logo
Sbornik_2010

Политические мифы в Украине: технологиии конструирования

Существование человека с древнейших времен до наших дней неразрывно связано и обусловлено многочисленными социальными явлениями, среди которых миф по праву занимает одно из ведущих мест. Осознание мифа менялось вместе с реальностью и представлением человека об окружающей среде. Эпоха «текущей современности» [2], как известно, характеризуется высоким уровнем нестабильности, изменчивости и вариационности, что, безусловно, приводит к необратимым изменениям и в коммуникативном пространстве социума, в частности, механизмов и инструментов формирования общественного мнения и управления им. Одним из таких инструментов и выступает политический миф, анализ трансформаций в формировании, развитии и действии которого относится к одному из наиболее актуальных вопросов в рамках украинской реальности, особенно в контексте перманентной «ситуации выборов».

Изучение мифов привлекало внимание многих ученых, но несмотря на всю свою значимость, мифы, как необычные социальные феномены, стали объектом зарубежных и отечественных исследований только в конце XIX – начале XXст. (Л.Леви-Брюль [5], К.Леви-Стросс [6], Э.Кассирер [3], Дж.Кэмпбелл [4], Р.Барт [1], А.Лосев [7], Л.Тихомиров [10], А.Цуладзе [11], Г.Почепцов [9] и др.).

Пройдя путь от донаучного объяснения мироздания, миф сегодня превратился в инструмент манипулирования человеческим сознанием, в изощренную политическую технологию.

Основываясь на многочисленных социологических наблюдениях и достижениях, мифотворчество на данный момент позволяет создать идеальный фон для достижения любых политических целей. Находясь вне видимости обывателя, технологии порождения мифов способны сконструировать реальность, ориентированную на осуществление определенных поставленных задач. Украинская Избирательная компания 2010 года является ярким примером политического мифотворчества.

Мифологизация современного украинского общества обусловлена прежде всего нестабильностью и неоднозначностью политической ситуации в государстве, в условиях чего миф служит идеальным способом манипуляции общественного сознания. Мифы изначально возникают как некие элементы реальной действительности, которые постепенно видоизменяются и усовершенствуются. Так, на фоне предвыборных кампаний избиратели попадают в символическое море информационных потоков. Главной целью политтехнологов - «упаковать» информацию так, чтобы она была яркой и простой одновременно, доступной, чтобы непосредственно повлиять на каждого носителя активного избирательного права.

Понимание сегодняшней украинской реальности невозможно вне ее связи с идеологией и политическим мифом, который, в свою очередь, структурирует как саму реальность, так и идеологию. Совокупность последовательно применяемых определенных процедур, приемов и способов позволяет политическому мифу создать идеальную реальность политической силы с одной стороны, а с другой – консолидировать избирателя.

Использование политических мифов и создание определенной идеологии происходит на конкретном социальном пространстве. Только учитывая всю его сложность и неоднородность, можно правильно создать политический миф, который был бы воспринят обществом и действовал согласно поставленной перед ним цели. Именно социальное пространство помогает и мотивирует раскрытие сущности человека, обеспечивает защиту его социальных интересов, реализацию социальных потребностей не только в сфере производства, но и распределении материальных и духовных благ, достойного образа жизни.

Классифицируя политические мифы, используемые в украинском обществе на данный момент, вслед за Н. Малишевским [8] выделим две основные группы: (а) «наступательные» – совокупность приемов, нацеленных на разрушение положительного и создания отрицательного имиджа других кандидатов; (б) «оборонительные» – направленные преимущественно на противодействие предвыборной пропаганде соперников и нейтрализацию их усилий по дискредитации определенного кандидата.

Приемы конструирования политического мифа, относящиеся к каждой из этих групп, используются акторами украинского политического пространства параллельно, подчиняясь принципу «ситуативной реакции» на внешние запросы и информационные посылы. Разнообразие их соединения и множественность акторов, применяющих их (одновременное мифотворчество, например, нескольких кандидатов на пост Президента страны), приводит к эклектичным формам закрепления в общественном сознании и воспроизведения в политическом поведение. Так, к характерным признакам мифотворчества в рамках украинского политического пространства относятся: «стратегия идеального кандидата», основанная на том, что у избирателей конструируется определенное представление о том наборе человеческих, лидерских, управленческих характеристик человека, которыми должен обладать политик, «блистательная определенность», которая призвана настроить избирателей на позитивный лад и чувство величия собственных сил, использование технологии «номинации», применения языка участия и использование контраста, что приводит к так называемой борьбе символов. При этом учитываются социо-культурные, социально-экономические особенности данного общества.

Знание специфики механизмов создания и способов воспроизводства политических мифов в украинском политическом пространстве создает основу для последующего исследования коммуникативной среды в контексте взаимоотношений «политическая элита – электорат» с точки зрения выявления особенностей трансформации политического сознания, механизмов влияния (политических мифов) на политический выбор, а также последствия его выражения.

Литература: 1. Барт Р. Мифологии. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. – 312с.; 2. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. – СПб.: Питер, 2008. – 240с.; 3. Кассирер Э. Техника современных политических мифов http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/61.php/ на дату: 15. 01.2010; 4. Кэмпбел Дж. Мифический образ. – М.: АСТ, 2004. – 683с.; 5. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – С. 268-286; 6. Леви-Строс К. Миф, ритуал и генетика // Природа. – 1978. – № 1.; 7. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. - М.: Наука, 1991. – 214с; 8. Малишевский Н. Избирательные технологии в предвыборной борьбе: секреты успеха // Политический маркетинг – 2004. – № 8. – C. 37 – 42; 9. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук-Ваклер, 2001. – 656с.; 10. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М.: «Москва», 1998. –380c; 11. Цуладзе А. Политическая мифология. – М.: Изд-во "Эксмо", 2003. – 384с.

Веліканова Катерина

Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна

(Україна, м. Харків)