logo
гос

Теория символического интеракционизма, субкультуры и эффективная маркетинговая политика.

Представители теории символического интеракционизма – Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули, Питер Блумер и др.

В теории Мида мы выделяем те основные ключевые моменты, которые имеют прямое отношение к нашей теме:

  1. Фокус интереса – взаимодействие между человеком, осуществляющим взаимодействие (актором) и социальным миром.

  2. Актор и мир представляют собой изменяющиеся, динамические процессы.

  3. Способность актора интерпретировать социальный мир – прямой результат системы социализации.

  4. В результате процесса социализации индивида, у него формируется система значащих символов, а также появляется способность ими манипулировать.

Единица анализа в теории Мида – действие, содержащее как явные, так и скрытые аспекты человеческого поведения (интеракция). Причем, во взаимодействии (здесь концепция Мида расходится с теорией обмена) – важен не объективный обмен (ресурсами, информацией и т.п.), а символическое значение интеракции – то есть те интерпретации, смыслы, которые вкладывают участники в процесс взаимодействия.

Мид выделяет жесты и значащие символы.

Жест – «это движение первого организма, действующее в качестве особых стимулов, вызывающих социально принятые реакции второго организма. Значащие символы. Жесты становятся символами, когда вызывают у производящего их индивида реакцию того же типа, который предположительно вызовут у тех, кому адресованы жесты». [Ритцер Д., Современные социологические теории. – М., 2005.]

Только при наличии значащих символов коммуникация может быть успешной.

Символы, с точки зрения другого представителя этого направления, Блумера, это некие социальные объекты, заменяющие то, что они представляют согласно общественной договоренности. Например, кулак – символ агрессии, автомобиль с определенным лейблом – символ высокого статуса или дохода.

Начиная с раннего детства, мы впитываем в сознании различные символы, и таким образом социализируемся. Именно возможность распознавать символы и манипулировать символьными значениями показывает степень развития индивида.