logo
4_DO_ZO_Ist_Muz_Sotsialno-kulturnaya_antropolog

Развитие антропологической теории. Этнологические идеи в конце 18 — первой половине 19 века

В рассматриваемый период появляются предэтнологические концепции, начинают оформляться методы этнографии и этнологии. Самый первый метод — сравнительно-исторический (в определенной степени его применял еще Геродот). Отцом метода считают Жозефа Франсуа Лафитто.

Жан Жак Руссо

Создал философскую основу для разрыва с Библейскими традициями.

Для этнологов интересна работа Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми (1654 г.) : идея естественного состояния, в котором находились люди, человечество до появления общественного неравенства, идея “золотого века”. На смену естественному состоянию пришло общество основанное на собственности и эта собственность губит человека (схема эволюции человечества).

Гердер Иоганн Готфильд Представитель течения “Буря и натиск”, жил в Риге, где познакомился с латышской культурой

Труд Идеи к философии истории человечества” : представил концепцию целостного развития природы (начинает с возникновения космоса, потом живой природы, человека, народов). Гердер дает картину развития народов Азии, Греции, Рима, германцев, славян.

Гердер призывал отказаться от Европоцентристской картины мира, указал на факт влияния Арабского Востока на средневековую Европу, дал первую научную концепцию развития и возникновения языка. Язык, как отмечал Гердер, выражает прежде всего эмоции человека, его чувства. Сначала человеческий язык был подражающим и возник в человеческом стаде, человек подражал животным. Т.к. люди были уже достаточно многочисленны, составляли не одно стадо, то возникло несколько языков. Язык, его словарный состав и конструкция тесно связаны с географической средой обитания человека. Словарный запас формировался под влиянием образа жизни и занятий человека, поэтому у каждой нации свои специфические особенности языка — это 1-я антибиблейская концепция происхождения языка.

Идеи Гердера оказали сильное влияние на общественное сознание многих Европейских народов. Популярной была “идея о ценности произведений народной поэзии стран Европы”. Гердер считал, что необходимо изучать эстонский, латышский, датский, шведский славянский фольклор (и др.). В результате распространения идей Гердера появились следующие течения в научной мысли того времени :

а) движение против сторонников классицизма, которые считали, что наследие Античности единственно достойно для сохранения;

б) против космополитизма французских философов-просветителей, которые высказывали идеи о грядущем безнациональном будущем.

Идеи Гердера способствовали прежде всего национальному возрождению славянских народов. С Гердером связывают появление в Европе интереса к народному творчеству.