II.12.5.Экзистенциализм
Важное место в панораме философских течений ХХ столетия занимает экзистенциализм (от латинского existentia – существование). Это иррационалистическая философия, возникшая в русле стремления создать новое мировоззрение, принципиально отличающееся от университетской западной философии с её первостепенным вниманием к абстрактным онтологическим и гносеологическим проблемам. Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями. Исходные идеи экзистенциализма позаимствованы из трудов датского мыслителя Серена Кьеркегора (1813-1855), а метод исследования в значительной степени перенят из феноменологии Гуссерля. С известной долей условности экзистенциализм подразделяют на религиозный (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Экзистенциалистические воззрения М. Хайдеггера (его фундаментальная онтология) стоят особняком: их, чаще всего, не причисляют ни к тому, ни к другому из указанных направлений, хотя в ряде работ они отнесены к атеистическому.
Родина экзистенциализма Германия и Франция. Его идейные истоки весьма широки: религиозно-мистические устремления, гипертрофированное понятие смерти идут от Кьеркегора, волюнтаризм, культ сильной личности, противостоящий массе – от Ф. Ницше, психоаналитический подход к личности – от З. Фрейда. На формирование концепции экзистенциализма оказали несомненное влияние идеи “Феноменологии духа” Гегеля, воззрения Ф.М. Достоевского, В. Дильтея, М. Вебера, М. Шелера.
Зачинатель французского экзистенциализма – Габриэль Марсель (1889-1973). Он в своем раннем труде “Метафизический дневник” (1914-1923) самостоятельно, без влияния извне, выработал экзистенциалистскую концепцию морали и этических ценностей. Кстати, в нем он впервые во французской философии использовал феноменологию в качестве наиболее адекватного метода философских исследований.
Творцы экзистенциализма видят в качестве сферы философского интереса такие проблемы, которые вытекают из самого факта существования человека. К ним они относят, прежде всего, конечность существования, его движение к небытию, прекращение существования, или смерть, переживание разных видов существования и постоянный страх перед смертью.
С точки зрения экзистенциалистов предметом философии выступает бытие. По их мнению, доступ к бытию пролегает через наше существование как вид бытия, достаточно хорошо знакомый нам. Оно не постигается с помощью рационального познания: его лишь можно пережить и описать таким, каким оно открывается нашему внутреннему чувству при этом переживании. Сказанное означает, что философию экзистенциализма интересует в первую очередь переживание человеческого существования. Постигая способ существования человеческой личности, мы постигаем тем самым экзистенцию.
Понятие “экзистенция” – одно из основных в экзистенциалистской философии. Впервые этот термин в указанном значении был употреблен Кьеркегором. Для экзистенции характерна её необъективируемость. Иными словами, она ускользает от попыток быть представленной как объект воплощения в теоретических и практических результатах, а, значит, является, по мнению экзистенциалистов, недоступной для познания.
Признание человеком своего участия в бытии, осознание им своей конечности, хрупкости, ранимости связаны в экзистенциализме с ощущением тревоги и страха, ведь в них наиболее полно раскрывается человеческое существование. Понятие страха одно из важнейших в экзистенциализме. Оно характеризует наиболее глубокие переживания человека, связанные с осознанием сопоставления существования с несуществованием, с ничто. Пребывая в состоянии страха, человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто.
Хайдеггер полагал, что страх, а также забота, тревога являются априорными формами человеческой личности, составляющими субъективное бытие человека, названное им “бытием – в – мире”. Разрабатывавшееся Хайдеггером учение об априорных формах было представлено им как учение о бытии, или “фундаментальная онтология”. С её позиций, человек, лишь постоянно ощущая себя в преддверии смерти, в состоянии оценить каждый миг жизни в его значимости и полноте и освободиться от давления разного рода общественных целей, следования идеалам, оперирования научными абстракциями.
Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о “пограничных ситуациях”. С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т.д. В “пограничных ситуациях” человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т.е. от “трансденцентального бытия – в – себе”. В такие моменты он отходит от груза своих повседневных забот, т.е. от “наличного бытия – в – мире”. В итоге, он обнаруживает мир своего глубокого интимного существования; происходит “озарение экзистенции”, “осознание души”. Поддаются чтению прежде недоступные «шифры бытия», открывается мир подлинных переживаний Бога.
В целом акт достижения “безусловного бытия”, по Ясперсу, трехступенчат. Первая ступень связана с осознанием ограниченности только предметного истолкования мира, вторая – с “озарением (прояснением) экзистенции” и, наконец, третья – с решением главной для любого философствующего задачей, с приходом к пониманию Бога. Как видим, поиск смысла бытия в данном случае связан не с рассудочной деятельностью, не с использованием строго научного понятийного аппарата, а с фантазией, с игрой воображения, характеризующейся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых образов.
Ясперс полагал, что способностью к философствованию обладает каждый человек. Имея возможность высказаться и в то же время быть услышанным, он тем самым проявляет стремление к установлению истинной коммуникации, а, значит, к философствованию. Словом, по Ясперсу, истинная философия – это философия коммуникативная. Причем, благодаря коммуникации человек выделяется из мира живых существ и может обрести самого себя или свою Самость.
Иную трактовку бытия дает Сартр. Для него бытие распадается на две формы: “бытие – в – себе” и “бытие – для – себя”. Первая форма охватывает мир вещей – неоформленный, грубый, независящий от человека, вторая – собственно человеческую реальность. Мир “бытия – в – себе” хаотичен, инертен, “массовиден”, “непроницаем” для самого себя, для всякого сознания. Он обладает лишь бытием факта своего существования, самотождественен, непротиворечив, выступает как некая противостоящая человеческому сознанию реальность.
Мир “бытия – для – себя”, наоборот, внутренне противоречив, он существует лишь в качестве отрицания “бытия – в – себе”. Его сущность – это сознание, которое само себя создает и непрерывно себя отрицает: в этом его противоречивость. Основу же этого отрицания составляет “ничто”, коренящееся в сознании и представляющее собой единственно возможный способ его существования. Раскрывать природу “ничто” и есть задача истинной философии.
Экзистенциальные взгляды Сартра в наиболее упорядоченном виде представлены в его работе “Бытие и ничто”, вышедшей в оккупированном фашистами Париже в 1943 году. Исследователи отмечают известную близость этой публикации в основных позициях и использованной терминологии с работой Хайдеггера “Бытие и время” (1927).
Важное место в экзистенциализме занимает иррационалистическое понимание свободы1. По Сартру, человек свободен лишь постольку, поскольку он не детерминирован миром “вещей – в – себе”. Свобода, в силу последнего, не есть проявление непредсказуемости и желаний человека. Она состоит в поисках самого себя, точнее, в выборе самого себя – в выборе собственного предметного мира, рассматриваемом как “открытие”. Действительный же выбор представляется Сартру необусловленным. В силу того, что человек непременно переживает критические ситуации (когда нет возможности не выбирать и когда выбор не может быть заменен подсчетом шансов), он просто вынужден быть свободным. Однако свобода его абсурдна: она беспочвенна, и в этом основное проявление её абсурдности.
Итак, с точки зрения Сартра, единственное подлинно философское определение свободы – это то, что она есть автономия выбора. В то же время свобода неотрывна от ответственности. Правда, речь идет об экзистенциональной ответственности, и совсем не об ответственности перед кем-то: обществом, родителями, детьми. Будучи свободным, человек ответственен за мир и за самого себя, и это способ его бытия.
Религиозный и атеистический экзистенциализм впитали в себя своеобразные призывы к человеку, побуждения его к действиям, но эти призывы различны1. Религиозный зовет человека от мира к Богу, к обретению самоуглубления, позволяющего обрести новое, “трансцендентальное” измерение бытия. Это самоуглубление представляет собой вместе с тем расширение границ индивидуального Я, поскольку подрывается его эгоистическая замкнутость и распахиваются широчайшие горизонты коммуникации со своей эпохой и вечностью.
Иной призыв заключен в аттеистическом экзистенциализме. Его представители, рассматривая Бога как противоречивое сочетание несовместимых характеристик сознания, которое всегда отталкивается от бытия, отрицают его существование. При этом Сартр и его единомышленники исходят из противостояния сознания и бытия, усматривая подлинное существование в признании неотчуждаемой свободы другого наряду с моей собственной свободой. Они призывают к тому, чтобы всякий акт моего выбора стал выбором на всех и во имя всех.
Несколько по-иному определяет подлинное существование знаменитый писатель и философ Альбер Камю. В своей книге “Бунтарь” (“Бунтующий человек”, 1952), он отстаивает мысль о том, что подлинное существование предполагает бунтарскую позицию человека, отрицание приспособленчества, несогласие со всем позитивным, неприятие всего, что существует, преклонение лишь перед справедливостью. В этой книге Камю, в частности, пишет: “Только тот может двигать историю вперед, кто в случае необходимости способен восстать и против неё. Для этого требуется неослабное напряжение и напряженная ясность, воспетые тем же поэтом. Однако, подлинная жизнь затаилась как раз в центре этого надрыва – она и есть сам этот надрыв, дух, воспаривший над океаном света, безумная страсть к справедливости, изматывающая бескомпромиссность меры"2. А мера, по Камю, это то, что приводит к равновесию “бездну” и “невозможность”, возникающие на человеческом пути.
Звездный час экзистенциализма пробил в 1940-60-х годах, когда он стал самым популярным течением общественной мысли в Западной Европе. Многие работы экзистенциалистов, написанные в 1920-30-х годах, получили широчайшую известность на Западе, сделались подлинным общественным явлением непосредственно в первые десятилетия после победы над фашизмом.
В последствии ряд идей экзистенциализма вошел в современный менталитет. Сказанное относится, в первую очередь, к осуждению приспособленческого (конформистского) сознания, к признанию общественной ценности выбора как необходимого условия формирования подлинной индивидуальности, к отказу от чрезмерного доверия к достижениям научно-технического прогресса, к учету сферы свободы и ответственности как области, необходимой для понимания смысла человеческого бытия.
- Южно-Российский Государственный Технический Университет (нпи)
- О г л а в л е н и е
- Предисловие
- Глава. . Философия, ее специфика и
- Место в культуре
- Глава II. Основные этапы исторического развития и школы философии
- Глава III. Философские и естественнонаучные
- Глава iy. Природа, общество, культура.
- Глава IX. Наука, техника, технология.
- П р е д и с л о в и е
- .1.2.Философия: взгляд изнутри
- 3. Границы разума.
- «Теоретический» образ жизни
- 1.7.Философия и мировоззрение
- .1.8. Философия и ценности.
- И зачем судьбою тайной
- Цели нет передо мною…
- Предварительные замечания
- Глава II. Основные этапы исторического
- II.2. Классическая греческая философия.
- II.2.1.Сократ
- II.2.2.Платон
- II.2.3.Академия Платона
- II.2.4.Аристотель
- II.3.Философия эпохи эллинизма
- II.3.1.Эпикуреизм
- II.3.2.Стоицизм
- II.3.3. Общая характеристика античной философии
- II.4. Философия древней Индии и Китая. Аксиомы "западной" культуры
- II.4.1.Философия древней Индии.
- II.4.2.Буддизм
- II.4.3.Три драгоценности буддизма
- II.4.4.Чань-буддизм
- II.5.Философия древнего Китая
- II.5.1.Даосизм: Небо-дао-мудрость
- Даосизм и греческая философия
- Человек
- II.5.2.Конфуций
- Знание – преодоление себя
- Обретение Пути
- Справедливость – судьба
- Природа человека
- «Благородный муж»
- Сыновняя почтительность
- II.5.3.Сократ – Конфуций
- II.6. Философия в средние века
- II.6.1. Античная культура и христианство
- Бог, человек, мир в христианстве. Вера вместо разума
- Новый образец: любовь, терпение, сострадание
- Человек: между греховностью и совершенством
- Жить сообразно природе или следуя Богу?
- "Природа" и свобода
- II.6.2. Религиозный характер философии средневековья. Патристика и схоластика
- II.7. Философия Нового времени. Выдающиеся европейские философы XVII-XVIII вв. Русские философы XVIII в.
- II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма диалектики
- II.10. Философский иррационализм.
- II.10.1. Шопенгауэр
- Мир как воля и представление
- Человек в мире
- Феномен сострадания: путь к свободе
- II.10.2.Ницше
- Воля к власти
- Человек и сверхчеловек
- Тело и душа
- Человек должен стать свободным
- II.11. Русская философия XIX в.
- II.12. Панорама философии хх века
- II.12.1.Философия "серебряного века" русской культуры
- II.12.2.Советская философия
- II.12.3.Неопозитивизм
- II.12.4.Феноменология
- II.12.5.Экзистенциализм
- II.12.6.Герменевтика
- Глава III. Философские и естественнонаучные картины мира
- III.I. Понятия «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира.
- III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности
- III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
- III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Возникновение атомистики. Научное наследие Аристотеля
- III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики
- III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии. Продолжение идей атомистики и геоцентрической космологии
- III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
- III.4. Научные революции эпохи нового времени и смена типов миропонимания
- III.4.1. Научные революции в истории естествознания
- III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической картины мира
- III.4.3. Вторая научная революция.
- Создание классической механики и
- Экспериментального естествознания.
- Механистическая картина мира
- III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
- III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений.
- III.5 диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIX века
- III.5.1. Формирование диалектико- материалистической картины мира
- III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии и естествознания. Материя как объективная реальность
- III.5.3. От метафизико-механического – к диалектико-материалистическому пониманию движения. Движение как способ существования материи
- III.5.4. Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время как формы бытия движущейся материи
- III.5.5. Принцип материального единства мира
- III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий хх века. Проникновение в глубь материи. Квантово-релятивистские представления о мире
- III.7. Естествознание хх века и диалектико-материалистическая картина мира
- Глава iy.Природа, общество, культура
- Iy.1. Природа как естественная основа жизни и развития общества
- Iy.2. Современный экологический кризис
- Iy.3. Общество и его структура. Социальная стратификация. Гражданское общество и государство.
- Iy.4. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в общественной жизни.
- 4.5. Специфика философского
- Подхода к культуре.
- Культура и природа.
- Функции культуры в обществе
- Глава y. Философия истории. Y.I. Возникновение и развитие философии истории
- Y.2. Формационная концепция общественного развития в философии истории марксизма
- Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества. Традиционные и техногенные цивилизации
- Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма» y.4.1. Концепция «Стадий экономического роста»
- Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
- Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного) общества»
- Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии цивилизации
- Y.4.5. Концепция «информационного общества»
- Y.5. Философия истории марксизма и
- Современные «индустриальные» и
- «Постиндустриальные» концепции
- Развития общества
- Глава yi. Проблема человека в философии,
- Науке и социальной практике
- Yi. 1.Человек во Вселенной.
- Антропный космологический принцип
- Yi.2. Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид и личность
- Yi.3. Сознание и самосознание человека
- Yi.4. Проблема бессознательного. Фрейдизм и неофрейдизм
- Yi.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.
- Yi.6. Мораль, нравственные ценности, право, Справедливость.
- Yi.7. Представления о совершенном человеке в различных культурах
- Глава yii. Познание и практика
- VII.1. Субъект и объект познания
- Yii.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания
- Yii.3. Мышление и формальная логика. Индуктивный и дедуктивный типы умозаключения.
- Yii.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика инженерной деятельности
- Yii.5. Проблема истины. Характеристики истины.Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
- Глава yiii. Методы научного познания yiii.I ПонятиЯ метода и методологии. Классификация методов научного познания
- Yiii.2. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании. Yiii.2.1.Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании
- Yiii.2.2.Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание
- Yiii.2.3.Принцип детерминизма. Динамические и статистические закономерности. Недопустимость индетерминизма в науке
- Yiii.2.4.Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в познании
- Yiii.3. Общенаучные методы эмпирического познания yiii.3.1.Научное наблюдение
- Yiii.3.3.Измерение
- Yiii.4. Общенаучные методы теоретического познания yiii.4.1.Абстрагирование. Восхождение от
- Yiii.4.2.Идеализация. Мысленный эксперимент
- Yiii.4.3.Формализация. Язык науки
- Yiii.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания yiii.5.1.Анализ и синтез
- Yiii.5.2.Аналогия и моделирование
- IX. Наука, техника, технология
- IX.1. Что такое наука?
- IX.2.Наука как особый вид деятельности
- IX.3.Закономерности развития науки.
- IX.4. Классификация наук
- Механика прикладная механика
- IX.5. Техника и технология как социальные явления
- IX.6. Взаимоотношение науки и техники
- IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия
- IX.8. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса
- IX.9.Наука и религия
- Глава х. Глобальные проблемы современности х.I. Социально-экономические, военно-политические и духовные характеристики мировой ситуации на рубеже хх и ххi веков.
- Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и иерархия
- Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества