31. Функции журналистики.
В работах по теории журналистики традиционно важное место уделяется анализу функций журналистики. Это - неслучайно. Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что “процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. Эта функция выступает как внешняя необходимость, как фактор, детерминирующий данную систему деятельности”.
Так, например, Е.П. Прохоров (Евгений Павлович Прохоров — российский социолог, создатель советской, а затем и современной российской теорий журналистики), считая журналистику полифункциональной системой, различает следующие шесть функций журналистики:- коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет “исходной функцией журналистики”;
- непосредственно-организаторскую, в которой “наиболее наглядно проявляется роль журналистики как “четвертой власти” в обществе”;
- идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением “оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов”;
- культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, “чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека”;
- рекламно-справочную, связанную с “удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)”;- рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получения удовольствия).
С.Г. Корконосенко ( Сергей Корконосенко доктор политических наук,профессор СпБГУ) предлагает разделять понятие “социально-ролевая характеристика журналистики”, под которой он понимает “выполнение ряда социальных обязанностей в соответствии с общественными запросами и ожиданиями” и понятие “функция журналистики” (определение которого он, впрочем, не дает, ограничиваясь ссылкой на латинские корни самого термина “функция”).
При этом “ролевая характеристика строится в зависимости от количества и качественных особенностей данных сфер (иначе они называются социетальными системами): экономической, политической, духовно-идеологи-ческой и социальной”.
Таким образом, он выделяет четыре социальных роли журналистики:
- производственно-экономическую,- информационно-коммуникативную,
- регулирующую,
- духовно-идеологическую.
- 1. Информационные жанры
- 5.Роль факта в информационных и аналитических жанрах.
- 7.Вероятностнаяи превентивная информация (сходство и отличие)
- 14.Анонс и аннотация (сходство и различия)
- 17. 18. Интервью как метод сбора информации и как информационный жанр.
- 19. Типы интервью
- 31. Функции журналистики.
- 36.Виды лидов
- 38. Особенности репортажа.
- 39. Типы заголовков
- 42. 43.Эмпирические и теоретические методы сбора информации
- 44.Анкета и социологическое резюме
- 46.Специфика журналистского расследования