logo
Sbornik_2010

Соотношение Армия – вуз для современной молодежи

Армия как социальный институт в целом и воинская служба в частности в глазах студентов обладают высоким социальным статусом. Они дают возможность получить необходимую каждому мужчине физическую и нравственную закалку, освоить дополнительную специальность к гражданской, а также расширить круг общения. Такой позиции придерживается примерно две трети принимавших участие в опросе студентов. Но, вместе с тем, большинство опрошенных (55,9%) считает, что каждый молодой человек вправе самостоятельно решать вопрос о службе в армии.

Данная тема является актуальной, так как ниже перечисленные вопросы волнуют большую часть сильного пола нашей страны:

  1. Каждый студент, обучающийся по дневной форме обучения в высшем учебном заведении, освобождается от военной службы на период учебы.

  2. По решению Министерства обороны, граждане, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса в вооруженные силы не призываются. 

  3. Студенты, которые не будут обучаться на военных кафедрах, обязаны после окончания вуза отслужить в вооруженных силах на солдатской должности один год.

Нами были исследованы студенты 1 – 2 курсов дневной формы обучения ГУИиИИ. Опрос охватывает только молодых людей призывного возраста (от 17 до 22 лет). Было изучено отношение студентов к службе в армии, к практике совмещения учёбы по своей основной специальности и на военной кафедре, а также распространенность ориентаций на обучение по военно-учетным специальностям.

Цель исследования: выявить отношение студентов к службе в армии, а также их ориентации на возможность своего обучения на военной кафедре.

Согласно результатам исследования 10% респондентов рассматривают службу в армии как обязательный этап своего дальнейшего жизненного пути. В том числе 8,9% планируют обязательно пройти службу в армии, 18% отметили, что не испытывают такого желания, но служить пойдут, еще 2,1% хотели бы пойти служить после окончания военной кафедры. Количество желающих пройти срочную службу в армии после окончания университета гораздо выше среди тех респондентов, которые считают прохождение воинской службы долгом каждого мужчины.

Подавляющее большинство опрошенных студентов (89%) считает необходимым предоставление отсрочек от службы в армии на время учебы в ВУЗе. Это обусловлено тем, что получение образования молодыми людьми представляется гораздо более важным, чем армейская служба. Вместе с тем, при поступлении в ВУЗ этот мотив сыграл решающую роль.

Большинство студентов знают о преимуществах военной службы, вместе с тем далеко не все опрошенные знали о конкретных требованиях к поступлению на военную кафедру и о том, где непосредственно такую информацию можно получить. В дальнейшем следует значительно активизировать информационную и агитационную работу среди студентов – как силами руководства факультета, так и через деканаты, органы студенческого самоуправления.

Каждый третий опрошенный студент 1-2 курсов хотел бы пройти обучение на военной кафедры параллельно с обучением по своей основной специальности (наглядно представим это на рис. 2). В большей степени стремление к прохождению обучения на военном факультете свойственно студентам инженерно-физического факультета, факультета физической культуры и юристов. В меньшей степени это стремление характерно для студентов факультета математики и информатики, филологического факультета, факультета истории и социологии, факультета экономики и управления. Среди студентов всех факультетов присутствует большой процент колеблющихся в принятии окончательного решения. Именно на студентов данной группы следует направить дополнительную информационно-разъяснительную и агитационную работу.

Доминирующий мотив обучения на военном факультете состоит в перспективе сокращения срока службы в армии после окончания учебы в университете. Среди основных причин нежелания учиться на военной кафедре – боязнь сокращения времени для получения образования по основной специальности (для 13,1% опрошенных), а также падение престижа армии и утрата смысла воинской службы (для 10,9% опрошенных). Наиболее популярная военно-учетная специальность, которую хотели бы получить 16,5% опрошенных студентов, – командир разведывательного отделения. 20,3% опрошенных еще не определились с будущей специальностью, что также свидетельствует о необходимости проведения дополнительной разъяснительной работы среди всех студентов.

Учет руководством военной кафедры результатов проведенного исследования поможет выстроить долгосрочную и эффективную стратегию привлечения студентов к обучению на военной кафедре. Представляется целесообразным проведение подобных социологических исследований на базе других высших учебных заведений г. Донецка и их последующий мониторинг.

Агамірьян Любов

Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна

(Україна, м. Харків)