2.2. Изучение опыта участия студентов тгпу им. Л.Н. Толстого в спортивном волонтерском движении.
Анкетирование было проведено с целью изучения опыта участия студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого в спортивном волонтерском движение.
Выборку составили студенты 2-го курса в возрасте 10-20 лет:
факультета ИСИГН группы 2 «М» специальности «Организация работы с молодежью» - 20 человек, факультета ЕНФКИТ группы 2 «НП» специальности «Физическая культура детей начального образования» - 16 человек.
Анализ анкетирования студентов группы 2 «М» показал, что все участники знают понятие «волонтер». В их понимании волонтер:
это человек, занимающийся общественной деятельностью по своей собственной инициативе;
это человек, который добровольно, безвозмездно, в свободное от работы время, помогает людям нуждающимся в этом;
человек, безвозмездно работающий на благо общества;
альтруист, желающий помочь людям;
помощник.
Таким образом, практически все студенты группы характеризуют волонтерство, как: форму социального служения, осуществляемую по свободному волеизъявлению граждан, направленную на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международных уровнях, способствующую личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан – волонтеров.
На вопрос анкеты: «Какие направления волонтерства Вы знаете?», были названы следующие направления: социальное, спортивное, экологическое, краеведческое, психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, досуговая и творческая деятельность. При этом 15 человек из группы называют спортивное волонтерство.
На вопрос: «Знаете ли Вы волонтерские организации? Если да, то какие?», студенты ответили: 6 человек – знает, 14 – не знает. Среди волонтерских организаций были названы: «Гринпис», «Крылья Надежды» и др.
4 вопрос: «Имеете ли Вы опыт волонтерской деятельности? Напишите несколько волонтерских проектов, в которых Вы приняли участие». 18 опрашиваемых имеют опыт волонтерской деятельности, 3 из них в качестве организатора, 14 в качестве участников, 2 человека опыта волонтерской деятельности не имеют. Проекты, в которых студенты принимали участие: «Весенняя капель», «День донора», «ЛУЧ» (Личное Участие), «Навстречу лету», «Дозор», «Один день в ВУЗе», помощь ветеранам. Заслуживает внимание то, что среди названных были проекты, разработанные самими студентами («Навстречу лету», «Один день в ВУЗе» и др.).
5 вопрос: «Знаете ли Вы понятие «спортивное волонтерство»?». 12 человек знают. Студенты, рассматривают понятие как деятельность, в которой волонтеры принимают участие в организации и проведение спортивных мероприятий. 8 человек из группы затрудняются в ответе на данный вопрос.
6 вопрос: «Доступна информация об этом направление волонтерства?». 10 человек считают, что да – доступно. Они ее находят на сайтах: волонтер71.рф; sochi2014.com, kazan2013.com. 10 человек нуждаются в дополнительном информировании по вопросам спортивного волонтерства.
7 вопрос: «Знаете Вы о проведение в нашей стране Универсиады – 2013г., Олимпиады – 2014г., Чемпионата мира по футболу – 2018г.?». Все опрашиваемые единогласно ответили, что знают.
8 вопрос: «Хотели бы принять участие в данных мероприятиях в качестве волонтера?». 14 человек – хотели бы, 4 – возможно хотели бы, 2 – нет.
9 вопрос: «Знаете ли Вы как можно стать волонтером Олимпиады, Универсиады и Чемпионата мира по футболу?». Только 6 человек из группы знают о способах, какими можно воспользоваться, чтобы стать волонтером.
10 вопрос: «Хотели бы Вы заниматься спортивным волонтерством?». Желали бы заниматься спортивным волонтерством 9 человек, 6 – нет, 5 – сомневаются в своих силах и возможностях.
11 вопрос: «Сколько времени готовы уделять занятию волонтерством?» 2 часов в неделю – 5 человек, 2-3 часа в неделю - 9 человек, 5 часов - 4 человека, более 5 часов – 1 человек, не может выделить времени для волонтерства 1 человек
12 вопрос: «Какими качествами, по-вашему, мнению, должен обладать спортивный волонтер?». Каждый из опрашиваемых выделил важные с его точки зрения качества, среди них были: инициативность, креативность, упорство, целеустремленность, спортивная подготовка, информированность, образованность, активность, энергичность, предприимчивость, организаторские способности, коммуникативность, отзывчивость, доброта, самоотдача, ответственность, толерантность, сознательность, безвозмездность, лидерские качество, оптимизм.
13 вопрос: «Если в университете будет работать «Школа спортивного волонтера», примите Вы участие в ее деятельности?». Большая часть (12 студентов) примут участие в деятельности Школы.
14 вопрос: «Что, по-вашему, мнению, может увеличить заинтересованность молодежи спортивным волонтерством?» 16 человек назвали способы, которыми по их мнению, можно увеличить заинтересованность молодежи спортивным волонтерством. Среди них: информирование о направлении, деятельности, событиях; личный пример; встречи со спортсменами; проведение спортивных мероприятий, их презентации; активная PR-деятельность; продуманная система мотивации; перспектива дальнейшей деятельности в этом направлении.
Таким образом, студенты группы 2 «М» специальности «Организация работы с молодежью» всесторонне определили понятие «волонтерство». Спортивное волонтерство считают важным и перспективным в настоящее время. 90 % студентов на 2 курсе уже имеет опыт волонтерской деятельности как в качестве участника, так и в качестве организатора. Реализованные студентами проекты: «Один день в ВУЗе», «Летнее настроение», «Спорт и здоровье» и др. вызвали интерес у детей и молодежи. При этом 40 % опрашиваемых студентов затрудняются при раскрытии понятия «спортивное волонтерство». 50 % нуждаются в дополнительной информации по направлению. Только 30 % студентов знают как стать волонтером Олимпиады.
Анализ анкетирования группы «НП» показал, что все участники знают понятие волонтер. Считают, что это человек, делающий добро, благие дела, безвозмездно.
На 2 вопрос: «Какие направления волонтерства Вы знаете?», 9 человек ответили, что не знают никаких направлений, 7 человек перечислили следующие направления: поисковое, спортивное, шефское, творческое.
На 3 вопрос анкеты: «Знаете ли Вы волонтерские организации? Если да, то какие?» 6 человек ответили, что не знают. Остальные причисляют к волонтерским организациям: «Гринпис», «Феникс»(Тула), «Здоровая молодежь» и др.
4 вопрос: «Имеете ли опыт волонтерской деятельности? Напишите несколько волонтерских проектов, в которых Вы приняли участие». 7 человек ответили, что не имеют. Остальные принимали участие в субботниках, творческих мероприятиях, группах поддержки на тренингах.
5 вопрос: «Знаете ли Вы понятие «спортивное волонтерство»?». 7 студентов ответили, что знают , 9 человек затруднились ответить на вопрос
6 вопрос: «Доступна информация об этом направление волонтерства?», 9 респондентов считают, что доступна, 7 – нет.
7 вопрос: «Знаете Вы о проведение в нашей стране Универсиады – 2013г., Олимпиады – 2014г., Чемпионата мира по футболу – 2018г.?», 13 человек владеют информацией по данному вопросу, 2 – нет.
8 вопрос: «Хотели бы принять участие в данных мероприятиях в качестве волонтера?». 8 студентов ответили утвердительно, 5 отрицательно, 2 сомневаются.
На 9 вопрос: «Знаете ли Вы как можно стать волонтером Олимпиады, Универсиады и Чемпионата мира по футболу?», были получены следующие ответы. 9 человек – да, 7 - нет.
10 вопрос: «Хотели бы Вы заниматься спортивным волонтерством?». Положительно ответили 5 человек, отрицательно 6 человек, сомневаются - 4 человека.
11 вопрос: «Сколько времени готовы уделять занятию волонтерством?». Более половины опрошенных – 9 человек не собираются уделять времени занятию волонтерством, 3 человека - 2-3 часа в неделю могут заниматься волонтерством, 4 человека - по возможности.
На 12 вопрос: «Какими качествами, по-вашему, мнению, должен обладать спортивный волонтер?», студенты перечисляли следующие качества: настойчивость, сила воли, бескорыстность, доброта, терпение, командный голос, волевые качества, общительность, активность, жизнерадостность, физическая подготовка, знание иностранного языка, благородство, ответственность, вежливость, чуткость, желание заниматься волонтнрством.
13 вопрос: «Если в университете будет работать «Школа спортивного волонтера», примите Вы участие в ее деятельности?». 7 человек хотели бы принять участие в ее деятельности, 4 человека – нет, 4 человека -сомневаются.
На 14 вопрос: «Что, по-вашему, мнению, может увеличить заинтересованность молодежи спортивным волонтерством?», студенты группы «НП» ответили, что это возможно с помощью: лучшего предоставлении информации, организации интересных поездок, встреч со знаменитостями, организации городских соревнований, спортивных акций, разработка листовок с пропагандой ЗОЖ, возможность карьерного роста в данной сфере, предоставление волонтерам скидок.
Студенты факультета ЕНФКиТ группы 2 «НП» специальности «Физическая культура детей начального образования» знакомы с понятием «волонтерство». Не все студенты знают направления волонтерской деятельности и волонтерские организации. В качестве волонтерских проектов отмечают субботники и творческие мероприятия. Исходя из специфики подготовки студентов, они владеют информацией о том, как стать спортивным волонтером и о проводимых мероприятиях в этом направлении.
В результате можно сделать вывод, что больше 90 % опрашиваемых имеют представление, как о спортивном волонтерстве, так и о волонтерстве в целом. Также большинство респондентов имеют опыт участия в волонтерской деятельности. Студентов интересуют крупные спортивные события (Универсиада – 2013г., Олимпиада – 2014г., Чемпионат мира по футболу – 2018г), которые скоро состоятся в нашей стране и они хотели бы принять в них участие в качестве волонтера. По-мнению респондентов, спортивный волонтер в основном должен обладать такими качествами, как: инициативность, целеустремленность, спортивная подготовка, информированность, образованность, коммуникативность, отзывчивость, самоотдача, ответственность, толерантность, сознательность, оптимизм, жизнерадостность, знание иностранного языка, благородство, чуткость, желание заниматься волонтерством и др. При создание «Школы спортивного волонтера» в ТГПУ им. Л.Н.Толстого большинство респондентов хотели бы принять участие в ее работе.
- Введение
- 1.1 Понятие волонтерства
- 1.2. Спортивное волонтерство как основное направление волонтерской деятельности.
- 1.3. Подготовка волонтеров на примере Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
- Вывод по главе I
- 2.1. Проекты в сфере спортивного волонтерства.
- 2.2. Изучение опыта участия студентов тгпу им. Л.Н. Толстого в спортивном волонтерском движении.
- 2.3. Проект «Школа спортивного волонтера».
- Список литературы:
- Приложение I Нормативно-правовые документы:
- Приложение II Основные требования к Волонтеру Игр
- Приложение III Анкета
- Приложение IV