§ 4. Исследования после 1960 года
Массовое жилищное строительство, начавшееся в 60-х гг., проектирование сотен новых городов и поселков на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке на фоне некоторой либерализации политического режима стимулировали прикладные исследования, направленные на обслуживание жилищной и градостроительной политики. В 1958—1962 гг. были сделаны первые попытки использования бюджетов времени для решения отдельных урбанистических проблем — определения планировочной структуры городов, расчета и размещения учреждений обслуживания и др. [3] Систематические исследования города велись Ленинградским зональным институтом типового и экспериментального проектирования, Ленинградской кафедрой философии АН СССР, позже — Институтом социально-экономических проблем АН СССР, десятками ведомственных проектных институтов. Основные усилия были сосредоточены на разработке планов социального развития городов [1, 11, 17, 33, 39, 41].
В результате уже первых эмпирических исследований Г.Д.Платонов пришел к ошеломляющему (тогда!) выводу, что от момента вступления в брак и до глубокой старости структура требований семьи к жилищу, его местоположению в городе меняется по крайней мере 6—7 раз [38]. Расчетом динамики семьи занимались А.В.Баранов, В.Л.Ружже, Г.С.Антипина, анализом структуры бюджетов времени населения городов — М.В.Тимяшевская, вопросами развития социальной активности населения по месту жительства — Л.Б.Коган, М.А.Сычева. О.Н.Яницкий в 1965 г. через газету «Неделя» провел опрос общественного мнения населения 30 городов об организации общественного обслуживания [46]. А.В.Баранов и Ж.А.Зайончковская предприняли серию полевых работ, посвященных формированию социальной структуры новых городов, проблемам приживаемости новоселов, адаптации к городскому образу жизни [9, 21, 76]. В 1969 г. после почти сорокалетнего перерыва состоялось первое всесоюзное совещание по социальным проблемам жилища [46].
К сожалению, значение этих и многих других пионерных работ снижалось, блокировалось государственной проектно-индустриальной системой, в которую были встроены эти исследовательские ячейки. Во-первых, административно-бюрократическая система допускала лишь опосредованную форму связи социологов с социальной практикой (через создание нормативных документов; разработка планов социального развития городов была еще впереди). Система требовала чрезвычайно укрупненных, агрегированных социальных показателей, позволяющих создавать «типовые решения» от Калининграда до Камчатки. Тем самым практически выхолащивалась самая суть социологического метода. В конечном счете, господство названной системы над исследователем привело к формированию «служебной» социологии, призванной «научно подкреплять» уже принятые градостроительные решения.
В этот же период быстро возрождается и урбанфутурология, начинается новая волна социологических утопий. Архитектор Г.Градов публикует монографию, реанимирующую идеи «коллективного расселения» 20—30 гг. Без опоры на эмпирические данные, основываясь только на теоретических выкладках классиков марксизма, социалистов-утопистов и их российских последователей, а также на «прожектах» домов-коммун тех лет. автор развивает идеи обобществления быта, раздельного расселения детей и взрослых, то есть снова ставит под вопрос существование семьи. Градов предложил жестко дифференцировать социальную ткань города по иерархическому признаку (так называемая ступенчатая система обслуживания), положив в ее основу «первичную жилую группу», то есть «коллектив людей, знакомых друг с другом» [18]. Мы подробно останавливаемся на этой доктрине, поскольку она, будучи положена в основу государственных проектных нормативов, стала директивной для процессов градоформирования на всей территории страны.
Социолог Г.Г.Дюментон совместно с молодыми урбанистами создали НЭР (новый элемент расселения) — модель коммунистического расселения в масштабе региона. НЭР представляет пространственную интерпретацию структуры и динамики основных форм общения, исходя из марксовой модели коммунистического общества. Это была еще одна попытка создать унифицированную схему городской организации, сконструированную, правда, с учетом некоторых реалий городской жизни [8].
Развертывание прикладных исследований обнаружило потребность в концепции, интерпретирующей развитие городов в связи с общесоциальными процессами (индустриализации, модернизации). Еще в 1964 г. Л.Коган и В.Локтев, выделяя такие социологические аспекты моделирования городов, как историко-генетический и структурно-функциональный, подчеркивали значимость анализа города в качестве элемента динамической системы «городской организм — внешняя среда» [29, с. 137]. О.Пчелинцев выступил против господствующих в науке и политике доктрин «равномерного расселения» и «оптимального города». В больших городах одновременно снижаются издержки производства и растет производительность труда, а перспективой их развития является формирование обширных зон интенсивного освоения — урбанизированных районов [42, 43].
В конце 60-х гг. А.С.Ахиезер, Л.Б.Коган и О.Н.Яницкий выдвинули концепцию урбанизации «как всемирно-исторического процесса развития концентрации, интенсификации общения, как процесса интеграции все более разнообразных форм практической жизнедеятельности» [7, с. 44]. Тем самым была преодолена плоско технократическая трактовка урбанизации, ее сведение к той или иной форме расселения, утвержден социально-исторический метод анализа данного феномена.
Ключевые моменты концепции урбанизации: 1) выявление ее двуединого механизма — как предпосылки и следствия процессов социального взаимодействия, в результате которых воспроизводится, усиливается различие между городом и деревней, центром и периферией, крупными и малыми городами и одновременно происходит проникновение городских отношений в деревню, во все типы поселений; 2) различение индустриальной и социально-информационной фаз современной урбанизации — первичной, т.е. концентрации в городах масс сельского населения, и зрелой, связанной с формированием города как специфического социального организма, «производящего» и распространяющего стереотипы городской жизни во всем обществе; 3) преодоление «точечной» (городской) формы, интенсивное формирование урбанизированных регионов, являющихся конкретной формой снятия различий города и деревни [5, 7, 26, 43, 47, 54].
В процессе урбанизации кристаллизуется городской образ жизни с особой структурой общения, спецификой развития личности, семейных отношений и т.д. Важнейшим его признаком, по Л.Б.Когану, является мобильность, стимулируемая потребностью в интенсификации и разнообразии общения, в обновлении профессиональной и общекультурной информации. Мобильность проявляется как готовность к смене социальной среды и пространственной локализации социальной активности, в повышенной территориальной подвижности и миграционных процессах. Городской образ жизни отмечен повышением роли социально-профессионального общения, взаимного культурного обогащения индивидов и групп, что вызывает тенденцию к дифференциации последних по типу интереса, общности вида деятельности. Происходит взаимопроникновение семейной и внесемейной, профессиональной и общекультурной сфер жизни. Урбанизация ведет к преодолению «локального» типа культуры, падению роли соседских контактов [26, 27, 28]. Эмпирические исследования подтвердили положение теории урбанизации о том, что с увеличением культурного, социально-информационного потенциала городов эти факторы становятся одним из серьезных стимулов дальнейшей урбанизации [27, с. 103; 35].
Анализ урбанизации и роли городов в процессах социальных изменений общества привел социологов к идее воспроизводственной роли городской среды. Так, О.Н.Яницкий показал, что: ее функция заключается в формировании и селекции наиболее рациональных и эффективных форм общения; в выполнении роли канала массовой коммуникации, кристаллизующего и распространяющего нормы городской жизни; ее функция состоит также в накоплении специальной и общекультурной информации и посредничестве между их потоками; процессы институциональной организации этой среды сопровождаются ее структурированием на личностном уровне. Диалог с «бесконечной» в целом культурой сочетается в городе со вполне конечными, дискретными «контейнерами» и генераторами информации, основу которых составляют малые группы [67, с. 71—73; 74].
А.В.Кочетков ввел понятие социально-доступного разнообразия городской среды, отметил роль групповых систем расселения как средства преодоления культурной замкнутости монофункциональных городов, продемонстрировал зависимость эффективности общественного производства от степени дифференциации-интеграции этой среды [54, с. 121—125]. Л.Б.Коган эмпирически подтвердил падение роли соседства в среде урбанизированных регионов, отметил возрастающую роль жилища как места социальной коммуникации [28]. В.О.Рукавишников предложил оценивать качество городской среды через степень удовлетворения ею потребностей горожанина [44]. В.В.Трушков на материалах обширных исследований в Западной Сибири пришел к выводу, что в условиях социализма стирание различий между городом и деревней наиболее интенсивно идет в пригородах, отметил растущую привлекательность последних как места постоянного жительства [49|. А.Д.Хлопин, опираясь на работы американских социологов, ввел в оборот советской социологии понятие личности на рубеже культур, указал на длительность и стадиальность процесса интернализации мигрантом из села элементов городской культуры, в результате которого происходит полная ресоциализация личности; показал принципиальную возможность одновременного существования мигранта в двух социальных средах — городской и сельской [59, 60].
В 1974 г. ленинградскими социологами был поставлен вопрос о необходимости разработки критериев определения качества городской среды [64]. Одномоментного решения проблемы найти не удалось, но прошедшая дискуссия стимулировала работу социологов в двух направлениях: междисциплинарных исследованиях города и разработки планов социального развития.
Итоги двадцатилетней работы социологов города (1965—1985) оказались достаточно внушительными благодаря интенсивной ретрансляции достижений западной социологии и их адаптации к российским условиям. Наибольший вклад в этот интеграционный процесс внесли М.П.Березин, Н.В.Новиков, В.О.Рукавишников, Е.С.Шомина, А.Д.Хлопин, О.Н.Яницкий [14, 44, 47, 48, 59, 60, 63, 65, 70], эстонские социологи Т.Нийт, М.Павельсон, М.Хейдметс [15, 30].
- Российская академия наук
- Оглавление
- Взаимоотношения между властью и социологией в России
- Композиция книги и рефлексии редактора
- Что остается за пределами этой работы
- Выражения благодарности
- В. Ядов Литература
- Раздел первый. Становление и развитие дисциплины Глава 1. Преемственность российской социологической традиции (г.Батыгин) § 1. Историографическая концепция
- § 2. Рационализация нигилизма
- § 3. Советский марксизм и социология
- § 4. Социальные обследования и политический контроль
- § 5. Модернизация советской социологической доктрины в 1950-е годы
- § 6. Социологический ренессанс
- §7. «Перестройка в социологии и постсоветская социологическая наука
- Литература
- Глава 2. Историко-социологическая проблематика (з.Голенкова,ю.Гридчин) § I. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период. Множественность классификации и поиски обобщающей концепции
- § 3. 20—40-Е годы. Догматизация марксизма и деформации в историко-социологической проблематике
- § 4. Историко-социологическое направление в 50-70-х и 80-90-х годах
- § 5. Заключение
- Литература
- Глава 3. Методология и методы (о.Маслова, ю.Толстова) § 1. Введение
- § 2. До Октябрьской революции
- § 3. Методологическая рефлексия в эмпирической социологии: 20—30-е годы
- § 4. Методологические поиски 60-х годов
- § 5. Методология эмпирических исследований в 70-80 годы: дискуссии, эксперименты, учебники
- § 6. Математические методы в социологии
- § 7. Современная ситуация: потери и приобретения переходного периода
- Литература
- Литература к § 6
- Раздел второй. Проблемы социальной дифференциации Глава 4. Социальная структура и стратификация (з.Голенкова, е.Игитханян) § 1. Вводные замечания
- § 2. Несколько слов о социально-структурной проблематике в российской социологии конца прошлого— начала нашего века
- § 3. Исследования 20—30-х годов
- § 4. Исследования социальной структуры в советской социологии в 60-х - начале 80-х годов
- § 5. Поиски методологических подходов и работы конца 80-х—начала 90-х годов
- § 6. Взгляд в будущее
- Литература
- Глава 5. Социология молодежи (в.Семенова) § 1. Вводные замечания
- § 2. Молодежная проблематика до 1917 года. Становление молодежи как группы
- § 3. 20-Е годы: молодежь как трудовой ресурс
- § 4. Первое советское поколение молодежи
- § 5. Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию
- § 6. Две ориентации молодежных исследований в 60—80-е годы
- § 7. Исследования молодежной субкультуры на рубеже 80—90-х годов
- § 8. Сегодняшнее состояние дисциплины, перспектива
- Литература
- Глава 6. Социология города (о.Яницкий) § 1. Введение
- § 2. Предыстория формирования дисциплины
- § 3. Дискуссия о социалистическом городе 30-х годов
- § 4. Исследования после 1960 года
- § 5. 80— 90-Е годы: углубление достигнутого и новые перспективы
- Литература
- Глава 7. Социология села (р.Рывкина) § 1. Введение: место села в российском обществе
- § 2. Этапы эволюции социологии села в 20—80-е годы
- § 3. Социологические исследования села в постсоветской России
- Литература
- Глава 8. Социология пола и тендерных отношений (т.Гурко) § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Дискуссии 20-х годов
- § 4. 60—80-Е годы: всплеск исследований профессиональных и семейных ролей женщин
- § 5. Новые акценты в исследованиях периода перестройки
- § 6. Начало 90-х: тематика и подходы, возникновение тендерных центров
- § 7. Перспективы развития исследований социальных проблем пола
- Литература
- Глава 9. Этническая социология в ссср и постсоветской России (л.Дробижева) § 1. Введение. Предыстория
- § 2. Становление дисциплины
- § 3. Исследования 70—80-х годов
- § 4. Этносоциология и политика в годы реформ (с 1985 года)
- § 5. Тематизация этносоциологических исследований ближайшего будущего
- Литература
- Раздел третий. Социальные проблемы экономики, производства, образования и науки Глава 10. Социология труда и производства (а.Кравченко, в.Щербина) § 1. Введение
- § 2. Предыстория дисциплины
- § 3. 30-Е годы: наука управления
- § 4. Становление советской социологии труда: годы «хрущевской оттепели»
- § 5. Социология труда в период стагнации: 70—80-е годы
- § 6. Развитие заводской социологии и управленческого консультирования (60—80-е гг.)
- § 7. Две концепции относительно функций социологии на производстве
- § 8. Современное состояние и перспективы развития социологии труда и производства
- Литература к § 1-5
- Литература к § 6-8
- Глава 11. Социология организаций: школы, направления и тенденции развития (в.Щербина)
- Литература
- Глава 12. Экономическая социология: современное состояние и перспективы развития (в.Радаев)
- Тематика экономико-социологических публикаций в российских журнальных и монографических изданиях в середине 90-х гг.
- Литература
- Глава 13. Социология образования (я.Астафьев, в.Шубкин) § 1. Вводные замечания
- § 2. Социологические подходы к проблемам народного образования до 1917 года
- § 3. Политизация исследований в первые годы советской власти
- § 4 Становление дисциплины в 1960—1970-е годы
- § 5. Развитие социологии образования в 1970—1980-е годы
- § 6. Исследования после 1985 года
- § 7. Взгляд в будущее
- Литература
- Глава 14. Социология науки (в.Келле, р.—л.Винклер) § 1. Предварительные замечания
- § 2. Социологические исследования науки в ссср в 20-е годы
- § 3. Формирование дисциплины. Дискуссии о предмете: науковедение и социология науки
- § 4. Сообщество исследователей социологических проблем науки в 70—80-е годы
- § 5. Российская социология науки в период реформ
- § 6. Заключение
- Литература
- Раздел четвертый. Духовная жизнь, культура, личность Глава 15. Социология религии (в.Гараджа) § 1. Вводные замечания
- § 2. Период до 1917 года
- § 3. Советский период
- § 4. Исследования религиозности в постсоветский период
- § 5. Перспектива
- Литература
- Глава 16. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации (л.Коган) § 1. Вводные замечания
- § 2. Предыстория социологии культуры в России
- § 3. Послеоктябрьский период: вульгаризация культурных процессов с позиций классового подхода
- § 4. Исследования 60-х—70-х годов в рамках культурно-коммуникативной парадигмы
- § 5. Состояние эмпирических исследований культуры в конце 80-х—90-е годы
- Литература
- Глава 17. Социология культуры: теоретический аспект (а.Согомонов) § 1. Культурологическая реконструкция отечественной социологии от 60-х к нынешнему времени
- § 2. Вчера отечественной культурологии
- § 3. Толкование культурно-символических кодов57: русский характер и советский простой человек
- § 4. Концепция репрезентативной культуры. Возможное завтра российской социологии культуры
- Литература
- Глава 18. Личность в российской социологии и психологии (в.Ольшанский) § 1. Введение
- § 2. Проблематика личности в дореволюционный период
- Аналитические различия исследования человека в разных науках
- § 3. 1917—1955 Годы. Социально-философская позиция немарксистов
- § 4. Утверждение ролевой концепции личности (середина 50-х — конец 80-х годов)
- § 5. Человек в кризисном обществе
- § 6. Заключение
- Литература
- Глава 19. Социальная психология (г.Андреева). § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Послереволюционная ситуация: дискуссия 20-х годов
- § 4. «Перерыв» в развитии дисциплины
- § 5. Второе рождение: дискуссия конца 50-х — начала 60-х годов
- Раздел 1 — введение, где традиционно обозначается предмет социальной психологии, основные вехи ее истории, методологические принципы и конкретные методы исследования.
- § 6. Современное состояние: области исследований
- § 7. Уроки и перспективы
- Литература
- § 2. Изучение населения в дореволюционный период
- § 3. Советская демографическая наука в 20—30-е годы
- § 4. Теоретические подходы к изучению детерминации рождаемости в 50—80-е годы
- § 5. Несколько слов о сегодняшней ситуации
- Литература
- Глава 21. Социология семьи (а.Клецин) § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Первые годы советской власти
- § 4. Вакуум 30—50-х годов, возрождение в годы «хрущевской оттепели» и современные исследования
- § 5. Теоретические концепции семьи
- § 6. Заключение
- Литература
- Глава 22. Исследования миграции населения в России (л.Рыбаковский) § 1. Вводные замечания
- § 2. Изучение переселений в досоветский период
- § 3. 20-Е—начало 30-х годов
- § 4. Возобновление исследований с конца 50-х годов
- § 5. Современные миграционные процессы в России
- Литература
- 29. Методология и методика системного изучения деревни. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд., 1980.
- Глава 23. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей (в.Патрушев) § 1. Предмет и проблематика
- § 2. Различия методологических подходов в мировой социологии
- § 3. Методические аспекты исследований
- § 4. Три этапа исследовании
- § 5. Заключение: взгляд в будущее
- Литература
- Приложение Использование бюджета времени Дневник для записи видов деятельности
- Глава 24. Социология быта, здоровья и образа жизни населения (л.Гордон, а.Возьмитель, и.Журавлева, э.Клопов, н.Римашевская, в.Ядов) § 1. Вводные замечания
- § 2. От исследований свободного времени к анализу повседневного быта людей
- § 3. Проект «Таганрог» (1968-1994)
- § 4. Исследования в рамках концепции образа жизни (70—90-е годы)
- § 5. Здоровье населения как междисциплинарная проблема. Становление социологии здоровья
- §6. Заключение
- Литература §2
- Глава 25. Экологическая социология (о.Яницкий) § 1. Введение
- § 2. Возникновение экологической социологии
- § 3. Концептуальные основы российской экосоциологии
- § 4. Экологическая озабоченность
- § 5. Социальная экология города
- § 6. Экологическое движение
- § 7. Социальные изменения и экологическая политика
- § 8. Возможная перспектива
- Литература
- Раздел шестой. Социально-политические процессы, общественное мнение, социальный контроль Глава 26. Социология политики: становление и современное (в.Амелин, а.Дегтярев) § 1. Вводные замечания
- § 2. Предыстория и становление предмета
- § 3. Развитие социологии политики с конца 1980-х годов
- § 4. Что дальше?
- Литература
- Глава 27. Социология общественных движений — становление нового направления (е.Здравомыслова) § 1. Вводные замечания
- § 2. Три группы факторов становления социологии общественных движений
- § 3. Развитие научного дискурса и результаты исследований
- § 4. Изучение политической мобилизации и ее «узлов»
- § 5. Заключение: концептуализация общественных
- Литература
- Глава 28. Изучение общественного мнения (в.Мансуров, е.Петренко) § 1. Вводные замечания
- § 2. Первые подходы к изучению общественного мнения. Роль земств (1860—1910-е годы)
- § 3. Партийно-советская система: «изучение настроений трудящихся»
- § 4. Зарождение дисциплины. Социология общественного мнения
- § 5. Подъем на волне гласности и перестройки (конец 80-х — середина 90-х годов)
- § 6. Ожидаемое будущее
- Литература
- Глава 29. Социология девиантного поведения и социального контроля (я.Гилинский) § 1. Вводные замечания
- 3. Послеоктябрьский период
- § 4. Становление отечественной социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории
- § 5. Возможные перспективы
- Литература
- Глава 30. Социальное прогнозирование (и.Бестужев-Лада) § 1. Введение
- § 2. Предпосылки социопрогностических исследований в России: забытое открытие в. Базарова 20-х годов и развитие прогностики 60—80-х годов на Западе
- § 3. От политического энтузиазма 20-х годов через репрессии 30-х —
- § 4. Возможна ли социальная прогностика?
- Литература
- Глоссарий92
- Именной указатель
- Об авторах