Экономические системы.
Производство предусматривает трансформацию, изменение какого-либо объекта для культурных целей. Экономические включают системы производства, собственности и обмена. Процесс производства имеет целью чаще всего физическое изменение объекта. Производство — системно организованная серия операций в определенном социальном и природном контексте. Большое значение здесь придается так же вопросам экологии, сохранению и увеличению ресурсов. Система производства взаимосвязана и взаимозависима практически от всех аспектов материальной и социальной культуры общества.
Окружающая среда и производство. На системы производства значительное, если не определяющее влияние оказывают природная среда и ресурсы. Для обществ с достаточно простой системой организации, где неразвито или слабо развито производящее хозяйство, среда обитания, как правило, определяет род занятий, структуру хозяйствования (например, соотношения собирательства и охоты, земледелия и животноводства), тип хозяйства (стационарное или кочевое скотоводство), структуру питания, тип жилища и одежды. Для этих же обществ первичная система жизнеобеспечения определяет и структуру общества, социальные взаимоотношения.
Системы производства крупных обществ и обществ с развитым производящим хозяйством либо современных обществ в меньшей степени зависят от ресурсов определенной местности. Благодаря развитым рыночным отношениям, транспорту есть возможность использовать ресурсы больших территорий. Кроме того, такие общества в силу развитых технологий имеют возможность с более эффективно использовать ресурсы своей местности (система трехполья, удобрение почв).
Общества с развитыми технологиями, индустриальные общества меньше других зависят от окружающей среды и ресурсов. Но в таких обществах, как правило, в той или иной степени возникает непреодолимая зависимость от привозных ресурсов и продуктов, а технологические возможности индустриальных обществ увеличивают угрозу разрушения природной среды.
Условия функционирования производства : система преодоления бедствий, структура воспроизводства рабочей силы, разделение труда,
Преодоление бедствий. Так называемые бедствия существуют в жизни любого общества. Бедствия — ситуации, когда в силу объективных или субъективных причин общество или значительная часть общества находится под угрозой исчезновения, когда общество не имеет средств для восстановления и нормализации привычной жизни людей. Критическая ситуация может быть создана как объективными условиями — природные катаклизмы (наводнение, пожар, ураган и пр.), так и субъективными (ухудшение экологической ситуации, уничтожение природных ресурсов и пр.). Преодоление бедствий осуществляется за счет использования ресурсов и помощи соседних территорий, использования альтернативных видов ресурсов, запасных неприкосновенных фондов, а так же за счет изменения типа и системы производства.
Воспроизводство рабочей силы предполагает : физическую репродукцию численности населения, систему воспитания и образования.
Регулирование численности населения происходит более или менее гуммаными способами. Переизбыток людей связан часто с политикой сокращения численности населения — путем контроля над рождаемостью (предупреждение беременности, аборты, запреты на половые связи), возникновением и существованием традиции инфантоцида (убийство младенцев) и герантоцида (убийство стариков). Недостаток рабочих рук ведет к потребности увеличения численности населения, что частично так же связано с контролем над рождаемостью (снятие запретов на половые отношения), а так же предполагает приток населения из других регионов и обществ.
Воспроизводство рабочей силы предполагает наличие определенных знаний и умений у людей. Передача опыта, в том числе и о технологиях, происходит как в процессе воспитания, социализации человека, так и в процессе образования — специализированного систематического получения знаний. В мировой практике наблюдается определенная зависимость развитости институтов воспитания и образования от уровня развития общества : чем выше уровень развития общества, тем выше развиты и структурированы институты воспитания и образования. В обществах с неразвитой социальной стратификацией воспитание и образование практически не выделены из социальной жизни общества.
Большое значение в воспроизводстве рабочей силы имеют миграции : люди изменяют место жительства в связи с наличием или отсутствием работы, средств производства. Различают миграции постоянные и временные. Трудовые миграции характерны для всех типов обществ. Трудовые миграции своим следствием имеют изменение социальной структуры общества, способствую проникновению в культуру общества иноэтничных элементов.
Разделение труда. Уровень развития общества и его технологий, социальная структура обуславливают особенности разделения и оплаты труда. В каждом обществе существует разделение труда по полу и возрасту (половозрастное разделение труда).
Распределение и обмен.
Собственность — признанное верховенство, главенство и власть над физическим объектом, процессом или идеей. Наиболее типичными типами собственности являются собственность личная и коллективная. Чем более развито общество, чем более детально выделена его социальная структура и развиты технологии, тем большее внимание уделяется личной собственности. В так называемых примитивных обществах, в обществах, где еще не оформились или слабо оформились структуры социальной системы, большее значение имеет коллективная или общественная собственность.
Нормальное функционирование общества зависит от здоровья и благополучия людей, составляющих это общество. Распределение продуктов производства обусловлено уровнем развития общества, особенностями окружающей среды, наличием или отсутствием ресурсов. Распределение продуктов производства зависит от системы ценностей, принятой в данном обществе, и тесно связано с понятием богатства. Богатство — объекты или ресурсы, которые имеют непосредственную ценность или обменную ценность. Богатство является универсальной характеристикой человеческого общества, существует в той или иной мере во всех обществах. Распределение богатства в рамках общества является итогом обмена ресурсами, товарами, идеями и услугами. В любом обществе, независимо от уровня развития, социальной структуры, системы ценностей существует определенная зависимость людей друг от друга, отдельного человека от общества. Удовлетворение тех или иных потребностей зависит от других людей (например, в любом обществе ребенок зависит долгое время от своих родителей, родственников, соседей, т.к. он не может себя обеспечить пищей, одеждой, жильем и пр.) и оформляется в виде обмена (синхронного или диахронного, т.е. обмен вещь на вещь или услуга на услугу в течение долгого времени — сначала родители кормят детей, потом дети обеспечивают родителям спокойную старость).
Процесс обмена базируется на принципе взаимности (взаимный обмен товарами и услугами) и выступает в форме перераспределения и рыночного обмена. выделяют следующие формы взаимного обмена : обычный взаимообмен, сбалансированный обмен и негативный взаимообмен.
Обычный взаимообмен характеризуется явлением дарения, когда дар не предполагал ответного взаимного отдаривания. Отдаривание происходило не регламентировано. в более поздний период. Такая форма взаимообмена характерна, например, для отдельной семейной группы или небольшого общества.
Сбалансированный обмен предполагает обмен продуктами, товарами, услугами : земледельцы обменивают у скотоводов зерно на шкуры и мясо. Такая форма обмена позволяет восполнять недостаток ресурсов или технологий. Сбалансированный обмен характеризуется быстрым оборотом продуктов.
Негативный взаимообмен является по сути попыткой использовать в своих целях чужие способности, продукты труда и пр.
Перераспределение является так же формой обмена в обществе. Для перераспределения необходимым является накопление Перераспределение может быть как прямым (простой обмен) так и сложным — особенно в развитых обществах — например, налогообложение, благотворительность. В процессе налогообложения согласно принятым в обществе законам граждане отдают властям определенную часть своего дохода, а власти в свою очередь обязан защитить своих граждан от внешней угрозы, обеспечивать законность и порядок, развивать инфраструктуру и пр. Дарение так же может является средством перераспределения (потлач).
Рыночный обмен — форма обмена, когда обязательным условием обмена является определение цены товара, продукта, услуги. Рыночный обмен предполагает наличие денег, которые обеспечивают легкость и быстроту обмена. Выделяют универсальные и специальные деньги. К специальным деньгам относят те объекты, которые служат средством обмена только при определенных обстоятельствах либо на них можно обменять ограниченное число товаров и услуг (использование крупного рогатого скота, шкур животных в качестве денег). Универсальные деньги отличаются приспособленностью, удобством для любого вида операций.
Рыночный обмен характерен для многих обществ. Обмен товарами и услугами между отдельными странами и регионами, между обществами, находящимися на разных уровнях развития называют торговлей. современное развитие мировой цивилизации характеризуется возникновением и развитием всемирной торговли и всемирных рыночных связей. Торговые отношения интегрируют разные общества в общемировую систему.
Взаимоотношения между производственными системами.
Выделяют три основных типа взаимоотношений между производственными системами : симбиотическая дополнительность, иерархическое дополнение и прямая конкуренция. Симбиотическая дополнительность характеризует отношения двух разных систем производства, когда каждая из них предоставляет необходимые другой необходимые товары и услуги, при чем ни одна из этих систем не является доминирующей. Иерархическая дополнительность характеризуется доминированием одной из сторон. Здесь взаимодействие между системами, как и в первом случае, характеризуется их взаимным дополнением, но их взаимовлияние неравноправно. Такой тип связей характерен для обмена между обществами, которые сильно отличаются друг от друга типом хозяйства, уровнем развития технологий, наличием ресурсов, масштабами общества и пр. Иерархическая дополнительность включает существование экономически сильного общества или государства, которая будет контролировать ресурсы, производство другой стороны, другого государства с менее развитой экономики.
Прямая конкуренция возникает между двумя обществами, когда возникает вопрос об использовании тех или иных ресурсов, рынков сбыта и пр.
- Социально-культурная антропология
- Содержание
- Вводная часть.
- Структура антропологической науки.
- Развитие антропологической теории. Этнологические идеи в конце 18 — первой половине 19 века
- Мифологическая школа
- Эволюционизм
- Диффузионизм
- Школа Эмиля Дюркгейма.(м.Мосс, Гране, л.Дюмон, м.Хальбвакс, л.Леви-Брюль, Роберт Грец, с.Бугле)
- Функциональная школа. Бронислав Малиновский
- Структурное направление.
- Школа “культура и личность” (Этнопсихологическое направление)
- Методы антропологических исследований
- Экономические системы.
- Родство. Системы родства.
- Социализация.
- Политическая организация и социальный контроль.
- Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
- Литература Основная
- Дополнительная