logo
Uchebnik

1.4 Социология молодежи на современном этапе: проблемы и перспективы

В настоящее время в связи с общим кризисом науки, а так же появлением множества иных проблем, волнующих общественное мнение, количество исследователей, занимающихся молодежной проблематикой, существенно сузилось. Так, число цитирований по проблемам возрастов существенно уменьшилось по сравнению с началом 1990-х годов и с тех пор находится примерно на одном уровне.

Если говорить о социальной ситуации в целом, то жесткие законы рыночной экономики и забота о чисто физическом выживании отодвинули на обочину научных интересов молодежную проблематику. В средствах массовой информации и социальной политике молодежным проблемам так же уделяется существенно меньше внимания. Достаточно сказать, что в правительственных структурах до недавнего времени не было отдельного органа, который бы занимался как анализом (мониторингом), так и решением непосредственно молодежных проблем. С другой стороны, интересы самой молодежи направлены больше не на способы молодежного самовыражения, а на поиски более быстрого и адекватного пути вхождения в полноправный статус взрослого, экономически самостоятельного человека.

Вместе с тем новая социальная ситуация вызвала к жизни новые направления молодежных исследований: молодежный рынок труда, безработица в молодежной среде, различные аспекты социальной защиты молодежи и молодых семей.

Проблемы занятости молодежи и безработицы, молодежных рынков труда успешно исследуются в Центре изучения проблем занятости Института социологии РАН. Новые формы потребительского поведения молодежи являются сферой интересов В. Магуна, проблематика бездомных - В. Журавлевой. В Институте социологии РАН продолжает реализовываться проект, направленный на изучение социально-дифференцирующих функций среднего и высшего образования.

Экономическое положение молодежи в условиях реформ, проблемы социального развития молодежи продолжают исследоваться в Отделе социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН (руководитель В.И. Чупров).

Уже в течение ряда лет осуществляется комплексная научная программа «Молодежь России», направленная на выработку социальной политики в отношении молодежи. В осуществлении этой программы принимают участие исследователи из разных регионов страны.

На наш взгляд, усиливается прагматическая направленность исследований, связанная с возникновением новых, ранее не изученных явлений молодежного статуса и появлением в среде молодежи новых групп: безработных, бездомных, участников военных операций на территории России и сопредельных государств. Безусловный интерес составляет изучение различных аспектов молодежного рынка труда, потенциальной или реальной трудовой эмиграции, потребительского поведения молодежи.

В методологии рассмотрения юности так же возникают новые явления. В соответствии с мировой практикой рассмотрения молодежных когорт как составной части других общесоциальных процессов, в российских исследованиях молодежи акцент переносится на логику рассмотрения молодости как части жизненного цикла человека, переходной фазы между подростковым возрастом и состоянием взрослости. В таком аспекте молодость выступает в качестве проводника между двумя фазами жизненного цикла, необходимого условия становления «человека социального».

Перенос исследовательского интереса на индивидуальные жизненные стратегии в западной социологии связывают с возрастающим многообразием каналов вхождения молодежи во взрослое общество: растущее разнообразие форм образования; специфический молодежный рынок труда и способы первичного трудоустройства молодежи, в том числе временная безработица; растущее многообразие форм проживания молодежи и формы семейно-брачных отношений. В результате, жизненные траектории поколения все больше и больше приобретают характер индивидуальных биографических траекторий и утрачивают свойства общесоциальных моделей.

Отсюда в мировой практике появляется новая методологическая стратегия комбинирования данных массовых количественных исследований с изучением единичных случаев, отдельных типичных жизненных траекторий, на основе которых тенденции социального взросления анализируются более углубленно.

Одним из возможных сценариев дальнейшего развития социологии молодежи может стать ее поглощение возрастной социологией или социологией поколений, поскольку проблема возрастной дифференциации общества или системы взаимоотношений разных поколений, одновременно живущих в обществе, становится все более актуальной. Тогда, возможно, основной ракурс исследований изменится: от изучения отношений молодежи и общества к изучению отношений молодежи с другими возрастными группами (зрелыми, пожилыми и т.д.). Кстати на Западе именно этот аспект теоретических и эмпирических разработок в настоящее время считается наиболее актуальным. В условиях реформируемого общества вопросы характера взаимоотношений между представителями разных поколений резко повышают свою значимость. Именно по этой причине растущий интерес к поколенческой проблематике становится все более заметным.

Вместе с тем, учитывая волнообразный характер развития социологии молодежи, можно так же предположить и другой сценарий: на наш взгляд, в ближайшие годы следует ожидать очередного взлета научного интереса к этой отрасли социологического знания. Он будет обусловлен вхождением во взрослую жизнь первой возрастной когорты, сознательная фаза социализации которой пришлась на период развития рыночных отношений в России и соответственно рыночной психологии. Новое поколение (1977-1978 годов рождения) не только получило иной опыт образования и профессиональной подготовки, но вступает в жизнь при сокращении шансов на трудоустройство, что чревато возможным обострением межпоколенных противоречий.

Пусть это банально звучит, но социология молодежи ориентирована на будущее. Естественно, трудно ожидать интереса к «будущему» в условиях неразрешенных проблем «настоящего». Вместе с тем, с точки зрения общественного запроса, проблемы социальной защиты молодежи, организации специфического молодежного рынка труда, выравнивания растущих различий в жизненных шансах отдельных групп молодежи, эффективности новых (в том числе частных) каналов образования могли бы стать наиболее актуальными. В интересах государственной политики так же разработка долгосрочных (на десятилетия) прогнозов социального поведения различных возрастных когорт, проходящих разные стадии жизненного цикла.

В целом нетрудно представить, что в социологии молодежи будут происходить те же процессы, которые охватывают и другие предметные области науки, прежде всего движение в сторону междисциплинарного подхода. Очевидно, что совмещение собственно социологических концепций с социопсихологическими, этнологическими и историческими - не просто «дань моде», но способ развития знания в достаточно сложной социоэкономической, социокультурной и политической ситуации, в которой сегодня находится российское общество.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какое влияние оказали молодежные протестные движения второй половины ХХ столетия на процесс становления и развития социологии молодежи?

  2. Как отрасль социологического знания, социология молодежи выстраивается на трех уровнях. Что включает в себя специально-теоретический уровень?

  3. Почему, с Вашей точки зрения, в рамках социологии молодежи преобладает практико-ориентированный подход при явных пробелах в теории?

  4. Какие направления принято выделять в рамках западной социологии молодежи?

  5. Чем был обусловлен интерес к молодежным проблемам в СССР в 1920-е и 1930-е годы?

  6. Опишите основной круг проблем, ставших сферой научных интересов в рамках новосибирской школы.

  7. Какие изменения претерпела социология молодежи на современном этапе своего развития?

Темы для рефератов и сообщений

  1. Методологические принципы и структура социологи молодежи.

  2. Место и роль социологии молодежи в системе общественных наук.

  3. Молодежь как объект научного познания.

  4. Молодежная революция на западе и ее влияние на развитие западной социологии молодежи.

  5. Становление и развитие отечественной социологии молодежи в XX веке.

  6. Роль социологии молодежи в формировании профессиональной культуры будущих специалистов.

Литература

Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и современность. - М., 2000.

Жизненные пути одного поколения / Под ред. Л.А. Коклягиной, В.В.Семеновой, М. Титма. - М.: Наука, 1992.

Кон И. С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978.

Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988.

Лисовский А.В., Лисовский В. Т. В поисках идеала: Диалог поколений. - Мурманск, 1994.

Лисовский В. Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодежи. - М.: Молодая Гвардия, 1969.

Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Материалы международной научно-практической конференции / Редкол.: Вербицкая Л.А. и др. Вып. 1-2. СПбГУ, 1995.

Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология // Социологические исследования, 1999. - № 5.

Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии. Методические вопросы «Науки о молодежи» - СПб., 1999.

Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. – 2-е изд. Перераб. и дополн. – М.: ИС РАН, 1998. - 696 с.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. Т.В. Лисовского. – СПб., 1996. - 460 с.

Тощенко Ж.Т. Социология: Общ. курс: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2003. - 527 с.

Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социологические исследования, 1994. - № 6.