logo
ТиПМИ

38. Особенности репортажа.

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от лат «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п.

Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.

Задача любого репортера заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего – быстро развивающихся).

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. 1 – изложение динамики события (если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие). Если развитие событий протекает вяло, неопределенно, автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации. Наглядные детали в аналитических жанрах применяются для «украшения», «оживления» серьезных, а потому трудных для восприятия аудитории размышлений автора.