logo
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества

Любительское художественное творчество - cоставная часть духовной культуры общества и одна из форм проявления социально–культурной активности населения в сфере художественного искусства, связанная с освоением, созданием и распространеием ценностей музыкальной культуры.

Одной из наиболее эффективных технологий, которая помогает решать художественно-эстетические, социально-педагогические и экономические задачи, реализует личностно-развивающую, социально-организующую, креативную функции культуры является фестивальная деятельность в сфере любительского творчества.

Слово «фестиваль» происходит от латинского «festivus» и переводится, как веселый, праздничный.

В отечественной литературе до середины 90-х годов ХХ в. сохранилось достаточно одностороннее понимание понятия «фестиваль» только как «формы демонстрации творческих достижений в определенном виде и жанре искусства».

Современная социокультурная практика значительно расширяет границы этого явления и выявляет в нем многочисленные общественно-культурные ценности, раскрывает его социокультурную сущность: “Фестиваль ― общественно-культурная, художественная акция, которая выражает культурные интересы социальной общности, отражает уровень развития видов и жанров професмионального и любительского искусства, характеризуется комплексным решением эстетических, социальных, педагогических задач.

Программа фестиваля всегда носит комплексный характер.

Программа фестиваля включает разнообразные по содержанию и форме мероприятия. К ним относятся: концерты, спектакли, показы и другие мероприятия; творческие соревнования; карнавализованные, театрализованные мероприятия; развлекательные мероприятия, в т.ч. тематические игровые площадки;благотворительные акции;праздничная торговля и др.

Мероприятия для участников, смысл которых ― знакомство с социокультурной средой региона.

Мероприятия для специалистов, руководителей творческих коллективов, направленные на формирование и развитие корпоративной культуры, стимулирование креативного потенциала, установление творческих контактов.

Мероприятия для представителей средств массовой информации, с целью содействовать пропаганде идей фестиваля, популяризации творчества артистов-участников, получения организаторами экономической выгоды.

Основное предназначение фестивальной деятельности заключается в ее художественно-культурном содержании.

«Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей.

Как форма популяризации достижений народного искусства фестивали содействуют вовлечению в процесс созидательной деятельности широких слоев населения.

Специалистами констатируется тот факт, что фестивальная деятельность поднимает престиж творческой деятельности как на профессиональной, так и на любительской основе. По результататм проведения фестивалей наблюдается приток детей, молодежи, взрослого населения в художественные кружки, студии, коллективы.

Фестивальная деятельность стимулирует исследование проблем развития народного художественного творчества на научно-теоретическом уровне.

Фестивали — наиболее демократичная и приемлемая в мире форма межкультурной коммуникации.

Фестиваль народного художественного творчества следует рассматривать как вид социокультурного проекта, который имеет определенную технологию реализации, определенный арт – менеджмент.

Фестивальный проект как тип социокультурного проекта предусматиравет, в первую очередь, социально-культурные цели. Процесс его реализации посторен на социально-педагогических технологиях. В соответствии с целями в этом процессе используются формы, средства и методы социально-культурной деятельности.

Фестивальный проект наиболее удобно разделить на четыре этапа: формулирование проекта, планирование, осуществелени и завершение, в которые логично вписываются все виды работ. Дадим краткую характеристику каждого этапа:

І этап: Формулирование проекта включает в себя

Составление организационо-правовой и финансовой документации и, прежде всего, разработка положения фестиваля, утверждение сметы расходов; Поиск средств; Заключение договоров и соглашений

ІІ этап: Планирование предполагает

Формирование организационного комитета и испол­нительной дирекции; Подбор режиссерско-постано­вочной группы; Составление рабочега плана.

Рекламно-информацион­ное обеспечение

Разработка и изготовление рекламно-информационной продукции;

ІІІ этап: Осуществление проекта включает в себя

Организационное:

Формирование программы, написание сценариев фестивальных мероприятий; подбор участников, формирование экспертного совета; формирование призового фонда.

Материально-техническое обеспечение:

Оформление концертных площадок; Организация проживания и питания учатников, Транспортное обслуживание

Режиссерско-постановочное обеспечение:

Репетиционная работа; Проведение конкурсов, концертов и других фестивальных мероприятий.

ІV этап: Завершение включает в себя

Окончательные финансовые расчеты;

Анализ результатов, подготовка отчетов

Премирование членов исполнительной дирекции;

Подготовка писем-благодарностей по системе общественных связей;

Анализ художественных результатов, монтаж кино-, видеоматериалов;

Архивация документов и материалов о ходе и результатах фестивального мероприятия.

Согласно теории проектного менеджмента подготовке и проведению фестивального мероприятия должен предшествовать анализ социокультурной ситуации, чтобы наиболее точно оценить наличие организационных условий, круга вопросов, которые требуют решения, сформулировать цели и задачи, выявить потенциальных учредителей и спронсоров фестивальной акции, спрогнозировать ее социально-культурные результаты.