logo
Sbornik_2010

Гендерный подход в образовании: необходимости современного реформирования

В последнее время происходит ослабление и взаимопроникновение отдельных компонентов мужской и женской статусно-ролевой композиции, формируется андрогинная модель поведения. Андрогинность – явление, при котором человек проявляет одновременно и женские и мужские качества. Андрогинность во внешнем виде является сочетанием мужских и женских признаков [3].

Следствием подобной тенденции взаимопроникновения оказывается определенное нивелирование различий в содержании стереотипов  маскулиности и фемининности. Стереотипы фемининного и маскулинного поведения одинаково могут проявляться в поведении личности вне зависимости от половой принадлежности в сфере бизнеса, политики и некоторых других сферах. Кроме того, на снижение поляризации гендерных стереотипов поведения влияет система высшего образования, которая воспроизводит гендерно-нейтральную или андрогинную практику обучения в рамках личностно ориентированной педагогики [5]. Она на данный момент нуждается в переосмыслении и преобразовании. Современная педагогика высшего образования должна включать гендерный подход в теории, методологии и в области эмпирических исследований.

Вопросы гендерной проблематики в образовании относятся к одним из наименее разработанных в отечественных гендерных исследованиях. Анализ научных публикаций отечественных авторов свидетельствует о том, что среди исследований в области психологии и педагогики образования, управления образованием до 90-х годов практически отсутствовали работы, учитывающие гендерный аспект [4]. Значительная часть исследований выполнена в рамках полодифференцированного подхода, выявленные различия считались биологически детерминированными.

Собственно гендерные исследования конца 90-х – начала 2000-х годов характеризуются тремя основными отличительными признаками: разделение испытуемых по половому признаку на мужчин и женщин; изучение ролевых позиций, которые люди, независимо от биологического пола, занимают в общении (маскулинная, феминная, андрогинная); различие в ценностных ориентациях личности, направленность на отличающиеся системы ценностей [2].

Обучение в вузе практически ориентировано на андрогинное существо, на студента «вообще», что формирует явно «упрощенный» тип сознания личности и юношей, и девушек, поскольку маскулинный характер обучения через принятые стереотипы, готовые общественные модели поведения, определенные культурные нормы блокирует выход сознания на новый уровень.

Гендерный подход, на наш взгляд, должен фокусироваться на критическом анализе используемых в педагогическом процессе моделей маскулинности и фемининности, а также существующих в образовании механизмах социализации и воспитания личности в соответствии с разными моделями маскулинности и фемининности. Цель гендерного подхода в образовании – деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и осознание условий для максимальной самореализации всех субъектов процесса педагогического взаимодействия.

Организация обучения в вузе характеризуется преобладанием директивной модели над интерактивной [1]. Интерактивная модель соответствует гендерному подходу и исходит из необходимости понимания транслируемой информации, нацелена на творческую переработку поступающих сведений. Она построена на взаимодействии участников, делает акцент на сотрудничестве, поддерживает активность студентов, интеллектуально и эмоционально вовлекает студентов в обучающую среду, создает условия для более развитой внутренней их мотивации к учению.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Это учит гуманному, демократическому стилю поведения.

Равенство стартовых позиций мужчин и женщин после окончания вуза не обеспечивает одинаковой профессиональной карьеры, которую мужчины делают быстрее. Организация высших образовательных учреждений отражает гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус женщин и мужчин, гендерную стратификацию педагогической профессии, гендерную асимметрию педагогических кадров и обучающихся студентов [6].

В настоящее время женщины в высшей школе представляют собой довольно многочисленную группу преподавателей и научных кадров, что свидетельствует о феминизации науки и высшего образования. В то же время нет научно разработанной и обоснованной методики для определения оптимальной половозрастной структуры научных и учебных подразделений, которая обеспечила бы максимально эффективный процесс обучения, воспитания и приобщения студенческой молодежи к научной работе [7].

Литература:1. Бутенко Н. Что привлекает студентов в учебном процессе // Alma Mater. - №1. - 2000. - С. 21-25; 2. Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различи в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. - № 1. – С. 41-51; 3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2002.- С. 51-64; 4. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. – 2002. - № 3. – С.181-192; 5. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. - М., 2001. – С. 47-49; 6. Силласте Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога // Высшее образование в России. - 2001. - № 2. - С.96-106.; 9. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании / http: // www. Ivanovo.ac.ru/ win 1251/ jornal / jornal3/ shtil.htm.

Кравцов Сергій

ДУ НДІ соціально-трудових відносин Мінпраці України

Нєсіна Віолетта

КНТУ «Київський політехнічний інститут»