logo
Sbornik_2010

Проблема соотношения фундаментальной и практической подготовки студентов высших учебных заведений: социологический аспект

В рамках исследования философских аспектов образования, вопросов теории и практики процесса познания, для меня стало очевидным, что социологическое измерение вопроса о соотношении фундаментальной и практической подготовки студентов ВУЗов является чрезвычайно важным и показательным, поскольку позволяет в определенной мере разрешить вопрос о качественном измерении современного образования.

Оценка качества подготовки студентов в высших учебных заведениях должна рассматриваться как единство таких факторов:

Для начала я бы хотел выделить основные проблемы, с которыми сталкивается современное образование. С одной стороны, налицо тенденция отрыва образования от непосредственной практики, излишняя «теоретичность» получаемых студентами знаний. И это притом, что работодатели стремятся нанимать молодых специалистов, уже имеющих опыт работы. А для того, чтобы соответствовать требованиям работодателей, студентам приходится жертвовать учебой в пользу работы.

С другой стороны, повсеместной становится тенденция к алгоритмизации и утилитаризации знаний. Как пример можно привести обучение работе с определенными программными пакетами, сводящееся к определению последовательности выполняемых операций, вместо обучения универсальным принципам работы. При всей кажущейся практичности этого подхода к обучению, эффективность таких знаний стремится к нулю, особенно учитывая стремительное развитие и изменение технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

В такой ситуации неизбежно страдают общечеловеческие, аксиологические функции образования.

Поэтому, на наш взгляд, исследования, посвященные соотношению фундаментальной и практической подготовки студентов, являются актуальными для разрешения вопроса о качестве образования и применении полученных знаний.

Проблема качества теоретической и практической подготовки молодых специалистов имеет большое значение. Она обязательно присутствует в социологическом дискурсе, и исследователи регулярно касаются ее в социологических опросах, посвященных вопросам трудоустройства выпускников специальных учебных заведений. Так, например, монография «Взаємодія ВНЗ та ринку праці у дзеркалі соціології» (К., «Освіта України», 2009) касается проблем взаимодействия рынка труда и высших учебных заведений. По результатам приведенного в монографии социологического опроса можно прийти к достаточно противоречивым выводам. Большинство работодателей считают уровень подготовки студентов адекватным требованиям, выдвигаемым производством, и этот факт отрицать нельзя. Однако, при детализации результатов социологического опроса по сферам деятельности мы можем сделать несколько другие выводы. В качестве примера возьмем сферу финансов -динамично развивающуюся и требовательную как к фундаментальной, так и практической подготовке студентов. Достаточно низко было оценено соответствие знаний студентов современному положению производства и бизнеса, в то время, как при оценке общих знаний студентов, финансовая сфера занимает лидирующую позицию, что может свидетельствовать о «перекосе» в сторону фундаментальной подготовки в ущерб практике.

В целом же можно сказать, что научная (социологическая, педагогическая, философская) разработка вопроса чрезвычайно скудна, и этот доклад призван поставить больше вопросов, чем дать ответов.

С философской точки зрения проблему соотношения фундаментальной и практической подготовки молодых специалистов можно рассматривать в контексте проблематики «информационного отчуждения». В социологии – с позиций проблематики взаимоотношений «Работодатель – выпускник», в сфере педагогики – как вопрос о соотношении утилитарно-практического, общетеоретического и аксиолого-мировоззренческого аспектов воспитания.