logo
Sbornik_2010

Образ города: подходы к осмыслению понятия

Образ города — общий ментальный рисунок внешнего физического мира города. Но, даже будучи в общих чертах сформированным, в процессе «проживания» города, взаимодействия горожан между собой, он корректируется, подвергается трансформации. Чаще всего восприятие города не последовательно, оно скорее фрагментарно, переплетено с другими образами, впечатлениями и т.д.

Вопросам восприятия города, конструирования его образа посвящали свои работы такие известные социологи, как Э.Берджесс (который в исследовании городского пространства использовал метод картографирования), А.Лефевр (писал о «производстве» пространства и полагал, что социальные связи реализуются в материальном пространстве городов), Э.Сойя (в осмыслении пространства города стремился соединить географические и социальные моменты), а также другие известные социологи.

В основе понятия «образ города» лежит идея единства, взаимообусловленности среды и образа жизни. Образ города существует не в виде единой схемы, а включает в себя мыслительные, сенсорные, поведенческие структуры.

При изучения образа города можно рассматривать его как фактор поведения, однако при этом отсутствует жестко детерминированный характер влияния. Образ города возникает в процессе организации информации как прошлого опыта, так и актуально поступающей информации, которая обрабатывается, становится информационным фильтром и, тем самым, - фактором, организующим поведение (благодаря избирательности отношений, возникновению самоорганизующихся «структурирующих структур»).

Города не являются внутренне упорядоченными системами – границы города стали слишком прозрачными и растяжимыми, у него нет центра и четко закрепленных частей. Он, скорее, представляет собой сплав зачастую рассогласованных процессов и социальной гетерогенности, местом их взаимодействий, последовательностью ритмов.

Особенности города (архитектура, дороги, течение информационных потоков и др.) формируют жителя города, которого мы можем идентифицировать среди представителей других городов.

При изучении города нужно помнить о таких особенностях восприятия его пространства:

1. Реляционность среды. Все предметы, расположенные в городе являются напоминанием о том, что было – о событиях, делах, мыслях людей, при утрате каковых фрагменты города исчезают из восприятия.

2. Интенциональность среды. В восприятии, сознании горожанина территориальные места сливаются с пространством отношений и символикой места, уходящей в глубь индивидуальной жизни и истории. У каждого человека или группы существуют локусы среды, со своими именами, порой не совпадающими с обозначенными на карте. Их более чёткая семантическая прорисовка позволяет лучше понять смысл и проблемы городской жизни и конкретных горожан.

3. Интерпретативность среды. Городская среда – продукт интерпретационной деятельности. Горожане придают определённые значения окружающим их предметам, процессам. Совокупность значений формирует, создаёт ситуацию. Онтология городских ситуаций носит семантический характер и существует в форме «текста». «Текст» интерпретируется и анализируется в аспектах предметности (знака) и коммуникативности (значения и смысла). Город, как текст изучает присваивание пространства через его символическую маркировку.

Для «работающего» образа необходимы условия формирования. К. Линч называет следующие: опознаваемость объекта - различение его среди других - то, что их более всего характеризует, на чём «останавливается глаз»: «Это район, где есть…», «У памятника…». Во-вторых, композиционность – существование смысловых связей между наблюдателем и средой. В-третьих, вообразимость – способность среды «пробуждать воображение», быть полем символической коммуникации, объект должен иметь какое-то значение для наблюдателя [1].

Результаты исследований, проводимых К.Линчем, позволяют выявить содержимое образа города, соотнесенное с предметными формами:

1. Пути – это коммуникации, вдоль которых наблюдатель может перемещаться постоянно, периодически или только потенциально. Их роль могут играть улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы.

2. Границы, или края, - линейные элементы окружения, линейные разрывы непрерывности: берега, железнодорожные выемки, края жилых районов, стены.

3. Районы – это части города, средние по величине в виде двухмерной протяженности, в которую наблюдатель мысленно входит «изнутри». Большинство людей упорядочитвает свой город.

4. Узлы – стратегические точки города, фокусирующие пункты, к которым и от которых он движется, места разрыва транспортных коммуникаций, перекрестки. Узлы могут быть и просто местами максимальной концентрации каких-то функций, особенностей облика, воздействие носит центробежный характер и сами они приобретают символическое значение.

5. Ориентиры – использование ориентира означает вычленение одного элемента из множества. Обычно это достаточно просто определяемые материальные объекты: здание, знак, фасад, витрина, гора. Служат для ориентации относительно центра или центров.

Понятие образ города имеет свое содержание связанное с ареалами местности, стратегическими ключевыми точкам внутри его, служащими для опознания жителями своей местности или других ориентиров. В совокупности эти и другие элементы оказывают влияние на поведение индивидов, на восприятие окружающего пространства и ощущение территории как своей или чужой, комфортной или некомфортной. Сравнивая города можно выявить специфику их структуры, способы приспособления жителей к городам, проследить связь элементов пространства с социально-экономическим положением горожанина, а также оценить восприятие города в целом, как феномена, организующего жизнь индивидов.

Литература:Линч К. Образ города: [пер. с англ. В.Л.Глазычев; cост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова] / К. Линч. – М. : Стройиздат, 1982. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.glazychev.ru/books/translations/Linch/Linch_1.htm

Головко Володимир

Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна

(Україна, м. Харків)