logo
шпоры по миграции

19.Миграционные процессы в системе социального управления. Функции управления. Уровни и принципы регулирования миграционных процессов.

Наука социального управления рассматривает общество, его отдельные социальные образования как сложные динамические саморегулирующие системы, с учетом их качественной определенности. Таким образом, цель социального управления - не только измене­ние, но и сохранение качественной специфики, целостности со­циальной системы, ее совершенствование и развитие.

Миграционные процессы являются в своей основе социаль­ными, управление ими входит в структуру социального управления. Его главное отличие от управления техническими или естествен­ными процессами заключается в том, что здесь воздействие направлено на социальный объект, который обладает собственной, имманентной логикой развития, определенными качествами и структурой социального поведения. Объект управления активно реа­гирует на воздействие со стороны субъекта управления, вслед­ствие чего результаты одинакового воздействия на объекты, раз­личающиеся по условиям жизнедеятельности и типам поведения, не всегда бывают одинаковыми, и реакция на эти влияния не всегда идентична.

В системе социального управления миграция выступает как объект, который испытывает регулирующее воздействие со стороны субъекта управления - государства. Одновременно территориальные перемещения начинают выступать в качестве фактора управления, влияющего на формирование социальных структур и отношений. Однако в ситуации социального хаоса, при существенной нестабильности в развитии общества значитель­но понижается эффективность целенаправленной управляемости социальными процессами. В социуме переходного периода изменяется соотношение между процессами саморегуляции и регуляции. Объек­ты социального управления (системы, институты) теряют свою стабильность, устойчивость. Развиваются процессы спонтанной самоорганизации, требующие в критических ситуациях рациональ­ной коррекции и регулирования»

По мнению А.В.Бобровникова, стихийность миграции состоит в том, что этот процесс про­исходит самопроизвольно, т.к. реакция отдельного человека на социально-экономические условия в том или ином регионе всегда индивидуальна. Э.Б.Алаев разделяет понятия "миграция" и "пе­реселение", считая, что употребление первого характерно для стихийного или косвенно управляемого процесса, а применение второго - для организованного процесса.

При понимании природы миграцион­ных процессов следует исходить из того, что в них под воздей­ствием внутренних и внешних факторов происходит постоянная смена состояний. Социальный процесс, каковым является миграция, всегда протекает в конкретных социальных объектах, именно это придает ему свою специфику. В этом плане плодотворным представ­ляется исследование сущности миграции с позиций социального управления, где все явления и процессы рассматриваются как еди­ная совокупность компонентов в рамках целостного подхода и ре­шение социальных задач требует учета особенностей развития социальной системы.

УПРАВЛЕНИЕ — это целенаправленное или стихийное воздействие на общество как целостную систему, направленное на ее оптимальное организацинное функционирование и развитие.

2 механизма управленческого воздействия:

- стихийный,

- сознательный.

Миграция – это следствие производственно-экон функций управления экономикой страны или народного хозяйства.

Специфика управления миграцией:

1. Объект управления не сама миграция, а та регион система, в рамках кот совершается этот процесс.

2. Объектом воздействия выступает и миграционное поведение населения.

3. Эффективное управление миграцией не может не учитывать жизненные потребности людей.

Алгоритм управления миграционными процессами:

Принципы регулирования миграционных процессов:

  1. Правильная оценка многообразия интересов

  2. Объективность, полнота и оперативность информации

  3. Взаимосвязь террит-го и фун-го принципов в построении системы органов регулирования

  4. Обеспечение законности

  5. Взаимосвязь регулирования миграции с НТП

Субьекты регулирования:

  1. Государство (главный и основной): министрерства и ведомства, президент

  2. Общественные организации: негосударственные фонды, общества ,ассоциации и т.д.

Уровни управления миграционными процессами:

Классификация организаций как субъектов миграционной политики:

1 Уровень: организации подведомственные ООН или с ними связанные:

(УВКБ ООН, БАПОР, МОТ)

2 Уровень: межправительские организации: МОМ (59 гос-в и 42 гос-ва наблюдатели)

3 Уровень: международные неправительские организации: Врачи без границ, Международный комитет красного креста.

4 Уровень: внутригосуд. Неправит. общественные организации: Форум переселенческих организаций, Фонд соотечественников.