Веберовская аксиоматика научного познания: суть и источники
Происходящий в последние несколько десятилетий процесс глобализации приводит к росту в количественном и качественном отношении проблем, связанных как со сферой повседневной жизни социума, так и со сферой науки. В последней следствием глобализации являются усиливающиеся связи между науками, приводящие к появлению как новых (семиотика), так и междисциплинарных (информатика) наук. В связи с этим актуальным представляется изучение текущей ситуации.
Целью науки является познание окружающего мира, различных природных и культурных процессов, которые касаются человека. Толчком к началу процесса познания служит постановка определенной проблемы и необходимость ее решить. Для привнесения нового в науку необходима первоначальная верная идея, созданная в результате «упорного труда» [1, с. 710], на основе которой выводятся остальные. То есть началом процесса познания во всякой науке служит создание «аксиомы». Следующим этапом будет долгое размышление, в результате которого образуются определенные догадки. Затем из синтеза данных и выведенных из первоначального предположения догадок формируется гипотеза. По мере изучения какой-либо проблемы в науке взору ученого предстают все новые проблемы, т.е. процесс познания является бесконечным. Потому М. Вебер называет необходимым наличие специализации в научной деятельности и называет лишь таких ученых «личностями» [1, с. 710]. Ученому необходима уверенность в том, что его труд не станет напрасным, и его исследования продолжатся потомками, ибо изучить бесконечное может лишь бесконечное, то есть познать бесконечный мир может нескончаемый человеческий род.
Признаком научного познания является «объективная значимость выводов», объективный взгляд, некая «истина» в последней инстанции [2, с. 346]. Главные требования к научному познанию, объективности, с точки зрения Вебера, – это:
Свобода от оценочного суждения. Вынесение оценок недопустимо при научном познании, так как не привносит ничего нового и может отвести взгляд от существующих проблем.
Определение того, о чем умалчивается. Именно поэтому многие ученые и философы, в частности М. Вебер, Г. Риккерт и др. в своих произведениях неоднократно указывают на существование фактов, которые рассмотрены не были.
Пояснение, где аргументы обращены к разуму, а где к чувству.
Познание является целью науки в общем. Среди ее конкретных задач можно выделить следующие:
Сбор материала, установление факторов влияния и вытекающих законов.
Упорядочивание материала, проведение анализа, определение взаимосвязей.
Познание процесса приобретения свойств группой.
Оценка возможных констелляций в будущем.
Наука выполняет множество функций, основными из которых и, с нашей точки зрения, практически исчерпывающими являются:
Разработка инструментария, продуцирование знаний, благодаря которым можно лучше приспособиться к жизни, к окружающей природе.
Разработка методов мышления, то есть расширение возможностей познания.
«Обеспечение некоторой иллюзии насчет обретения ясности» в понимании сущности окружающих процессов, явлений.
М.Вебер проводит раздел всех наук на 2 системы. Этот раздел он поясняет тем, что в поле зрения субъекта при изучении попадают явления и процессы, которые можно проинтерпретировать по-разному. Исходя из возможностей интерпретации, иначе выражаясь – из методологии, все науки можно разделить на естественные науки и науки о культуре.
Для естественных наук на первом месте стоит важность и общезначимость. Из явлений „выжимается” общий материал, на основании которого строятся закономерности. Этот способ является также единственным способом понимания социальной жизни. Реальность составляется на основании влияния факторов, поэтому изучается таким способом.
Науки о культуре своей целью ставят изучение специфичности каждого отдельного явления. Одной из их задач является понимание смысла идей, вокруг которых зачастую происходит борьба индивидов, стоящих на различных ценностных позициях. Для этих наук познание не является ценным как таковое. При изменении эпохи меняется значимость культурных явлений, что влечет за собой изменение результатов познания. Изучение в сфере наук о культуре по сути своей является динамическим и не нуждается в создании целостной замкнутой системы знания.
Познание основано на образовании понятий, «охватывающих» явление. Такая «власть» приобретается благодаря разделению разнородности и непрерывности. Непрерывная среда может быть осознана лишь вследствие осознания ее однородности. Тем не менее, и при разнородности можно определить среду путем деления разнородного и непрерывного на конечное число однородных и непрерывных. Т.е. для образования понятий можно выделить 2 пути: «переведение» разнородной непрерывности в «однородную прерывность» (основано на количестве, таков путь математики) или в разнородную прерывность (основано на качестве). Это возможно, познание действительности также возможно, так как она по сути своей рациональна.
Действительность невозможно построить на основе общих суждений, так как каждое из явлений несет в себе какое-то специфическое свойство, присущее лишь ему, и потому отбрасывающееся естественнонаучным методом познания. Поэтому метод наук о природе можно назвать генерализирующим. Возникает вопрос о возможности соединения данного метода с методом наук о культуре, ибо сущность генерализирующего метода уничтожает возможность этой связи. Решение возникает в психологии, так как специфическое единство изучаемого вытекает из сущности психического, и в то же время психология как наука может пользоваться только естественнонаучным методом.
Из противоположности наукам о природе наук о культуре вытекает и противоположность их методов – в последнем случае это индивидуализирующий.
Науки о культуре изучают прежде всего иррациональное в деятельности человека, то есть те знаки и символы, которыми индивиды пользуются, программируя социальную жизнь. И тут следует вспомнить теорему Томаса: «Если ситуация мыслится как реальная, то она реальна по своим последствиям». Все более усиливающаяся гуманитаризация образования приводит к постепенному отказу от принципов рационализма (что постулируется постмодернизмом), углублению получивших образование индивидов в жизнь символическую, замене реальных объектов симулякрами, отрыву индивидов от реальной жизни, к возможности более эффективного управления ею со стороны производящих культурные символы структур, что превращает его (образование) в орудие пропаганды наряду со СМИ и Интернет-коммуникациями.
Литература: 1. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — с. 707-735; 2. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — с. 345-415; 3. Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — с. 602-643; 4. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Республика, 1990 .- с. 44-128.; 5. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — с. 547-601
Бородіна Дар’я
Дніпропетровський національний університет ім. Олеся Гончара
(Україна, м. Дніпропетровськ)
- Соціологія у (пост)сучасності
- Соціологія у (пост)сучасності зміст
- Viіі Міжнародна студентська конференція: невпинна рефлексія досвіду
- Запрошуємо до співробітництва! Оргкомітет вітає учасників viiі Міжнародної наукової конференції студентів та аспірантів «Соціологія у (пост)сучасності»!
- The dependence between the relevant factors of students′ successful life and the level of academic achievement (in %)
- Современные проблемы образовательного процесса вуЗов и методы их решений
- Соотношение Армия – вуз для современной молодежи
- Функції кінематографу в процесі соціалізації
- Пропаганда в компьютерных играх
- Причини неефективної комунікації в державному управлінні
- Байгутова Юлия
- Проблема формирования компетентности в современном профессиональном образовании
- Социальный аудит города как метод исследования сферы практик городского жителя
- Философские проблемы образования в информационном обществе
- Функціональний підхід до аналізу релігії в контексті диференціації суспільного життя
- Стигматизація за станом фізичного здоров’я та її динаміка
- Самоврядування як елемент соціально-політичної системи
- Культура сімейного виховання як чинник відхилень у поведінці дітей
- Конструкт «культурний герой» у фокусі теорії культурної репрезентації
- Бойко Марія Запорізький національний університет
- Соціальна пам'ять як фактор формування національно-територіальної ідентичності
- Веберовская аксиоматика научного познания: суть и источники
- Соціокультурні реконфігурації візуального образу м. Дніпропетровськ в офіційних фотодокументах
- Политические мифы в Украине: технологиии конструирования
- Освіта молоді з функціональними обмеженнями: проблеми в сучасній Україні
- Процесс институционализации теневой экономики: подходы к изучению
- Брак как основа современного состояния института семьи в Украине
- Глибинні чинники сімейно-шлюбних трансформацій: українська специфіка в глобальному контексті
- Життєві орієнтації сучасної молоді
- Оценка вузовской коррупции студентами ИнгГу
- Образ города: подходы к осмыслению понятия
- Політична фракціоналізоція у контексті цивілізаційних відмінностей країн єс
- Конструювання символічного капіталу в контексті розвитку суспільства
- Аудит социальной ответственности высших учебных заведений
- Життєвий світ індивідів в ізольованих спільнотах крізь призму теорії комунікативної дії ю.Хабермаса
- Роль выбора целевой аудитории в практике паблик рилейшнз
- Сравнительный анализ статусного положения украинских женщин и женщин Ирака
- К вопросу о структуре конфликтной компетентности
- Соціальні проблеми функціонування університету в глобалізованому суспільстві
- Метод деконструкції у кінематографі в контексті міжнародних відносин (на прикладі фільму «Великий диктатор»)
- Гендерний аспект державної політики
- Благотворительности как социальный феномен: становление и развитие
- Місце національної держави в поствестфальській організації світового порядку
- Болонский процесс в украинской системе образования: особенности и процедура внедрения
- К постановке проблемы трансформации повседневных практик в условиях «текучей современности»
- Захарченко Катерина
- Соціальна, колективна та історична пам'яті: спроба понятійної демаркації
- Анонимные форумы как новое направление Интернет-коммуникации
- Зінюк Анна Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна
- Економічний компонент сучасного спорту
- Проблеми дослідження регіональних змі: методологія аналізу масової комунікації
- Анализ национальной и локальной идентичностей, представленных в харьковском Музее космонавтики и уфологии
- Downshifting як кардинальна зміна системи цінностей
- Роль телереклами у поширенні ґендерних стереотипів
- Освіта за принципом надлишковості як умова сталого розвитку особистості
- Соціально-психологічні аспекти девіації в трудовому колективі
- Урбанізм як спосіб життя
- Искусство как объект изучения: эскиз графической модели социологического исследования
- Соціальний портрет середнього класу в контексті ідентифікації і само ідентифікації
- Національна дистанційованість волинських студентів: досвід емпіричного дослідження
- Політичне керівництво в теоріях класиків західної соціологічної думки
- Проблемы формирования политического имиджа в эпоху информационного общества
- Мотивация учебной деятельности студентов
- Проблеми становлення громадянського суспільства в Україні
- Роль батька у формуванні особистості дитини
- Комаровский Андрей
- Социология как дисциплина, дискурс и коммуникация: историко-интерпретативная схема и/или технологические принципы современной социологии
- Конопляста Інна
- Національний педагогічний університет ім. М.П. Драгоманова
- Жінка і політика в українському суспільстві: "mix" ґендерних стереотипів
- Гендерный подход в образовании: необходимости современного реформирования
- Професіологія: професійний підхід до вивчення професіоналізації
- Основные проблемы социальной мобильности молодежи в сфере высшего образования регионального уровня (на примере ар Крым)
- Клаббинг: массовость или субкультурность?
- Сучасні освітні процеси в Україні як перешкода у формуванні української громадянської ідентичності
- Кулешов Александр Белорусский Государственный Университет
- «Новая историческая наука»: от изучения ментальностей к исторической антропологии
- Соціокультурні детермінанти формування міського простору
- Уточнення сутності поняття «соціальна подія»
- Портрет современного украинца: попытка реконструкции
- Исследование мотивации профессиональной деятельности работников промышленных предприятий в условиях социально-экономического кризиса на примере оао «хк «Лугансктепловоз»
- Особливості соціальної та професійної адаптації випускників дитячих будинків та шкіл-інтернатів
- Влияние института семьи на формирование личности
- Любивець Ольга Донецький державний університет управління
- Особливості впливу громадських організацій на соціалізацію молоді
- Трансформация религиозности в современном обществе
- Проблема формування релігійної толерантності у культових та позакультових практиках християнських церков
- Герои-мужчины в репертуаре Харьковских театров
- Тероризм як форма делінквентної поведінки
- Сравнительный анализ перспектив консолидации демократии в Украине и России: выбор методологии
- Проблемы квалификации кадров средней школы в Украине и мире
- От теории «креативной экономики» к теории «креативного общества»
- Медяник Анна
- Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина
- (Украина, Харьков)
- Метод включенного наблюдения в изучении политического участия
- Ідея громадянського суспільства та її реалізація в античному світі
- Мозжухина Карина, Лейва Альбина
- Социально-психологические причины возникновения конфликтов в системе высшего образования
- До проблеми визначення накопичення культурного капіталу особистості у теоретичній соціології хх століття
- Риски в сфере социальных услуг
- Благодійна діяльність жіночих організацій України
- Соціальні функції фізичної культури і спорту
- Феномен денег в социологической рефлексии
- Державні номінаційні механізми як чинник зайнятості населення
- Использование pr-технологий в избирательных кампаниях
- Соціальні передумови становлення ринку магічних послуг в Україні
- Професійні стратегії сучасної української молоді
- Трансформация власти в условиях постмодерного общества
- Пасечник Валерия
- Восточноукраинский национальный университет имени в. Даля
- (Украина, г. Луганск)
- Public Relations: контент-анализ украинских и зарубежных публикаций
- Соразмерность преступления и наказания как социологическая проблема
- Інтелектуальна міграція в контексті національної безпеки України
- До проблеми формування політичних орієнтацій молоді
- Расолько Игорь Белорусский государственный университет
- Методологические аспекты социологического анализа вынужденной миграции
- Роліна Дар‘я Харківський гуманітарний університет «Народна українська академія»
- Індиферент-толерантність і соціальна комунікація
- Смысложизненная концепция личности: опыт эмпирических исследований в рамках качественной парадигмы методом «grounded theory».
- Роль потенціалу і готовності населення України до соціального протесту
- Соціальна відповідальність суб’єктів управління: соціологічний аспект аналізу
- Проблемы интеграции иностранных студентов в современную украинскую систему общественных отношений
- Роль телевидения в социализации подростков
- Репродуктивное поведение подростков: тенденции и проблемы
- Точка біфуркації наукового потенціалу України: хаотичний рух чи новий рівень розвитку ?
- Скляр Світлана
- (Україна, м. Миколаїв) Комп’ютеризація та віртуалізація дозвілля як інноваційні тенденції у соціокультурному просторі
- Роль змі у виборчому процесі
- Игровые практики как сфера констант жизненных сюжетов
- Реальная виртуальность - буккроссинг в жизни подростков и взрослых
- Проблема «информационного неравенства» в современном обществе
- Сучасні моделі споживчої поведінки
- Солдатова Вікторія
- (Україна, м. Київ) Реклама як світ симулякрів: погляд з постмодернізму
- Особливості дитячо-юнацького туризму: до постановки проблеми
- Неблагополучная семья и аномия в обществе как причина формирования детской беспризорности
- Информационно-психологическая война как средство достижения геополитических целей
- Проблема соотношения фундаментальной и практической подготовки студентов высших учебных заведений: социологический аспект
- Судин Данило Львівський національний університет ім. Івана Франка
- Регіональні виміри української національної ідентичності
- Дозвілля як фактор особистісного буття
- Знаково-символическая природа текстов современных сми
- Міжвідомча взаємодія з соціальної реабілітації безпритульних дітей
- Обнаженность в постсовременном социокультурном пространстве: к постановке проблемы
- Возможность «омоложения» современной украинской элиты
- Культурная форма хипстеров в контексте стиля жизни современной украинской молодежи
- Аналіз феномену корупції в українському соціумі
- Визначення сутності девіантної поведінки у межах міждисциплінарного підходу
- Молодежь и ее ценности в современном мире.
- Межі соціальної толерантності в соціологічному дискурсі
- Чорна Вікторія
- Фактори впливу на міграційну поведінку сільського населення
- Маніпуляція свідомістю в сучасних засобах масової інформації
- Наркомания в молодёжной среде как форма девиантного поведения
- Гендерный анализ политического поведения: украинские особенности
- Чучіна Вікторія Національний авіаційний університет
- Ціннісні орієнтації студентської молоді в контексті передвиборчої боротьби
- Кризові комунікації: до постановки проблеми
- Проблема трудоустройства выпускников вуЗов
- Асоциальность как стиль жизни в контексте Интернет – зависимости: феномен хикки
- Особенности влияния внешней рекламы на потребителя
- Рroduct placement в кинематографе
- Мотивація до праці в Україні
- Гендерные особенности межличностных конфликтов в организации
- Методологічні особливості дослідження міжетнічних упереджень шляхом кількісного опитування
- Віртуальне спілкування як атрибут молодіжної культури
- Феномен подражания в системе социального управления
- Шовкошитна Марія Національний авіаційний університет
- Канали масових комунікацій в політичних технологіях
- Політичні комунікації та е-демократія в інформаційному суспільстві
- Янкаускас Ольга
- Інформатизація вищої освіти й зміни в управлінні вищими учбовими закладами
- Збірник тез доповідей vііi Міжнародної