (по крайней мере, в глобальном масштабе) о реальном выходе на приоритетные позиции в структуре системы ценностей знаний, интеллектуальной деятельности, «потеснивших» интересы материального достатка и собственности, хотя данная трансформация – одна из основных в теоретическом дискурсе информационного общества.

Обосновывается положение, что современная направленность философии образования на первостепенное осмысление его онтологических оснований и ценностей, содержательных и целевых аспектов, тенденций развития в контексте нестабильной социокультурной картины мира, выявление содержательных приоритетов при слабопредсказуемых перспективах формирующейся новой реальности и прочие проблемы свидетельствует, что в настоящее время система образования актуализирует не столько трансляционный, сколько – условно назовем его так – контекстуально-прогностический вектор своего функционирования, отражающий известную неопределенность положения образования в настоящем и его устремленность в будущее через философский анализ складывающейся реальности.

Берладена Ірина

Чернівецький національний університет імені Юрія Федьковича

(Україна, м. Чернівці)