logo
Sbornik_2010

Основные проблемы социальной мобильности молодежи в сфере высшего образования регионального уровня (на примере ар Крым)

В условиях современного украинского общества, которое движется по чрезвычайно запутанной траектории социальных трансформаций, изучение проблемы социальной мобильности молодежи в сфере высшего образования представляется крайне важным. Мы находимся в самом эпицентре непрерывных, до крайности хаотичных процессов реформации общественной жизни, когда социальная организация общества приходит в движение, изменяя пространство социальных координат, при этом на смену одним социальным субъектам приходят другие. В период социально-экономических трансформаций происходит резкое усиление процессов социально-статусной дифференциации, смена ключевых приоритетов, как отдельных индивидуумов, так и социальных групп, наблюдается изменение состава элит. Исходя из этих условий, важной является потребность в создании наиболее полной и объективной картины социально-профессиональной мобильности.

Краеугольным камнем социальной мобильности является принцип престижности определенной социальной группы, вступление в которую субъект определяет своей потенциальной целью. Посредством интенсивной информационной ротации за прошедшие годы были сформированы некоторые модели социально-профессиональной активности, основными чертами которых были креативность, коммуникабельность, участие в рабочей деятельности с перспективой карьерного роста, а также широкий доступ к материальным благам и различного вида бонусам (частный предприниматель, госслужащий, банкир, менеджер, копирайтер и т.д.). Молодежь как часть общества, которая наиболее чувствительно реагирует на какие-либо изменения и, в особенности, на характерные имиджевые образы, на основании данной информации пытается выстроить (в начале – на уровне предположений) стратегию дальнейшего существования, чтобы получить хотя бы минимальный кредит стабильности в крайне сложных условиях дня сегодняшнего. В связи с этим, институт образования представляется одним из наиболее реальных в плане доступности каналов социально-профессиональной мобильности молодежи в современном обществе. Меняется ценностное содержание образования, отходят на второй план принципы гуманитарной насыщенности учебного процесса и гармоничного развития человеческого разума, резко падает заинтересованность в последующей научной деятельности. Все это свидетельствует об усиливающейся прагматизации студенчества. Укрепляется мнение о прямой связи позитивного изменения социального статуса и наличия диплома об окончании высшего учебного заведения. Если в первые годы рыночных реформ у большинства из студентов преобладало мнение о том, что повышение формального уровня образования не ведет автоматически к улучшению благосостояния, то теперь все большее распространение получают позиции, при которых образование рассматривается как один из инструментов, обеспечивающий наравне с другими факторами (в первую очередь личной активностью) успех в жизни.

Принимая представленные выше условия в качестве базовых параметров состояния образовательной системы, следует вычленить первоочередные задачи для анализа специфики социальной мобильности на региональном уровне.

Прежде всего, это определение общей совокупности каналов, которые находятся в поле зрения молодежи и выявление степени приоритетности образования как канала по сравнению с другими (брак, армия, политика, общественная деятельность и т.д.).

В ходе дальнейшего исследования необходимо построить факторную модель потребности повышения статуса на основе представлений респондента о факторах социального, экономического, религиозного, культурного характера, влияющих на выбор образовательного канала. В данном аспекте важен характер личностной мотивации к получению высшего образования. Так, в крупных городах высшее образование обладает самодостаточной ценностью и является необходимым аспектом поддержания и воспроизводства социального статуса. Выходцы из социальных групп «обладателей высшего образования» в наибольшей степени воспроизводят и поддерживают специфический «студенческий» образ жизни. Существует такая же большая группа абитуриентов и студентов, для которых получение высшего образования становится единственным каналом социальной мобильности и дальнейшего трудоустройства. Эта группа обычно в максимальной степени мотивирована на поступление в ВУЗ. Крайне распространенная мотивация молодежи на данный момент – высшее образование как некая социальная гарантия. Здесь особого внимания заслуживает рассмотрение проблемы обязательной армейской службы: в результате превращения армии в постоянный источник конфликтных ситуаций, отсрочка от армии стала предметом спекуляции и торга со стороны представителей общества и армейских чинов. Пристального внимания заслуживает группа молодых людей, стремящаяся к повышению уровня образования при уже достигнутом результате.

Здесь следует отметить одну важную тенденцию, которая все больше определяет ситуацию в украинских ВУЗах – ежегодное возрастание количества студентов, получающих второй диплом. Интенсивность социальной активности в сфере построения карьеры уже не обеспечивается одним дипломом, требует новых знаний.

К ним примыкает группа молодых людей, которые по причинам материального характера либо по причине исчезновения мотивации активного участия в учебе включаются в процесс рабочей деятельности, не покидая, однако, образовательную систему.

Далее, необходимо проанализировать взаимосвязь по линии «семья-ребенок» и определить степень влияния родителей (как первоначальных доноров культурного и образовательного капитала) на процесс мотивированности молодых людей в плане повышения или понижения личного социального статуса и, конечно, на процесс выбора того или иного социального института как канала мобильности.

Состав исследовательской программы явно был бы неполным без группы вопросов, связанных с объективным состоянием системы высшего образования, переносящей процесс дифференциации ввиду слабо контролируемых, часто противоречащих самим себе реформационных действий профильного руководства (политика в сфере инновационной деятельности, степень доступности ВУЗов, их коммерциализация, динамика процесса разделения вузов на элитные и общедоступные, проблема отсутствия устойчивой связи с рынком труда). По мнению автора, одной из самых серьезных проблем, включенных в эту группу, является проблема доступности качественного образования для малоимущих.

Дальнейшие исследования по данной тематике позволяют максимально объективно рассмотреть основные характеристики социальной мобильности, проанализировать процессы влияния социальной дифференциации на потребность в социальной мобильности и специфику выбора образовательного канала восходящей мобильности у молодежи Автономной Республики Крым.

Крамаренко Светлана

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

(Украина, г. Харьков)