Школа Эмиля Дюркгейма.(м.Мосс, Гране, л.Дюмон, м.Хальбвакс, л.Леви-Брюль, Роберт Грец, с.Бугле)
Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917)
В этнографии первым применил социлогический подход, больше известен все же как социолог, не был полевым этнографом
Наиболее интересные работы : “О разделении общественного труда” (1893), “Правило социологического метода” (1895), “Самоубийство” (1898).
За образец научности Дюркгеймом брались естественные науки. Социология должна была отвечать следующим принципам : эмпирическая обоснованность (на достаточно большом массиве данных), точность и доказательность теоретических положений.
Социология имеет свой особый предмет исследования — человека. Общество — простая сумма индивидов и в то же время представляет собой систему, составленную ассоциацией людей, особую реальность и имеет особые, отличные черты. Эта особенная реальность общества объективируется в понятии социального факта. Социальный факт — чисто общественное явление, не сводимое к экономическому, психическому, физическому и другим феноменам.
Дюркгейм попытался построить классификацию обществ. каждое общество состоит из мелких элементов. Каждый элемент — более просто организованное общество. Исторически наиболее древняя форма общества — первобытная орда. Эта форма наименее делимая единица общества. Постепенно орда перерастает в клан или род. Виды клана — племена, курии, фратрии. Разные композиции этих кланов дают нам разные общества.
Одним из первых в этнологии и социально-культурной антропологии ввел принцип разделения истории человечества на 2 этапа: примитивное (традиционное общество) и развитое (динамическое или индустриальное).
Дюркгейм раскритиковал концепцию Тайлора и предложил свою, рассматривал тотемистические верования австралийцев как самую примитивную из известной формы религии. Считал, что верования австралийцев направлены не на животные и растения, а на некую анонимную, безличную силу, которая находится в этих объектах, тотемистические символы являются лишь воплощением этой силы. Сами по себе эти силы — общество и общественная Среда. Бог по Дюркгейму — выражение социальных сил, которым человек вынужден подчиняться, не понимая их происхождения.
Марсель Мосс (1872-1950, ученик Дюркгейма)
Работы : “Опыт о Даре”, “Форма и основание обмена в архаическом обществе” (попытка изучения товарно-денежных отношений)
Рассмотрел такое явление в традиционной культуре как дарение . По Моссу дарение — универсальная форма обмена в обществе до появления товарно-денежных отношений.
Мосс развивал концепцию социальных фактов. Ввел понятие целостных социальных фактов (под ними понимал наиболее фундаментальные общественные явления, которые затрагивали одновременно все сферы социальной жизни — эти факты одновременно выступали в роли составляющих социальной, экономической, юридической, религиозной жизни).
Мосс попытался связать воедино данные этнографии и психологии. результаты исследования оформились в работе о технике тела ( люди воспитываются в разных этнических системах, они по-разному ходят, прыгают бегают, у них разные жесты, мимика и т.п.)
Мосс является автором одного из первых учебников по этнографии.
Люсьен Леви-Брюль (1857 — 1939)
Занимался исследованием так называемого “первобытного мышления”, а так же рассматривал коллективные представления Дюркгейма. Считал, что коллективные представления передаются по наследству, навязываются отдельной личности, вызывают у человека чувство страха и поклонения. Леви-Брюль высказал мнение, что коллективные представления в архаическом обществе не похожи на коллективные представления развитого общества, но эти два вида представлений связаны между собой эмоциями. Коллективные представления отмечены печатью мистики и ищут связи со сверх естественными силами, но не ищут объяснения этих сил (рационального объяснения). Человек в первобытном обществе подчиняется закону сопричастности. По этому закону отдельные предметы и люди могут быть и самими собой, и чем-то другим. На основе этнографического материала доказывалось, что индейцы Амазонии считают себя и людьми, и животными — в этом проявляется дологическое мышление. Человек осознавал себя через мир. По Леви-Брюлю определение “дологическое мышление” касается только коллективных представлений. Для индивидуальных представлений характерно современное логическое мышление.
- Социально-культурная антропология
- Содержание
- Вводная часть.
- Структура антропологической науки.
- Развитие антропологической теории. Этнологические идеи в конце 18 — первой половине 19 века
- Мифологическая школа
- Эволюционизм
- Диффузионизм
- Школа Эмиля Дюркгейма.(м.Мосс, Гране, л.Дюмон, м.Хальбвакс, л.Леви-Брюль, Роберт Грец, с.Бугле)
- Функциональная школа. Бронислав Малиновский
- Структурное направление.
- Школа “культура и личность” (Этнопсихологическое направление)
- Методы антропологических исследований
- Экономические системы.
- Родство. Системы родства.
- Социализация.
- Политическая организация и социальный контроль.
- Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
- Литература Основная
- Дополнительная