40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках
ОБЪЯСНЕНИЕ — важнейшая функция человеческого познания, в частности научного исследования (и соответственно тот его этап, на к-ром эта функция выполняется), состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя О. осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону (законам). О. может быть атрибутивным, субстанциальным, генетическим (в частности, причинным), контрагенетическим (в частности, функциональным), структурным и т. д. По своему механизму О. делятся на О. через собственный закон и О. с помощью моделирования. О. тесно связано с описанием, как правило, основывается на нем и, в свою очередь, составляет базу для научного предвидения.
ПОНИМАНИЕ — присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная, а также природная, преломляется в связную систему предметов «мира человека». Включенные в этот мир вещи и явления предстают как носители смыслов и значений {Значение и смысл). П. и есть процесс выработки, постижения, освоения их человеком. Гл. функция П. связана с обеспечением осмысленного поведения и ориентации индивида в обществе, истории, культуре. П. развивается в процессе общения людей, во взаимодействии различных культур. Исходные донаучные виды П.— освоение языка, П. других людей (в сопереживании, диалоге), П. социальных норм, знаков, символов — складываются в непосредственном жизненном процессе. В науке П. предполагает использование специальных методологических правил и предстает как интерпретация. Типичными видами научно-теоретического П. являются: П. прошедших эпох (историческое П.); интерпретация ино-культурных символов и метафор, перевод и истолкование древних текстов (филологическое П.); П. иных форм жизни, культурных норм и ценностей (П. в социально-антропологических исследованиях); П. микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (П. в естествознании). П. предстает здесь как отношение двух языковых, знаково-символических, понятийных систем, одна из к-рых должна быть выражена в терминах другой, служащей «базисом П.». Общими чертами всех видов П. являются: взаимосвязь П. и самопонимания; обусловленность П. социально-историческими и культурными предпосылками; необходимость раскрытия смыслового контекста предмета П. Развитие П. происходит от «предварительного П.», задающего смысл предмета П. как целого, к анализу его частей и достижению более глубокого и полного П., в к-ром смысл целого подтверждается смыслом частей, а смысл частей — смыслом целого.
Объяснение как познавательно-аналитическая процедура приобрела ведущее значение в научном познании нового времени. Объяснение связано с реальностью. Человек благодаря мысли раскрывает в ней закономерный порядок, логически обуславливает этот порядок, подтверждает его через эксперимент. Т.о. «объяснение» позволяет подвести те или иные теории под истинные, соотнося их с действительностью. «Объяснение» широко используется в социально-гуманитарных знаниях, где тесно сопрягается с процедурой «понимания». Понимание – это метод, обосновывающий методологическую автономию социальных и гуманитарных наук. Впервые как самостоятельная теоретико-методологическая проблема понимания поставлена Вильгельмом Дильтеем. Он поставил перед философией задачу построить такую систему познания, предметом которой стал бы «целостный человек во всем многообразии его сил». Постепенно идея понимания стимулировала развитие методологии, более адекватно для социального и гуманитарного знания. Ключевыми для нее стали принципы герменевтики, заключающиеся в том, чтобы делать понятным, доводить до понимания. Дильтей: понимание – проникновение в духовный мир автора текста. Х: понимание – специфически человеческое отношение к действительности, способ бытия человека в мире. Г: предмет понимания – предметное содержание, с осмыслением которого связан данный текст. Смысл – ключевое понятие в решение проблемы понимания. Понимание может выступать в 2-х ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. 3 типа понимания (Рузавин): - понимание, возникающее в языковой коммуникации, происходит в диалоге; - связанная с переводом с одного языка на другой; - связанная с интерпретацией текстов, произведений художественной литературы и искусства, а также поступков и действий людей в различных ситуациях. В области гуманитарных наук используется рациональное объяснение (при объяснении поступка некоторой исторической ности исследователь старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать. Что в свете этих мотивов поступок был рационален (разумен). Интек циональное объяснение указывает на интекцию (стремление) действия, на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие. Дедуктивно-напологическая модель научного объяснения широко используется в методологии научного познания (подводит объясняемое явление под определенный закон). Понимание и объяснение – один из основных процедур функционирования научного знания. Однако понимание не сводится к объяснению, т.к. невозможно отвлечься от копирования личности, их деятельности, от их мыслей и чувств. Понимание нельзя противопоставлять объяснению, отрывать друг от друга – они дополняют друг друга и действуют в любой области человеческого познания. В социальном познании предпочтение отдается понимающим методикам, обусловленным спецификой его предмета. Вригт → кауз объяснение – предсказание и ретросказание. Ретросказание (пересмотр отдаленного прошлого в свете более поздних событий) для исторической науки. Понимание – постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функционировании в системе целого. Объяснение – подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение. Т.о. решение объяснительных задач – важный стимул развития научного знания и его концептуального аппарата.
- 2. Наука и её взаимоотношение с философией, религией и искусством
- 4. Античная наука: социально-исторические условия формирования, существенные хар-ки
- 6. Аристотелевско-птолемеевская космология и физика
- 8. Средневековая наука и теологическая картина мира
- 10.Теория двойственной истины и её роль в развитии науки
- 12. Индуктивная логика Бэкона как теоретическое обоснование экспериментального метода
- 14. Г. Галилей и его роль в становлении науки Нового времени
- 16. И.Ньютон и его роль в становлении классической науки
- 18. Естественные науки классического периода и их философское обоснование
- 20. Философские аспекты современной космологии и космогонии
- 22. Боровско-эйнштейновская картина мира и её особенности
- 24.Основне этапы развития философии науки (эмпириокритицизм и неопозитивизм)
- 26. Научные парадигмы и научные революции
- 28. Типы знания; специфика научного исследования
- 30. Дисциплинарная структура современной науки и её динамика
- 32. Научная методология и её специфика
- 34. Структура и методы теоретического исследования
- 36. Субъект социально-гуманитарного познания
- 38. Жизнь как категория наук об обществе и культуре
- 40. Объяснение и понимание в социальных и гуманитарных науках
- 42. Наука как социальный институт
- 44. Наука и политика
- 46. Этика науки
- 1. Наука как культурный феномен, место науки в техногенной цивилизации
- 3. Преднаука и мифологическая картина мира
- 5. Философская картина мира в эпоху древних цивилизаций.
- 3.1. Милетская школа (Miletus Philosophy)
- 3.2. Эфесская школа
- 3.3. Пифагореизм
- 3.5. Элейская школа (Eleatic Philosophy)
- 3.6. Эмпедокл (Empedocle)
- 3.7. Анаксагор (Anaxagoras)
- 3.8. Атомизм (Atomic Theory)
- Глава 4. Классический период античной философии
- 4.2. Сократ (Sokrates)
- 4.3. Платон (Plato)
- 7. Античная наука в эпоху эллинизма и ее особенности
- 9. Проблема знания и веры в средневековой философии
- 12.5. Проблема знания и веры в европейской схоластике
- 11. Становление экспериментального метода и математизации науки
- 13. Революция в астрономии 16-17 в.В. И ее значение для общего развития естественных наук
- 15.Рационализм Декарта и его учение о научной методологии Нового времени
- 17. Ньютоно-картезианская картина мира
- 19. Становление неклассической физики.
- 21. Становление концепции глобального эволюционизма
- 23, 25. Основные этапы развития философии науки (классический позитивизм, постпозитивизм)
- 27. Cмена типов научной рациональности
- 29. Наука и псевдонаука
- 31. Язык науки и его специфика
- 33. Структура и методы эмпирического познания
- 35, 37. Науки о природе и науки об обществе и культуре. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
- 39. Время, пространство и хронотоп в социальном и гуманитарном знании
- 41. Вера, сомнение и знание в социальных и гуманитарных науках
- 43.Научные сообщества и их исторические типы
- 45. Наука и бизнес