logo
Sbornik_2010

Аудит социальной ответственности высших учебных заведений

Ответственность имеет социальную природу, предопределенную как общественным характером отношений, так и особенностями субъектов, включенных в систему этих отношений. Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение индивида, группы имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. В процессе развития общества складываются определенные отношения между людьми в виде взаимных прав и обязанностей, прежде всего в сфере трудовой и учебной деятельности.

Социальная ответственность в университетской среде подразумевает стремление всех ее участников оказать максимально благоприятный эффект на общество и минимизировать негативное воздействие, тем самым сокращая для себя риски и превращая их в определённые возможности. Проблема заключается в противоречии между существующей системой проверки качества образования и назревшей потребностью в дополнении ее системой образовательного аудита.

Актуальность изучения реального состояния социальной ответственности ВУЗов определяется её социальной значимостью. Важность вопросов социальной ответственности в стратегии и деятельности университетов как некоммерческих организаций и социальных институтов очевидна. Во многих европейских странах оценка и проверка эффективности решений являются главным моментом в процессе их принятия. Такие исследования проводятся как на государственном, так и на региональном уровне. Исследуя социальную ответственность ВУЗа, мы сталкиваемся с весьма разноплановыми проблемами и явлениями, что позволяет составить полную картину функционирования ВУЗа как социального института. Результаты аудита позволяют получить истинную картину качества образовательного процесса.

Публикаций, посвященных социальной ответственности ВУЗов в прямой постановке этого вопроса на данный момент немного. Тем не менее, проблемы повышения качества образования постоянно находятся в центре внимания социологического и университетского сообщества: проводятся конференции, семинары, «круглые столы». Среди ученых, которые занимаются данной проблематикой, необходимо выделить В. Болотова, О. Гаращука, Н. Ефремову, Н. Никитину и др. [1-5].

С 25.01.2010 по 12.02.2010 Центром социального аудита было проведено пилотажное социологическое исследование на тему «Аудит социальной ответственности ВУЗов г. Донецка». Исследование проводилось на базе ДонГУУ. Выборка квотная, репрезентативная по курсам обучения и специальности. Всего опрошено 152 студента.

Анализ данных показал, что в большинстве своём студенты удовлетворены взаимоотношениями с преподавателями – 77 %, качеством образования – 73,7 % и качеством преподавания в ВУЗе – 71,1 %. Также весьма высокий уровень удовлетворенности спортивной, творческой и научной стороной жизнедеятельности университета: 67,1 %, 71,7 % и 83,6 % соответственно. Не удовлетворены студенты в первую очередь деятельностью по обеспечению трудоустройства – 61 %, распространением знания о деятельности ВУЗа – 49,3 % и медицинским обслуживанием – 36,2 %. Подобные показатели позволяют говорить о том, что эти аспекты социальной ответственности находятся на очень низком уровне и требуют вмешательства со стороны руководства.

Неоднозначные оценки высказали студенты по поводу того, кто должен проводить образовательный аудит. 31,6 % респондентов высказались за внутривузовский аудит, проводящийся руководством ВУЗа; 27 % – за внутривузовский аудит, проводящийся студсоветом и профкомом. Такой же процент студентов высказался за внешний аудит, проводимый независимыми социальными аудиторам и лишь 9,2 % – за внешний аудит, проводимый «сверху» по линии ведомства или органами государственной власти.

Показательно то, что студенчество заинтересованно в преподавании ему дисциплины, изучающей социальную ответственность. Как показали результаты исследования, подавляющее большинство студентов всех опрошенных специальностей высказалось за введение данной дисциплины в курс учебной программы – 70,4 %, а 73,1 % опрошенных считают, что эта дисциплина необходима им для будущей работы по специальности.

Подобные исследования на данный момент весьма актуальны, так как непосредственно показывают, насколько высшие учебные заведения используют в своей работе принципы социальной ответственности, как реализуется социальная ответственность и какие её критерии требуют существенной доработки для успешного функционирования работы ВУЗа, поскольку это, в свою очередь, влияет как на успеваемость студентов и качество преподавания, так и на работу ВУЗа в целом.

Литература: 1.Болотов В.А. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста [Текст] / В.А. Болотов, А.Г. Шмелев // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 4. – С. 16-21; 2. Гаращук О.В. Дослідження проблем ефективності функціонування закладів освіти [Електронний ресурс]: Електрон. дан. (1 файл). – Режим доступу: www.knukim.edu.ua/conferences_2004_proceedings_garaschuk.htm. – Назва з екрана; 3. Ефремова Н.Ф. Образовательный аудит качества учебного процесса и его результатов [Текст] / Н.Ф. Ефремова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5. – С. 19-22.; 4. НикитинаН.Ш.Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете[Текст] // Университетское управление. – 2003. –  № 4(27). – С. 62-70. ; 5. Самойлов В.А. АККОРК обеспечивает образовательный аудит и конкурентоспособность вузов [Текст] / В.А. Самойлов // Прикладная информатика. –2007. –№ 1. – С. 84-97.

Горобець Ганна

Дніпропетровський університет економіки та права

(Україна, м. Дніпропетровськ)