logo
Sbornik_2010

Герои-мужчины в репертуаре Харьковских театров

Данная работа посвящена исследованию мужских ролей в репертуаре харьковских театров, выявлению тех специфических качеств, которые характерны для мужского образа.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день в репертуаре театров представлено множество мужских ролей с различными качествами, ценностями и представляется очень интересным исследовать, какие именно типы героев-мужчин присутствуют в выбранных спектаклях, каковы их личностные качества.

Итак, целью работы является: рассмотрение репертуара Харьковских театров с точки зрения того, какие типы, стили героев-мужчин представлены в спектаклях; определение культурных форм, которые характеризуют данные образы.

В качестве эмпирической базы исследования были использованы следующие спектакли.

Спектакль «Павел I» рассказывает о последних днях жизни российского императора, раскрывает личностные характеристики Павла I, его отношение к окружающим людям и отношение этих людей к нему.

«Эмигранты» – спектакль о жизни двух приезжих людей ХХ и АА, об их попытке обустроиться в новой стране. Также в постановке отображаются взгляды героев на происходящие события и их отношение к жизни.

«Кислород» – спектакль о жизни Санька из города Серпухова, о его стремлении получить от жизни как можно больше, не прилагая усилий.

«Пойдем, нас ждет машина» повествует о действиях малообразованных молодых людей, ни к чему не стремящихся, занимающихся грабежами, разбоями, драками, поджогами, об их издевательствах над окружающими, о том, как желание самоутвердиться в глазах других становится самой важной целью и смыслом жизни. Также в пьесе раскрывается их неадекватная манера поведения, заключающихся в необъяснимой агрессивности и использовании тюремных «понятий», которые навязываются обычным людям, ведь любимое занятие героев – учить жизни отличающихся от них внешностью и манерами людей, подстраивать их под свой образ жизни.

Театр всегда сопоставлялся с действительностью путём выяснения меры схожести образов героев в спектаклях и современных представителей общества. Главная посылка работы заключается в том, что спектакли могут отображать реальность, следовательно, принятые нормы, ценности в обществе могут воплощаться в спектаклях. Если сравнить нормы, ценности нынешнего мужского поколения и предложенных образов, можно найти схожие черты.

В работе применялись такие методы исследования как наблюдение и анализ документов. Наблюдение поможет исследовать внешние черты героя, а c помощью контент-анализа (документами выступают тексты пьес) можно найти доказательства этих внутренних качеств, личностных черт героев (в диалогах пьес всегда отображается мировоззрение героев).

Данное исследование основано на идеях Ушакина С.А., который занимается гендерными исследованиями с 1997 года. В частности, в работе используется его концепция типов мужественности, которая интересна тем, что позволяет рассмотреть мужественность с многих сторон, акцентировать внимание на определенных характеристиках мужественности, а также указанием автора на некоторые недостатки предложенных типов мужественности.

Следует отметить, что одной из общих черт всех героев-мужчин является желание узнать, что представляет собой «настоящая жизнь». Например, для этого Павел I хочет объявить войну практически всем странам, испытывает окружающих и близких людей; АА – переезжает в другую страну ради новых впечатлений, наблюдает, воспринимает ХХ как некий «эксперимент»; ХХ – хочет изменить свою жизнь после того как понимает, что все его бытие бессмысленно; Санек из города Серпухова убивает свою жену, чтобы изменить свою жизнь, живя и встречаясь с другой девушкой; «районная молодежь» (спектакль «Пойдем, нас ждет машина») экспериментирует, реализуя практики насилия.

Еще одной сходной чертой является то, никого из героев не интересуют события, которые происходят вокруг них и в мире, они сконцентрированы на себе. Одни хотят развлекаться по жизни (как Санек и «ребята с района»), другие – задумываются о своей жизни, хотят что-то делать, но по каким-то причинам медлят, не действуют (как АА и ХХ), третьи (как Павел I) пользуются своим положением, делают, что хочется, не задумываясь о своих поступках.

На самом деле, АА и ХХ готовы к переменам, изменениям, они хотят этих изменений, но ничего не делают для достижения цели. В то время как «районная молодежь» не задумывается о своих поступках, действиях, их основная цель – получение удовольствия. В общем, ХХ и АА очень схожи между собой, у них одна жизненная цель – достичь чего-то в жизни.

Следует также отметить, что получение удовольствия у Санька и «районной молодежи» основано на различных установках: у Санька – на психологическом уровне (стремление достичь лучшего при минимальных усилиях), в то время как у ребят с района – на биологическом (желание продемонстрировать и ощутить свою силу).

На протяжении всей работы мы анализировали героев-мужчин в репертуаре Харьковских театров. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что у героев схожи жизненные ориентиры, но при этом наблюдаются различие личностные черты, которые показывают уникальность героев. Исходя из перечисленных характеристик, можно разделить героев на 2 типа:

1ый тип: герои-мечтатели. Такие, как Павел I, АА и ХХ, хотят изменений в жизни, стремятся чего-то добиться, но почему-то медлят, оставляют «на потом».

2ой тип: герои приземленные. Это те, у кого нет никаких стремлений, главное – развлечься(как Санек и «ребята с района»).

Рассмотрение концепции типов мужественности, предложенных Ушакиным, позволяет рассмотреть образ героев со всех сторон: их внутренние черты и внешние характеристики. Благодаря этому удается создать целостное представление о героях, лучше понимаются мотивация героев и причины их действий.

Ушакин в своей статье «Видимость мужественности» обращает внимание на «кризис мужественности», который непосредственно связан с отсутствием на сегодняшний день настоящих, стоящих героев, с которых можно было бы брать пример. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что исследуемые образы героев-мужчин не являются примером для подражания. Санек из города Серпухова, «районная молодежь» из-за своей безответственности, отсутствия установок и целей вряд ли представляют собой привлекательные образы, Павел I своими капризами и интригами не вызывает восхищения, ХХ и АА из-за своей медлительности в действиях тоже не являются хорошим примером.

Благодаря анализу данных ролей можно еще раз убедиться в том, что в Украине существует полистилическая культура, где имеет место большое количество норм, ценностей, традиций, установок, которые могут противоречить, но, тем не менее, не отрицать друг друга.

Марченко Анна

Харківський національний університет імені В.Н. Каразіна

(Україна, м. Харків)