logo
Методическое пособие концептуальной самоподгото

3.5.2 Органы чувств

Действие практически всех органов чувств координировано, в той или иной мере, с работой мышц. Например, зрительный анализатор – глаз. Известно, что он состоит из оптической системы: хрусталика и других шести сред преломления светового луча, следующего к чувствительной сетчатке на дне глаза. Далее элементарные кванты света могут вывести из равновесия чувствительную структуру сетчатки и от нее по глазничному нерву раздражение передается в нервные центры затылочной части головного мозга. Глаз – важнейший орган человека. И свои функции он может выполнять только с помощью работы мышц, а их девять на каждый глаз. Все они о своей деятельности также сигнализируют в центральную нервную систему (ЦНС), координация их – совсем не легкая задача. Как уберечь чувствительные элементы сетчатки глаза от перегрузки, ослепления? Достигается это изменением величины зрачка, то есть благодаря работе мышц, залегающих кругообразно в радужной оболочке глаза и по радиусам к центру зрачка. Слишком сильный свет – мышцы сужают отверстие зрачка, затемняя полость глаза; недостает света – зрачок расширяется, и сетчатка полностью воспринимает световой сигнал. Разумеется, облик светлых предметов ассоциируется в мозгу в соответствии с напряжением мышц радужной оболочки глаза, а облик темных предметов сопровождается ощущением мышц, расположенных радиально к зрачку.

Гамма таких ощущений очень велика, она охватывает как весь интервал напряжения соответствующих мышц, от максимума до предельного расслабления, так и время самого напряжения. Интересно отметить, что в районах Севера в долгую полярную ночь у людей наблюдается преимущественное расширение зрачков, а летом, напротив, сужение. Видимо, отсутствие импульсации от мышц зрачка в головной мозг в первом случае является одной из причин неврозов и галлюцинаций у полярников, зимующих на Севере. А вот при большой освещенности люди всегда находятся в более деятельном состоянии и это, возможно, связано с интенсивной работой мышц сужающих зрачок.

В процессе жизнедеятельности человеку важно различать отдаленность разных предметов. Человек как бы сортирует предметы зрительно, одни представляются в глазу различными пятнами, фонами, а несколько рядом стоящих предметов очерчиваются отчетливо во всех деталях. Достигается это тем, что изменяется форма прозрачного хрусталика в глазу, играющего роль своеобразной линзы (с изменяемым фокусом) в оптической системе. Поэтому нужное изображение резко проецируется на сетчатку, а другие нет, заслуга это опять-таки соответствующих мышечных волокон, окружающих хрусталик…

Выделение определенного зрительного объекта из всей совокупности достигается еще и тем, что изображение этого объекта фокусируется на центр сетчатки на так называемое желтое пятно – наиболее чувствительное место. От него в мозг поступают самые сильные сигналы. Поэтому проекции всех других предметов, не попавших на область сетчатки, будут менее различимы. Так заостряется внимание человека на нужный предмет. Но это достигается координацией работы уже других мышц, обеспечивающих повороты глазного яблока: четырех прямых и двух косых мышц глаза. Одним концом они прикреплены к поверхности глазного яблока, другим – к окружающим анатомическим образованиям глазницы. И, наконец, еще большее выделение предмета из массы других и определение их взаимного расположения достигается координацией работы обоих глаз. Дело в том, что четкое изображение одного и того же предмета сразу двумя глазами делает его изображение объемнее, так как оси зрения глаз располагаются к предмету под разным углом. Таким образом достигается стереоскопический объемный эффект.

Итак, все изображения внешних предметов получаются в глазу путем обязательной работы как минимум восемнадцати мышц глазного яблока, к ним можно добавить еще две мышцы, закрывающие верхнее веко и таким образом защищающие глаза от механических раздражений и чрезмерно яркого света, мышцы шеи, поворачивающие надлежащим образом саму голову. Импульсация механорецепторов всех этих мышц поступает в мозг совместно со световыми раздражениями и образует упомянутую выше мышечно-зрительную ассоциацию образа. Это обстоятельство легко проследить. Часто, когда мы ложимся спать после напряженного дня, пред глазами встают пережитые картины и события, не давая нам заснуть. В таких случаях рекомендуется расслабить мышцы тела, особенно лица. Больший эффект дает расслабление мышц глаз, но расслабление удается не всем и не сразу. Это связано с тем, что мышцы зрачка и хрусталика – гладкие и слабо поддаются волевому управлению.

Глаза – зеркало души. Глаза думающего человека пристально направлены вдаль, у обдумывающего варианты – они энергично меняют направление, и наоборот, у пьяного неконтролирующего себя, взгляд тупо обращен к кончику носа, а вовремя потери сознания у человека вообще зрачки закатываются под верхние веки.

Можно с большой определенностью сказать, что такое психическое качество человека как внимание, всегда связано со статическим напряжением, как мышц глаз так, и других групп мышц. Для умственных способностей человека необходимо тренировать мышцы глаз. Это действительно так, и часто мы это делаем бессознательно. Игры ребенка с кубиками, конструкторами и другими предметами тренируют глаза в различении размеров, форм и взаимного расположения предметов. Богатый материал для умственного фундамента предоставляют ребенку и подвижные игры, в которых ему на деле приходится ориентироваться в пространстве в режиме реального времени. Потом эти навыки используются и в мыслительной деятельности.

Таким образом, наша мыслительная деятельность в определенной степени зависит от здорового состояния мышц зрительного анализатора.

Мы много уделили внимания принципу работы зрительного анализатора и роли мышц в его деятельности, аналогичная картина прослеживается и со слуховым анализатором. Две мышцы среднего уха приспосабливают слуховые рецепторы к восприятию звука, а передняя верхняя и задняя мышцы наружного уха призваны обеспечивать благоприятную направленность звуковой волны внутрь наружного слухового прохода. Правда, последние мышцы у человека, в отличие от животных, очень слабо развиты. Их функцию с успехом заменяет поворот головы надлежащим образом. Вместе с тем прислушиваясь к слабым звукам или внимательно слушая музыку, человек обязательно напрягает в различных комбинациях мышцы наружного и среднего уха.

Итак, расслабим мышцы глаз – мы можем смотреть и не видеть деталей впереди стоящих предметов; расслабим ушные мышцы – и шум пройдет мимо нашего внимания. Также, без мышечной работы откажутся исправно служить тактильно-осязательные и вкусовые рецепторы. Специфическая мышечная деятельность придает активную направленность нашим анализаторам. Сокращение определенных мышц, связанных с анализаторами, должно быть связано с активизацией того или иного центра в мозгу. Не последнюю очередь в активизации стимулирования мозговой деятельности играет состояние кровообращения в мозгу. Напряженная умственная деятельность сопровождается усиленным кровообращением в мозгу. Конечно, мыслительную деятельность нельзя свести всецело к закономерностям мышечной работы, но с другой стороны, чисто мыслительного компонента в продуктах жизнедеятельности человека официальной наукой не обнаружено.

Механизм восприятия человека использует явление резонанса в чувствительном элементе анализаторов – есть или нет, перцептивный аппарат вырабатывает сигнал и человек воспринимает окружающую его Реальность, то есть получает сигнал, несущий информацию:

-о фрагменте окружающей Реальности;

-о взаимосвязях фрагмента окружающей Реальности с окружающей Реальностью, другими словами, о местоположении фрагмента в окружающей Реальности;

-о результате контакта анализаторов с окружающей Реальностью в воспринимаемом ими диапазоне (изменения состояния организма в процессе взаимодействия с окружающей Реальностью).

Шум отсеивается, полезный сигнал поступает в блок99, где осмысляется, т. е., наделяется значением согласно заготовленному списку образов. Процесс наделения смыслом является, возможно, самым сложным моментом в механизме восприятия.

Выделение из целостности окружающей Реальности частных явлений и объектовособенность мировосприятия человека, пользующегося ограниченными частными мерами при их различении. В основе выделения частного объекта, лежит даваемое непосредственно Свыше каждому Различение – способность разделить в своем восприятии целостную объективную Реальность на две составляющие «это – не это». Только после этого разделения на «это – не это» возможно осмысление воспринятой таким способом (в предельно двоичном коде) информации. Вопрос о локализации объекта Вселенной, выделение из нее частного процесса – всегда вопрос об уровнях тех или иных физических полей, несущих информацию об объекте, принимаемых в качестве граничных для объекта – это вопрос о пороге чувствительности средств восприятия (органов чувств) этих физических полей. То есть это вопрос об информационных характеристиках и выборе меры их различения.

Вне трансовых состояний человека возможности его сознания по переработке информации ограничены (максимум 15 бит/сек. и 7  9 объектов одномоментно)100 и поэтому, только на основе мозаичного мировоззрения (способного упаковать колоссальные объемы информации в «контейнеры» «это» – «не это», соответствующие обычным возможностям сознания) человек может иметь адекватное представление (в образах своего внутреннего мира) о течении событий в жизни и вести себя целесообразно Божьему промыслу, осознанно управляя куда более объемными потоками информации на бессознательных уровнях своей психики и в коллективном сознательном и бессознательном общественных групп и общества в целом, пребывая в ладу с управлением, осуществляемом иерархически высшими субъектами в Объективной реальности.

Рис 3.8

С самого начала мы вынуждены признать, что перцептуальный аппарат человека ограничен диапазоном и чувствительностью анализаторов. На ту часть Реальности, которая не укладывается в диапазон его анализаторов, человек не обращает внимания. Ту часть Реальности, которая укладывается в диапазон его анализаторов, ограничивает порог чувствительности анализаторов.

В настоящее время официальная наука открыла огромное количество энергетических полей, не воспринимаемых человеком, а они из той же окружающей нас Реальности! А это значит, что некоторая (быть может, бесконечно значительная) часть Реальности остается вовсе недоступной восприятию. Невоспринимаемое буквально пронизывает мир, существуя в самой непосредственной близости от человека, но никак с ним не пересекаясь. Всеми способами наука стремится проникнуть в невоспринимаемое приборами, экспериментом, интеллектуальным моделированием, однако кто знает, насколько она преуспела в этом?

Таблица №1 и №2 иллюстрирует, какая часть Реальности (в виде информации) доступна нашему перцептуальному аппарату – воспринимаемое и, та часть Реальности, которая не укладывается в диапазон его анализаторов – невоспринимаемое и, на которую человек не обращает внимания. Первое, второе и третье вытеснение и мы получаем информацию достаточно усеченную и поэтому, «картина Мира» должна страдать явной недостаточностью – столь неочевидной в большинстве случаев. Иными словами, мы живем в туннеле из окружающей нас Реальности и видим то, что можно сравнить с картой местности, которую сами составили внутри себя, и не знаем в большинстве случаев, насколько «картина Мира» соответствует окружающей нас Реальности – изучаемой местности.

Т аблица №1

Таблица № 2

Получив поток информации в двоичном коде вида «это» – «не это», индивид начинает осмыслять и переосмыслять свойства «это» и свойства «не это», выстраивая свое мозаичное видение объективной Реальности как совокупности разнородных определённых «это» – «не это», обладающих своеобразием, и иерархией взаимосвязей между ними.

Если определены взаимосвязи между различиями в совокупности, то совокупность различий представляет собой «мозаику» (в смысле разновидности изобразительного искусства, а не головоломки для взрослых слабоумных), в которой все элементы (различия) взаимно обусловлены. Одна и та же совокупность различий, если между ними нет взаимосвязей, – это «калейдоскоп», переливающийся новым узором с каждым дополнительным различием, введенным в рассматриваемую совокупность (либо изъятым из неё).

Если индивид отказывается от осмысления данного ему Свыше в Различение, то неупорядоченная информация накапливается в его психике, а его мировоззрение превращается в калейдоскоп, непригодный для осмысленного поведения в жизни на его основе. Индивиды с мировоззрением типа «калейдоскоп», для сохранения целостности картины Мира, используют механизм «достройки» – то есть «галлюцинируют», порождают иллюзию.

Особую значимость для жизни человека имеет выявление различий и мышление отождествлениями, лежащее в основе установления взаимосвязей между различиями в мозаичной картине мира. Соответственно высказанному о различиях, пограничных отождествлениях и отождествлениях вообще встает вопрос о предельно обобщающих отождествлениях и первичных различиях в предельном отождествлении всего и вся в объективной Реальности.

Предельное отождествление, обобщающее всё и вся, можно назвать простым русским словом «всё», но оно настолько заезжено в повседневном употреблении, что его «само собой разумение» в предельно общем смысле для большинства вряд ли возможно, поскольку будет подменяться в их психике каким-то более узким смыслом. Поэтому предельное отождествление, обобщающее всё и вся, можно назвать более специфическими словами, известными из “Материализма и эмпириокритицизма” – «объективная реальность»; в западной культуре – «Universe» слово, означающее «Всеобщность», пришедшее из латыни и обычно переводимое на русский язык с искажением смысла, как «Вселенная». Первичные различия в объективной Реальности, соответствующие кораническим сообщениям – это Бог и тварное Мироздание.

Если от вопроса о предельно обобщающих отождествлениях и о совокупности первичных различий уйти (хоть осознанно, хоть по умолчанию бессознательно), то построение мозаичного мировоззрения окажется невозможным потому, что место неизменно первичных всегда будут занимать текущие отождествления и различия. Их смена под влиянием потока событий будет непрерывно вращать «калейдоскоп», перемешивая в нём узоры (по-русски это называется «голова идет кругом», но это не самооценка с точки зрения «перманентного», т.е. непрерывно вращающегося «калейдоскопа», а оценка с точки зрения «мозаики» случившегося временного перехода мировоззрения к состоянию «калейдоскоп»).

Однако, несмотря на его очевидную значимость, вопрос о предельно обобщающих отождествлениях и первичных различиях – это не основной вопрос философии, а его продолжение.

Основной вопрос философии – это вопрос о предсказуемости как «самопроизвольного» течения событий, так и течения событий под воздействием индивида, культурно своеобразного общества, человечества в целом.

Это основной вопрос потому, что предсказуемость последствий предшествует выбору одного определённого и предпочтительного варианта из множества возможных вариантов будущего, что лежит в основе управления течением событий и изменением обстоятельств. При этом предсказуемость также обусловлена Различением, поскольку при отсутствии Различения все объективно возможные варианты смешиваются в восприятии субъекта в одну расплывчатую неопределенность.

В Жизни101 происходит взаимодействие объективных разнокачественностей, имеющих общим свойством их принадлежность к Объективной реальности102. Такого рода взаимодействие разнокачественностей выражается как процессы развития структур Мироздания, а так же и как процессы их деградации и разрушения. В этом взаимодействии разнокачественностей имеет место взаимная обусловленность качества количеством и порядком: количественные и порядковые изменения влекут за собой качественные изменения; а качественные изменения выражаются в количественных и в порядковых изменениях в череде преображений103, свершающихся на основе внутренней и внешней алгоритмики во взаимодействии разнокачественностей.

Во взаимодействии разнокачественностей104 всегда может быть выявлено управление: либо в форме самоуправления, в процессе осуществления которого никто из выявленных субъектов участия не принимает; либо в форме непосредственного управления со стороны кого-то из выявленных субъектов (одного или множества); либо самоуправление и управление как-то взаимно дополняют друг друга.

Первоисточники:

УЧЕБНИК «Биология» ttp://biology.ru/course/content/chapteri/section/paragraph1/theory.html;

«Немного истории» http://biology.ru/course/content/chapteri/section/paragraph2/theory.html;

«Систематика растений: основные термины и понятия» http://botsad.ru/p_papers37.htm;

«Человек» http://biology.ru/course/content/chapter7/section1/paragraph1/theory.html.