logo
гос

Качественная методология.

Качественное исследование позволяет нам изучать глубинные аспекты социальных практик, выявить скрытые причины явлений – ответить на вопрос «почему?». В фокусе анализа – конкретный опыт, отдельные случаи. Задача исследователя – интерпретировать факты социальной реальности, понять их природу и внутренний смысл. Гипотез как таковых нет – мы формулируем их не до, а после полевого этапа исследования – и можем проверить их с помощью количественных методов.

Пример применения качественных методов при изучении молодежных субкультур:

Тема исследования: «Особенности поведения футбольных фанатов на матче».

Метод исследования: Нестандартизованное наблюдение.

Задачи исследования:

1. Описать разнообразные поведенческие реакции (вербальные и невербальные).

2. Выявить особенности взаимодействия внутри данной группы.

3. Выявить особенности взаимодействия данной группы с другими болельщиками.

4. Описать особенности внешнего облика, присущие представителям данной субкультуры.

О чем необходимо помнить при выборе метода исследования?

Таблица 2.1.

Качественная методология

Количественная методология

С помощью качественных методов мы можем изучать совершенно незнакомые нам явления, выявлять скрытые (сознательно утаиваемые или неосознаваемые) аспекты жизни тех, кого мы изучаем.

Практически невозможно выявить ту информацию, которую сознательно скрывают или не осознают. Для подготовки исследовательского инструментария нам необходимо предварительное изучение объекта исследования.

Нельзя выводить корреляции или процентные соотношения на основе полученных данных, поскольку объект исследования недостаточно велик, чтобы начал действовать закон больших чисел, и можно было говорить о каких-либо закономерностях.

Основная цель исследования – получение количественной оценки изучаемого явления.

Мы не можем говорить о репрезентативности данных. Нельзя распространять данные, полученные на одном объекте, на аналогичные объекты.

Математические методы отбора единиц наблюдения дают нам возможность экстраполировать полученные выводы на всю генеральную совокупность.

Сочетание методов – качественных и количественных – зачастую позволяет снять ограничения, присущие каждому из них.

Контрольные вопросы.

  1. Приведите примеры тем, для изучения которых лучше использовать количественные методы.

  2. Приведите примеры тем, для изучения которых лучше использовать качественные методы.

  3. Почему нельзя распространять выводы, полученные с помощью качественных методов исследования, на всю совокупность изучаемых объектов?

  4. Почему в количественных исследованиях полевому этапу, как правило, предшествует анализ уже имеющихся вторичных данных и другой информации по теме исследования?

  5. Как вам кажется, почему некоторые исследователи, специализирующиеся на качественных исследованиях, говорят о том, что чем меньше вы знаете об изучаемом объекте до проведения полевого этапа – тем лучше?