Диффузионизм
Течение оформилось в начале 20 в.
Главные идеи: сведение всей истории человечества к явлениям контакта, столкновения и переноса культур.
Фридрих Ратцель -- считают предтечей диффузионизма.
Работы : “Антропогеография” (1882), “Народоведение” (1885), “Земля и жизнь” (1901). Главная идея монографий — природные условия порождают различия между народами, но, в то же время, контакты между народами способствуют сглаживанию этих различий.
Ратцель выделил 3 формы взаимодействий : переселение, завоевание, обмен и торговля. Основное внимание уделял материальной культуре, ввел понятие “этнографические предметы”. Он считал, что язык и расовый тип народа подвержены изменениям — народ вырождается, изменяется и гибнет. Этнографические же предметы неизменны, поэтому нужно изучать прежде всего их. Этнографические предметы обычно переносятся вместе с человеком, но часть предметов может распространятся и сама. Выделил 2 формы переноса предметов и 2 способы движения. Способы движения : 1) полный перенос целого комплекса предметов — т.е. оккультурация, способ связан с носителями культуры; 2) медленная передача отдельных предметов от одного народа другому. Вывод — сходства в культуре многих народов свидетельствуют о происхождении явлений культуры из одного центра.
Работы Ратцеля способствовали появлению еще одного направления — “геополитики”.
Лео Фробениус -- африканист, этнограф, провел 12 экспедиций в Африку
Работа “Происхождение африканских культур”
Ввел термин “культурные круги” и методику их выделения. “Культурные круги” — комплекс связанных между собой явлений материальной культуры. Он сравнивал культурные круги многих регионов мира. Сделал выводы о родственных культурах Западной и Северной Африки, Меланезии и Новой Гвинеи. Фробениус считал, что существовала некая древняя нигридская культура от которой произошли культуры Африки, Меланезии и Новой Гвинеи.
Рассматривал культуру как живой организм, нечто среднее между животным и растением. Человек только обслуживает культуру, культура же создает человека. но развивается как бы сама по себе.
Большим вкладом Фробениуса стал строго систематизированный метод картографирования.
Фриц Гребнер проводил работу по изучению абстрактной культуры народов Австралии и Океании.
Выделил 8 самостоятельных культурных кругов — на основе выделения нескольких (5-20) различных элементов культуры. При помощи картографирования накладывал одни круги на другие — в результате получались культурные слои. Чем меньше диаметр круга, тем он хронологические древнее.
в Англии произошло доведение идей диффузионизма до абсолюта — течение гипердиффузионизма:
Графтон Эллиот-Смит -- на основе сравнения техники строительства Египетских пирамид сделал вывод, что в 9-8 вв. до н.э. комплекс взаимосвязанных явлений культуры проник из Египта через Индию, Океанию и соседние территории в Центральную Америку. К этому комплексу культур Элиот-Смит относил мегалитические памятники архитектуры, обычаи мумификации умерших, культ Солнца, культ змей, почитание царей как сыновей Солнца, обычай деформации черепов у элиты общества, протыкание и растягивание ушей, ткачество как технологическое явление и обычай кувады.
Уильям Пери — продолжатель Элиота-Смита. К названному Элиотом комплексу добавил культуру ирригационных сооружений, гончарство, металлургию, разделение элиты на жрецов и воинов, дуальную организацию общества, экзогамию. Пери считал, что все это сначала появилось в Египте — возникла концепция панегиптизма.
- Социально-культурная антропология
- Содержание
- Вводная часть.
- Структура антропологической науки.
- Развитие антропологической теории. Этнологические идеи в конце 18 — первой половине 19 века
- Мифологическая школа
- Эволюционизм
- Диффузионизм
- Школа Эмиля Дюркгейма.(м.Мосс, Гране, л.Дюмон, м.Хальбвакс, л.Леви-Брюль, Роберт Грец, с.Бугле)
- Функциональная школа. Бронислав Малиновский
- Структурное направление.
- Школа “культура и личность” (Этнопсихологическое направление)
- Методы антропологических исследований
- Экономические системы.
- Родство. Системы родства.
- Социализация.
- Политическая организация и социальный контроль.
- Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
- Литература Основная
- Дополнительная