§ 3. Первые годы советской власти
После прихода к власти большевиков развитие социологии в стране шло под знаменем «борьбы за исторический материализм». Сторонники марксизма, бывшего до Октября 1917 г. одним из направлений социальной мысли, разрабатываемых российской наукой, стали последовательно реализовывать один из тезисов Маркса о Фейербахе и активно преобразовывали не только жизнь общества, но и пространство общественных наук. Если в первое время после революции экспансия марксизма в социологию носила организационно-дисциплинарный характер, то уже в 1918 г. задача организационной перестройки отступила перед более неотложной. «Необходимо было осуществить коренную идейную перестройку.., поставить обществоведческие исследования на базу марксистской теории» [16, с. 141]. Характер этой «перестройки», ее жертвы и победители в настоящее время достаточно хорошо известны. Отмеченные ранее «заделы», наработки русской дореволюционной социологии не получили в советское время сколько-нибудь заметного развития: проблемы семьи и брака не входили в круг основных интересов как классиков марксизма, так и их продолжателей в России.
Если обратиться к отечественной литературе двух послереволюционных десятилетий, посвященной вопросам семьи и брака, то достаточно отчетливо выступают несколько линий разработки указанной проблематики.
Первая из них представляет собой ряд работ как популярных (В.А.Адольф и др. [1, 17], К.Н.Ковалев [49]; Л.С.Сосновский [112] и др.), так и претендующих на научность (В.Быстрянский [18]; С.Я.Вольфсон [22]; Я.И.Лифшиц [63] и др.), построенных по одной и той же схеме, подмеченной П.Сорокиным в рецензии [111] на книгу З.Лилиной «От коммунистической семьи к коммунистическому обществу» (Пг., 1920). Указанная схема представляет собой попытку изложения основных этапов развития общественных форм человечества от первобытности до диктатуры пролетариата и коммунистического общества. Каждая эпоха при этом характеризуется с разных точек зрения: описываются и способы добывания средств к существованию, и техника, и психология, и семейные отношения — при этом главной причиной изменения указанных характеристик выступает, конечно, экономика. Естественно, что детальность и уровень проработки этой схемы у разных авторов оказываются различными. В качестве крайних вариантов можно указать, с одной стороны, статью В.Адольфа [1], начинающего свое изложение если не с мира растений, то уж, по меньшей мере, с птиц и излагающего свои мысли с такой подкупающей прямотой, что можно поверить в развитое сознание и нравственность у диких гусей; с другой — работу С.Я.Вольфсона (единственная, кстати, за рассматриваемый период книга, прямо озаглавленная «Социология брака и семьи» [22]), в которой автор, вслед за С.З.Каценбогеном [48], развивает «марксистскую генеономию» как основной отдел генетической социологии, изучающий «совокупность социологических явлений, косвенно или непосредственно соприкасающихся с воспроизводством людей», используя обширный этнографический, статистический, социологический материал и достаточно профессионально анализируя его.
Нельзя, однако, сказать, что этот труд Вольфсона стал этапным в развитии социологии семьи в Советской России, ибо оказался он незатейливым развитием некоторых положений Г.Кунова и К.Каутского и слегка расширенным и дополненным изложением работ Ф.Мюллер-Лиэра (в частности, [75]). Тем не менее отечественные историки социологии, рассматривая период 20—30-х гг., неизменно упоминают (видимо, из-за подходящего названия) книгу Вольфсона как пример разработки проблем семьи и брака в советской социологии [138, 139] и др.
Вторая линия анализа семейно-брачной проблематики в 20—30-е гг. тесно связана с теоретико-идеологическим обеспечением практической деятельности партии, пришедшей к власти в 1917 г. Речь идет об освоении наследия классиков марксизма, программных заявлениях и реакции теоретиков РКП(б) на реальные последствия разрушения старых и проблемы формирования новых семейно-брачных отношений и моральных принципов.
Основной посылкой, выдвинутой еще в «Коммунистическом манифесте» и развитой в других работах, было резко отрицательное отношение классиков марксизма к семье, основанной на частной собственности, наследовании и домашнем воспитании [88]. В такой семье виделся наиболее консервативный оплот старого режима и предполагалось, что с разрушением старого общества уничтожение экономических основ буржуазной семьи едва ли не автоматически приведет к появлению «ростков» новой практики взаимоотношений полов и поколений.
Вопрос об отмирании семьи (по аналогии с отмиранием государства) при переходе к новому, коммунистическому обществу многим казался решенным, поэтому обсуждению подлежали «частные» моменты процесса отмирания: темпы, формы, условия и т.д. Так, Е.А.Преображенский считал, что при наличии общественного воспитания детей форма брака «внутри рабочего класса» вообще не может влиять на успехи или неудачи в борьбе пролетариата за коммунизм, а социальная проблема может возникнуть лишь в плане здоровья, «физического сохранения и укрепления расы», потому ответы и решения здесь должна давать медицина, а не коммунистическая программа [80].
Достаточно авторитетной в 20-е гг. была идея К.Каутского о том, что с ликвидацией товарного производства исчезнет и семья [47].
Некоторую ущербность семьи в деле осуществления рабочим классом своих исторических задач ощущал Л.Троцкий. Он сетовал на то, что в области политики и экономики рабочий класс действует как целое, а вот в области быта он раздроблен на «клеточки семей». Утверждая, что в области семьи (и быта вообще), как и в области старых хозяйственных форм, есть свой период распада, Троцкий замечал, что в первой области этот период приходит с опозданием и длится дольше, тяжелее и болезненнее [127].
Но существовали и более оптимистичные взгляды на судьбу семьи в коммунистическом обществе. В 1918 г. А.М.Коллонтай высказалась о перспективах развития семьи [55]. Утверждая, что семья при коммунизме сохранится, Коллонтай подробно обсуждает вероятные ее изменения, касающиеся отмирания основных функций -бытовой и воспитательной — и делегирования этих функций обществу. По мнению Александры Михайловны, в результате указанных прогрессивных изменений возникнет новая семья как форма общения мужчины и женщины, равноправных членов коммунистического общества, связанных взаимной любовью и товариществом. Взамен брачно-семейных «скреп» родства должны будут вырасти новые «скрепы» сознания коллективной ответственности, веры в коллектив как высшее моральное законодательное начало [54].
Сходные ожидания выражал и А.В.Луначарский, полагавший, что при коммунистическом строе обществу будут безразличны формы любовных отношений между полами, а дети будут обеспечены самим обществом. В течение же всего переходного периода должна, по его мнению, существовать лишенная своих буржуазных черт (командования мужчины и погребения женщин под бременем домашнего хозяйства) парная семья — длительный союз во имя совместного строительства жизни, рождения и воспитания детей [64].
Дополнительный стимул к обсуждению не столько теории, сколько практики семейно-брачных отношений давала сама жизнь. В условиях послереволюционной экономической разрухи, культурной отсталости населения, неустойчивости быта отчетливо выступали признаки психологической дезориентации, проявлялась тенденция к примитивизации моральных норм, связанных с отношениями между полами. По признанию вождя революции, «значительная часть молодежи» усердно занималась «ревизией буржуазной морали» в вопросах пола и искренне считала свою позицию революционной [25, с. 43—46].
В 20-х — начале 30-х гг. на страницах комсомольской прессы развернулась широкая дискуссия по вопросам половой морали. Основные этапы этой дискуссии и высказанные в ходе ее точки зрения изложены и проанализированы достаточно подробно (см. В.3.Роговин [85, 86]; С.И.Голод [29]). Представим кратко полярные точки зрения, между которыми поместился весь спектр суждений, высказанных по теме дискуссии.
Одна позиция принадлежит известному педологу и психологу А.Б.Залкинду, который писал, что половая жизнь допустима «лишь в том ее содержании, которое способствует росту коллективистских чувств, классовой организованности, производственно-творческой боевой готовности, остроте познания» [42, с. 65]. Регулироваться отношения между полами у представителей пролетарской молодежи должны, по Залкинду, двенадцатью «заповедями», предписывающими возраст и условия вступления в сексуальные отношения, их частоту, характеристики и количество «половых объектов» и т.д. [41, с. 252—253]. Эти идеи перекликались с позицией теоретиков «организованного упрощения культуры», по мнению которых человечество, достигнув «сверхколлективизма», должно превратиться в «невиданный социальный автомат.., не знающий ничего интимного и лирического» [26]. Диаметрально противоположную точку зрения высказывала А.М.Коллонтай, считавшая, что пролетариат может признавать моральными лишь отношения полов, основанные на индивидуальной любовной страсти и сопряженные с духовной общностью [56]. При этом отмечалось, что форма любовных отношений — длительный союз (в т.ч. и оформленный юридически) или «быстротечный брак» — не имеет значения [52, 53].
Заметим, что хотя эти споры были по форме теоретическими, они отражали реальную жизнь, по-своему запечатлевали особенности исторической эпохи.
Важным источником сведений о реальном поведении, нравах, установках людей того времени могут служить массовые опросы по проблемам отношений между полами, впервые в мировой истории проведенные в таких масштабах в разных регионах и социальных слоях (М.С.Бараш [15]; И.Гельман [27]; С.Я.Голосовкер [33]; З.А.Гуревич, Ф.И.Гроссер [34]; Д.И.Ласс [60]). Несмотря на ряд недостатков этих исследований (не вполне корректное установление эмпирических зависимостей, отсутствие связи с теоретическими посылками и с конкретно-историческим контекстом), они более точно отражали реальное положение дел, чем выступления партийных теоретиков и функционеров, письма читателей, и свидетельствовали скорее о разрушении традиционных норм и ценностей межполового общения, чем о становлении новых.
Еще один ряд проблем, не относящихся прямо к социологии семьи, но затрагивающих смежные темы, разрабатывался в 20—30-е гг. педологами, психологами и педагогами. Речь в основном шла о проблемах психического развития ребенка в конкретной социальной среде: в семье, в детских игровых группах и т.п. [20, 65].
Однако развитие идеологии и практики тоталитаризма в Советской России набирало обороты. Спор между позитивистами и диалектиками закончился сначала поражением богдановско-бухаринской линии «научного марксизма», а затем и деборинской группы. Новая «марксистско-ленинская наука» конституировалась, по меткому выражению Р.Альберга, в качестве инструментализированной диалектической концепции теории-практики [3]. Социальные науки стали ориентироваться на соответствующую «политически верную линию», а их реальный эмпирический предмет утратил свое когнитивное и познавательно-критическое значение.
Все это, естественно, отразилось на трактовке социальных проблем семейно-брачных отношений. Всем сестрам раздали по серьгам: оказалось, что «подлые фашистские наймиты Троцкий, Бухарин, Крыленко и их приспешники» обливали грязью семью в СССР, распространяя контрреволюционную «теорию» отмирания семьи и беспорядочного полового сожительства в СССР, что Коллонтай и Луначарский делали «политически ошибочные и вредные» утверждения, будто при социализме семья отмирает, а «агенты фашизма, предатели Родины подлая банда Косарева распространяла "теорийку" независимости быта, семьи от политики...» [90]. С.Я.Вольфсон в дополненном, исправленном и переименованном издании «Социологии брака и семьи» каялся, что ранее «защищал антимарксистскую точку зрения отмирания семьи в социалистическом обществе» [21, с. 6.].
Основным трудом, определившим на долгие годы способ теоретических рассуждений и характер изложения вопросов социологии семьи и брака в Советской России, провозглашается упомянутая работа Энгельса. Ее влияние на советских исследователей можно проследить, по меньшей мере, до середины 80-х гг.
Период 20-х — середины 30-х гг. можно обозначить как время становления в качестве единственно верного такого понимания семейно-брачных отношений, которое соответствовало духу и букве раздела «О диалектическом и историческом материализме» «Краткого курса истории ВКП(б)». Общественная и моральная дезорганизация общества в начале этого периода стимулировала обсуждение проблем семьи, брака, межполовых отношений с различных, но остающихся в рамках методологии марксизма, точек зрения. Но к концу периода все так или иначе сложившиеся представления были вытеснены идеей о смене буржуазной формы моногамии на советскую социалистическую (естественно, лучшую и прогрессивную). В связи с монополизацией проблематики семьи абстрактным теоретизированием отпала необходимость ее эмпирического изучения, была оборвана зарождающаяся традиция эмпирических исследований половой морали и практики, а также семейной среды ребенка в рамках педологии и социальной психологии.
Был сделан еще один шаг в сужении теоретических и эмпирических предпосылок социологии семьи, теперь уже связанный не с утверждением единственного (марксистского) варианта социальной философии (как это было в послереволюционные годы), а с запрещением любых иных, кроме истматовской, интерпретаций проблематики семьи и брака в рамках марксизма.
- Российская академия наук
- Оглавление
- Взаимоотношения между властью и социологией в России
- Композиция книги и рефлексии редактора
- Что остается за пределами этой работы
- Выражения благодарности
- В. Ядов Литература
- Раздел первый. Становление и развитие дисциплины Глава 1. Преемственность российской социологической традиции (г.Батыгин) § 1. Историографическая концепция
- § 2. Рационализация нигилизма
- § 3. Советский марксизм и социология
- § 4. Социальные обследования и политический контроль
- § 5. Модернизация советской социологической доктрины в 1950-е годы
- § 6. Социологический ренессанс
- §7. «Перестройка в социологии и постсоветская социологическая наука
- Литература
- Глава 2. Историко-социологическая проблематика (з.Голенкова,ю.Гридчин) § I. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период. Множественность классификации и поиски обобщающей концепции
- § 3. 20—40-Е годы. Догматизация марксизма и деформации в историко-социологической проблематике
- § 4. Историко-социологическое направление в 50-70-х и 80-90-х годах
- § 5. Заключение
- Литература
- Глава 3. Методология и методы (о.Маслова, ю.Толстова) § 1. Введение
- § 2. До Октябрьской революции
- § 3. Методологическая рефлексия в эмпирической социологии: 20—30-е годы
- § 4. Методологические поиски 60-х годов
- § 5. Методология эмпирических исследований в 70-80 годы: дискуссии, эксперименты, учебники
- § 6. Математические методы в социологии
- § 7. Современная ситуация: потери и приобретения переходного периода
- Литература
- Литература к § 6
- Раздел второй. Проблемы социальной дифференциации Глава 4. Социальная структура и стратификация (з.Голенкова, е.Игитханян) § 1. Вводные замечания
- § 2. Несколько слов о социально-структурной проблематике в российской социологии конца прошлого— начала нашего века
- § 3. Исследования 20—30-х годов
- § 4. Исследования социальной структуры в советской социологии в 60-х - начале 80-х годов
- § 5. Поиски методологических подходов и работы конца 80-х—начала 90-х годов
- § 6. Взгляд в будущее
- Литература
- Глава 5. Социология молодежи (в.Семенова) § 1. Вводные замечания
- § 2. Молодежная проблематика до 1917 года. Становление молодежи как группы
- § 3. 20-Е годы: молодежь как трудовой ресурс
- § 4. Первое советское поколение молодежи
- § 5. Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию
- § 6. Две ориентации молодежных исследований в 60—80-е годы
- § 7. Исследования молодежной субкультуры на рубеже 80—90-х годов
- § 8. Сегодняшнее состояние дисциплины, перспектива
- Литература
- Глава 6. Социология города (о.Яницкий) § 1. Введение
- § 2. Предыстория формирования дисциплины
- § 3. Дискуссия о социалистическом городе 30-х годов
- § 4. Исследования после 1960 года
- § 5. 80— 90-Е годы: углубление достигнутого и новые перспективы
- Литература
- Глава 7. Социология села (р.Рывкина) § 1. Введение: место села в российском обществе
- § 2. Этапы эволюции социологии села в 20—80-е годы
- § 3. Социологические исследования села в постсоветской России
- Литература
- Глава 8. Социология пола и тендерных отношений (т.Гурко) § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Дискуссии 20-х годов
- § 4. 60—80-Е годы: всплеск исследований профессиональных и семейных ролей женщин
- § 5. Новые акценты в исследованиях периода перестройки
- § 6. Начало 90-х: тематика и подходы, возникновение тендерных центров
- § 7. Перспективы развития исследований социальных проблем пола
- Литература
- Глава 9. Этническая социология в ссср и постсоветской России (л.Дробижева) § 1. Введение. Предыстория
- § 2. Становление дисциплины
- § 3. Исследования 70—80-х годов
- § 4. Этносоциология и политика в годы реформ (с 1985 года)
- § 5. Тематизация этносоциологических исследований ближайшего будущего
- Литература
- Раздел третий. Социальные проблемы экономики, производства, образования и науки Глава 10. Социология труда и производства (а.Кравченко, в.Щербина) § 1. Введение
- § 2. Предыстория дисциплины
- § 3. 30-Е годы: наука управления
- § 4. Становление советской социологии труда: годы «хрущевской оттепели»
- § 5. Социология труда в период стагнации: 70—80-е годы
- § 6. Развитие заводской социологии и управленческого консультирования (60—80-е гг.)
- § 7. Две концепции относительно функций социологии на производстве
- § 8. Современное состояние и перспективы развития социологии труда и производства
- Литература к § 1-5
- Литература к § 6-8
- Глава 11. Социология организаций: школы, направления и тенденции развития (в.Щербина)
- Литература
- Глава 12. Экономическая социология: современное состояние и перспективы развития (в.Радаев)
- Тематика экономико-социологических публикаций в российских журнальных и монографических изданиях в середине 90-х гг.
- Литература
- Глава 13. Социология образования (я.Астафьев, в.Шубкин) § 1. Вводные замечания
- § 2. Социологические подходы к проблемам народного образования до 1917 года
- § 3. Политизация исследований в первые годы советской власти
- § 4 Становление дисциплины в 1960—1970-е годы
- § 5. Развитие социологии образования в 1970—1980-е годы
- § 6. Исследования после 1985 года
- § 7. Взгляд в будущее
- Литература
- Глава 14. Социология науки (в.Келле, р.—л.Винклер) § 1. Предварительные замечания
- § 2. Социологические исследования науки в ссср в 20-е годы
- § 3. Формирование дисциплины. Дискуссии о предмете: науковедение и социология науки
- § 4. Сообщество исследователей социологических проблем науки в 70—80-е годы
- § 5. Российская социология науки в период реформ
- § 6. Заключение
- Литература
- Раздел четвертый. Духовная жизнь, культура, личность Глава 15. Социология религии (в.Гараджа) § 1. Вводные замечания
- § 2. Период до 1917 года
- § 3. Советский период
- § 4. Исследования религиозности в постсоветский период
- § 5. Перспектива
- Литература
- Глава 16. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации (л.Коган) § 1. Вводные замечания
- § 2. Предыстория социологии культуры в России
- § 3. Послеоктябрьский период: вульгаризация культурных процессов с позиций классового подхода
- § 4. Исследования 60-х—70-х годов в рамках культурно-коммуникативной парадигмы
- § 5. Состояние эмпирических исследований культуры в конце 80-х—90-е годы
- Литература
- Глава 17. Социология культуры: теоретический аспект (а.Согомонов) § 1. Культурологическая реконструкция отечественной социологии от 60-х к нынешнему времени
- § 2. Вчера отечественной культурологии
- § 3. Толкование культурно-символических кодов57: русский характер и советский простой человек
- § 4. Концепция репрезентативной культуры. Возможное завтра российской социологии культуры
- Литература
- Глава 18. Личность в российской социологии и психологии (в.Ольшанский) § 1. Введение
- § 2. Проблематика личности в дореволюционный период
- Аналитические различия исследования человека в разных науках
- § 3. 1917—1955 Годы. Социально-философская позиция немарксистов
- § 4. Утверждение ролевой концепции личности (середина 50-х — конец 80-х годов)
- § 5. Человек в кризисном обществе
- § 6. Заключение
- Литература
- Глава 19. Социальная психология (г.Андреева). § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Послереволюционная ситуация: дискуссия 20-х годов
- § 4. «Перерыв» в развитии дисциплины
- § 5. Второе рождение: дискуссия конца 50-х — начала 60-х годов
- Раздел 1 — введение, где традиционно обозначается предмет социальной психологии, основные вехи ее истории, методологические принципы и конкретные методы исследования.
- § 6. Современное состояние: области исследований
- § 7. Уроки и перспективы
- Литература
- § 2. Изучение населения в дореволюционный период
- § 3. Советская демографическая наука в 20—30-е годы
- § 4. Теоретические подходы к изучению детерминации рождаемости в 50—80-е годы
- § 5. Несколько слов о сегодняшней ситуации
- Литература
- Глава 21. Социология семьи (а.Клецин) § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Первые годы советской власти
- § 4. Вакуум 30—50-х годов, возрождение в годы «хрущевской оттепели» и современные исследования
- § 5. Теоретические концепции семьи
- § 6. Заключение
- Литература
- Глава 22. Исследования миграции населения в России (л.Рыбаковский) § 1. Вводные замечания
- § 2. Изучение переселений в досоветский период
- § 3. 20-Е—начало 30-х годов
- § 4. Возобновление исследований с конца 50-х годов
- § 5. Современные миграционные процессы в России
- Литература
- 29. Методология и методика системного изучения деревни. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд., 1980.
- Глава 23. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей (в.Патрушев) § 1. Предмет и проблематика
- § 2. Различия методологических подходов в мировой социологии
- § 3. Методические аспекты исследований
- § 4. Три этапа исследовании
- § 5. Заключение: взгляд в будущее
- Литература
- Приложение Использование бюджета времени Дневник для записи видов деятельности
- Глава 24. Социология быта, здоровья и образа жизни населения (л.Гордон, а.Возьмитель, и.Журавлева, э.Клопов, н.Римашевская, в.Ядов) § 1. Вводные замечания
- § 2. От исследований свободного времени к анализу повседневного быта людей
- § 3. Проект «Таганрог» (1968-1994)
- § 4. Исследования в рамках концепции образа жизни (70—90-е годы)
- § 5. Здоровье населения как междисциплинарная проблема. Становление социологии здоровья
- §6. Заключение
- Литература §2
- Глава 25. Экологическая социология (о.Яницкий) § 1. Введение
- § 2. Возникновение экологической социологии
- § 3. Концептуальные основы российской экосоциологии
- § 4. Экологическая озабоченность
- § 5. Социальная экология города
- § 6. Экологическое движение
- § 7. Социальные изменения и экологическая политика
- § 8. Возможная перспектива
- Литература
- Раздел шестой. Социально-политические процессы, общественное мнение, социальный контроль Глава 26. Социология политики: становление и современное (в.Амелин, а.Дегтярев) § 1. Вводные замечания
- § 2. Предыстория и становление предмета
- § 3. Развитие социологии политики с конца 1980-х годов
- § 4. Что дальше?
- Литература
- Глава 27. Социология общественных движений — становление нового направления (е.Здравомыслова) § 1. Вводные замечания
- § 2. Три группы факторов становления социологии общественных движений
- § 3. Развитие научного дискурса и результаты исследований
- § 4. Изучение политической мобилизации и ее «узлов»
- § 5. Заключение: концептуализация общественных
- Литература
- Глава 28. Изучение общественного мнения (в.Мансуров, е.Петренко) § 1. Вводные замечания
- § 2. Первые подходы к изучению общественного мнения. Роль земств (1860—1910-е годы)
- § 3. Партийно-советская система: «изучение настроений трудящихся»
- § 4. Зарождение дисциплины. Социология общественного мнения
- § 5. Подъем на волне гласности и перестройки (конец 80-х — середина 90-х годов)
- § 6. Ожидаемое будущее
- Литература
- Глава 29. Социология девиантного поведения и социального контроля (я.Гилинский) § 1. Вводные замечания
- 3. Послеоктябрьский период
- § 4. Становление отечественной социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории
- § 5. Возможные перспективы
- Литература
- Глава 30. Социальное прогнозирование (и.Бестужев-Лада) § 1. Введение
- § 2. Предпосылки социопрогностических исследований в России: забытое открытие в. Базарова 20-х годов и развитие прогностики 60—80-х годов на Западе
- § 3. От политического энтузиазма 20-х годов через репрессии 30-х —
- § 4. Возможна ли социальная прогностика?
- Литература
- Глоссарий92
- Именной указатель
- Об авторах