25. Роль неправительственных организаций в системе управления миграционными процессами
В последние годы практически во всех странах мира резко возросло число международных неправительственных организаций, что требует поиска новых форм повышения эффективности диалога, и сотрудничества между государством и неправительственными организациями. Несмотря на то, что НПО не принимают политических решений, они формулируют задачи, проводят анализ и мониторинг, тестируют варианты возможных моделей, воздействуют на институциональную среду путем формирования общественного мнения. Кроме того, сектор НПО в настоящее время выступает не только в роли объекта, но и субъекта политики, которому государство делегирует часть своих полномочий.
Одной из ключевых проблем исследований деятельности НПО в миграционной сфере остается слабо проработанный терминологический аппарат и связанные с этим разночтения в понимании самого явления. Четкого и однозначного ответа, какие из организаций следует рассматривать как «НПО», и в частности как «международные НПО» не содержится даже в фундаментальных источниках ООН. Многократные попытки выработать универсальную международную конвенцию, которая бы определила юридический статус международных НПО, предпринимается до настоящего времени.
В России термин «неправительственная организация» получил распространение главным образом с подачи международных донорских формирований, заменив отечественные названия самодеятельных или независимых общественных объединений. Однако в национальном законодательстве используется термин «некоммерческая организация». В настоящее время определение «некоммерческая организация» отчасти искажает смысл, поскольку содержит намек на бесплатность. Между тем деятельность НКО не всегда бесплатна, многие из предлагаемых ими услуг оказываются на платной основе.
В России, ставшей одним из основных центров притяжения мигрантов, ухудшились многие демографические показатели. Это обострило необходимость перед государством и обществом вмешаться в миграционный процесс: смягчить удары вынужденной миграции, повлиять на внутреннюю социально-экономическую миграцию, чтобы не оголить огромные богатейшие территории, воспрепятствовать проникновению в страну криминальной миграции, способствовать поиску заработков гражданам за пределами своей страны, использовать труд временных мигрантов, создать условия для баланса спроса и предложения на внутреннем рынке труда.
Сегодня НПО миграционной направленности Российской Федерации становятся составной частью общегосударственной миграционной системы. Одним из важнейших условий современного и адекватного государственного реагирования на изменения миграционной ситуации является взаимодействие государственных структур с НПО. С одной стороны, они берут на себя часть обязанностей государства и выполняют их с меньшими затратами материальных средств, поскольку широко используют труд волонтеров, работающих бесплатно или за малое вознаграждение, привлекают средства из различных негосударственных источников и более свободно реализуют идеи энтузиастов. С другой стороны, НПО инициируют государство к решению проблем, возникновение которых они часто улавливают более чутко, чем официальные структуры. Следовательно, становится актуальным расширение сотрудничества с государством, которое в свою очередь должно идти навстречу и проявлять стремление разделить ответственность за положение дел в стране. В пользу третьего сектора говорит тот факт, что он успел приобрести достойный опыт ведения общественного диалога, и государство не заинтересовано терять обученного партнера, обладающего достаточными ресурсами, а с ним и реноме демократической страны. На данном этапе главной целью является создание условий для их устойчивого развития и усиление их роли в решении социально значимых проблем общества на основе взаимодействия и поддержки со стороны органов государственной власти.
- 1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
- 2.Структура и методология социологии. Задачи и функции социологии
- 3.Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
- 4 И 5.Миграция как объект изучения. Виды и формы Миграции
- 6.Причинно-факторный механизм миграции населения. Классификация факторов миграции.
- 7. Структура факторов Миграции в современной России.
- 8. Теория трехстадийности миграционного процесса л.Л. Рыбаковского.
- 2.Реализация миграционной подвижности.
- 3.Адаптация, приживаемость.
- 9.Общая характеристика источников данных по миграции.
- 10. Переписи населения как источник данных по миграции.
- 11. Система регистров населения как источник данных по миграции.
- 12. Текущий учет населения как источник данных по миграции.
- 13. Выборочные обследования как источник данных по миграции.
- 14. Ведомственная статистика как источник данных по миграции.
- 15. Классификация показателей миграции
- 16. Относительные, абсолютные и структурные характеристики миграции
- 17. Научные концепции миграции в России и ссср
- 18. Зарубежные концепции миграции населения
- 19.Миграционные процессы в системе социального управления. Функции управления. Уровни и принципы регулирования миграционных процессов.
- 20.Миграционная политика как инструмент управления миграционными процессами.
- 21.Программно-целевое обеспечение управления миграционными процессами
- 22.Миграционная ситуация в россии в постсоветский период
- 23.Современные тенденции демографического развития россии
- Естественное движение населения
- Рождаемость
- Смертность
- Миграция
- Здоровье населения
- Старение населения
- Убыль рабочей силы
- Основные направления действий по стабилизации демографической ситуации
- 24. Административно-организационное обеспечение миграционной политики.
- 25. Роль неправительственных организаций в системе управления миграционными процессами
- 26.Правовое обеспечение управления миграционными процессами
- 1. В области внешних отношений:
- 2. В области законодательства Российской Федерации:
- 3. В информационной сфере:
- 27. Исторический опыт управления миграционными процессами в царской России
- 28. Исторический опыт управления миграционными процессами в Советском Союзе