Глава 9. Этническая социология в ссср и постсоветской России (л.Дробижева) § 1. Введение. Предыстория
Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться в Российской Федерации в конце 60-х гг. с реанимации социологии после XX съезда КПСС.
В данном разделе мы кратко покажем, какова была предыстория этого направления, каким был его предмет в 70-е, 80-е и затем в 90-е гг., каким был объект изучения, чем различались они в советской, российской социологии и западной.
Наконец, мы расскажем об основных направлениях внутри этнической социологии, о тех проблемах, с которыми сталкиваются исследователи при их разработке, о деятельности основных этносоциологических центров, о том, какой вклад внесли этносоциологи в прогнозирование развития этносов и межэтнических отношений.
В отличие от сельской социологии или урбансоциологии этническая социология не могла опираться на значительное наследие 20-х гг. нашего столетия. Нельзя говорить о ней как о самостоятельном научном направлении вплоть до 60-х гг. Однако ее «корни» прослеживаются от середины XIX в. Именно тогда историко-социологическое направление исторической науки обратилось к объяснению развития народов. Многие ученые связывают этот этап с деятельностью С.М.Соловьева [17, с. 28, 29], эволюционистские взгляды которого были представлены в «Истории России с древнейших времен».
В.О.Ключевский, ставший в Московском университете преемником С.М.Соловьева, писал, что «в "Истории России" на первом плане... изучение форм и отношений государственного и общественного быта России» [13, с. 134]. Сам В.О.Ключевский отмечал сложность изучения общества в связи с тем, что оно «заметно пестреет»: «Вместе с социальным разделением увеличивается в нем и разнообразие культурных слоев, типов» [13, с. 147].
Во второй половине XIX—начале XX вв. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем и о жизни русского народа.
Не случайно М.М.Ковалевский писал, что «вопросы генетической социологии, науки о происхождении общественных институтов имеют особый интерес для русских, ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала, находящегося в их руках» [14, с. 1—3]. Эти материалы были основанием для изучения не только прошлого, но и служили, по выражению А.П.Щапова (автора, близкого к демократическому просветительству 60-х гг. XIX в.), для раскрытия крестьянско-«мирской» среды XIX в. На это обратил внимание Н.Л.Рубинштейн [25, с. 279].
Послереволюционная историография в 20-е гг. сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа [5, с. 197]. Уже тогда примечательной в изучении народов стала практическая направленность, что определялось задачей, как тогда говорили, «переустройства быта на социалистических началах» [17, с. 79].
Заметной тенденцией развития науки о народах был взгляд на нее, восходящий от классического эволюционизма, как на всеобъемлющую науку.
В 1925 г. факультет общественных наук Московского Государственного университета был преобразован в этнологический факультет (существовал до 1930 г.). В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, такой, как понимали ее тогда ученые [23], хотя и не всеми такая расширительная трактовка принималась.
В конце 20-х—начале 30-х гг. в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистского подхода. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки.
Предмет изучения сузился, сконцентрировавшись главным образом на первобытности, пережитках первобытнообщинного строя, фиксации остатков уходящей культуры, замерло изучение современной культуры и быта народов СССР и зарубежных стран [35, с. 39].
Изменения наметились в этнографии в 50-х гг., когда проявился интерес к странам, получившим независимость после Второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере.
К тому времени в республиках появились свои специалисты, росло национальное самосознание. Во второй половине 50-х гг. был принят ряд постановлений о расширении прав республик, часть которых не была реализована. Этнографические исследования стали охватывать современный быт народов СССР, других стран, но до 60-х гг. о соединении этнологии с социологическим подходом не могло идти речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике.
Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Реанимация социологии не могла обойти изменения, происходящие в жизни народов, межэтнические отношения, ведь Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60-е гг. составляли 45% населения [28, с. 15]. 14 народов (35% населения страны) имели свои союзные республики, и в 12 из них титульный этнос был большинством [28, с. 34—35]. Кроме того, в административном делении имелось 20 автономных республик (16 из них в РСФСР). В пяти из них тогда, а по последующим переписям в семи, титульный этнос составлял большинство [15, с. 117-121].
Практически все республики были полиэтническими. Серьезные исследования социальных изменений в стране становились невозможны без учета этнического многообразия. Несмотря на официальное декларирование «дружбы народов», регулирование межэтнических отношений оставалось постоянной проблемой. На XX съезде КПСС этому вопросу после длительного перерыва посвящались специальный раздел доклада и многочисленные упоминания в выступлениях делегатов, как, впрочем, и на последующих съездах.
Однако среди пионеров, возрождающих социологию, специалистов по национальным, этническим проблемам в начале 60-х гг. еще не было, хотя не только ощущалась потребность в них, но появилась и реальная возможность проведения таких исследований.
- Российская академия наук
- Оглавление
- Взаимоотношения между властью и социологией в России
- Композиция книги и рефлексии редактора
- Что остается за пределами этой работы
- Выражения благодарности
- В. Ядов Литература
- Раздел первый. Становление и развитие дисциплины Глава 1. Преемственность российской социологической традиции (г.Батыгин) § 1. Историографическая концепция
- § 2. Рационализация нигилизма
- § 3. Советский марксизм и социология
- § 4. Социальные обследования и политический контроль
- § 5. Модернизация советской социологической доктрины в 1950-е годы
- § 6. Социологический ренессанс
- §7. «Перестройка в социологии и постсоветская социологическая наука
- Литература
- Глава 2. Историко-социологическая проблематика (з.Голенкова,ю.Гридчин) § I. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период. Множественность классификации и поиски обобщающей концепции
- § 3. 20—40-Е годы. Догматизация марксизма и деформации в историко-социологической проблематике
- § 4. Историко-социологическое направление в 50-70-х и 80-90-х годах
- § 5. Заключение
- Литература
- Глава 3. Методология и методы (о.Маслова, ю.Толстова) § 1. Введение
- § 2. До Октябрьской революции
- § 3. Методологическая рефлексия в эмпирической социологии: 20—30-е годы
- § 4. Методологические поиски 60-х годов
- § 5. Методология эмпирических исследований в 70-80 годы: дискуссии, эксперименты, учебники
- § 6. Математические методы в социологии
- § 7. Современная ситуация: потери и приобретения переходного периода
- Литература
- Литература к § 6
- Раздел второй. Проблемы социальной дифференциации Глава 4. Социальная структура и стратификация (з.Голенкова, е.Игитханян) § 1. Вводные замечания
- § 2. Несколько слов о социально-структурной проблематике в российской социологии конца прошлого— начала нашего века
- § 3. Исследования 20—30-х годов
- § 4. Исследования социальной структуры в советской социологии в 60-х - начале 80-х годов
- § 5. Поиски методологических подходов и работы конца 80-х—начала 90-х годов
- § 6. Взгляд в будущее
- Литература
- Глава 5. Социология молодежи (в.Семенова) § 1. Вводные замечания
- § 2. Молодежная проблематика до 1917 года. Становление молодежи как группы
- § 3. 20-Е годы: молодежь как трудовой ресурс
- § 4. Первое советское поколение молодежи
- § 5. Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию
- § 6. Две ориентации молодежных исследований в 60—80-е годы
- § 7. Исследования молодежной субкультуры на рубеже 80—90-х годов
- § 8. Сегодняшнее состояние дисциплины, перспектива
- Литература
- Глава 6. Социология города (о.Яницкий) § 1. Введение
- § 2. Предыстория формирования дисциплины
- § 3. Дискуссия о социалистическом городе 30-х годов
- § 4. Исследования после 1960 года
- § 5. 80— 90-Е годы: углубление достигнутого и новые перспективы
- Литература
- Глава 7. Социология села (р.Рывкина) § 1. Введение: место села в российском обществе
- § 2. Этапы эволюции социологии села в 20—80-е годы
- § 3. Социологические исследования села в постсоветской России
- Литература
- Глава 8. Социология пола и тендерных отношений (т.Гурко) § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Дискуссии 20-х годов
- § 4. 60—80-Е годы: всплеск исследований профессиональных и семейных ролей женщин
- § 5. Новые акценты в исследованиях периода перестройки
- § 6. Начало 90-х: тематика и подходы, возникновение тендерных центров
- § 7. Перспективы развития исследований социальных проблем пола
- Литература
- Глава 9. Этническая социология в ссср и постсоветской России (л.Дробижева) § 1. Введение. Предыстория
- § 2. Становление дисциплины
- § 3. Исследования 70—80-х годов
- § 4. Этносоциология и политика в годы реформ (с 1985 года)
- § 5. Тематизация этносоциологических исследований ближайшего будущего
- Литература
- Раздел третий. Социальные проблемы экономики, производства, образования и науки Глава 10. Социология труда и производства (а.Кравченко, в.Щербина) § 1. Введение
- § 2. Предыстория дисциплины
- § 3. 30-Е годы: наука управления
- § 4. Становление советской социологии труда: годы «хрущевской оттепели»
- § 5. Социология труда в период стагнации: 70—80-е годы
- § 6. Развитие заводской социологии и управленческого консультирования (60—80-е гг.)
- § 7. Две концепции относительно функций социологии на производстве
- § 8. Современное состояние и перспективы развития социологии труда и производства
- Литература к § 1-5
- Литература к § 6-8
- Глава 11. Социология организаций: школы, направления и тенденции развития (в.Щербина)
- Литература
- Глава 12. Экономическая социология: современное состояние и перспективы развития (в.Радаев)
- Тематика экономико-социологических публикаций в российских журнальных и монографических изданиях в середине 90-х гг.
- Литература
- Глава 13. Социология образования (я.Астафьев, в.Шубкин) § 1. Вводные замечания
- § 2. Социологические подходы к проблемам народного образования до 1917 года
- § 3. Политизация исследований в первые годы советской власти
- § 4 Становление дисциплины в 1960—1970-е годы
- § 5. Развитие социологии образования в 1970—1980-е годы
- § 6. Исследования после 1985 года
- § 7. Взгляд в будущее
- Литература
- Глава 14. Социология науки (в.Келле, р.—л.Винклер) § 1. Предварительные замечания
- § 2. Социологические исследования науки в ссср в 20-е годы
- § 3. Формирование дисциплины. Дискуссии о предмете: науковедение и социология науки
- § 4. Сообщество исследователей социологических проблем науки в 70—80-е годы
- § 5. Российская социология науки в период реформ
- § 6. Заключение
- Литература
- Раздел четвертый. Духовная жизнь, культура, личность Глава 15. Социология религии (в.Гараджа) § 1. Вводные замечания
- § 2. Период до 1917 года
- § 3. Советский период
- § 4. Исследования религиозности в постсоветский период
- § 5. Перспектива
- Литература
- Глава 16. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации (л.Коган) § 1. Вводные замечания
- § 2. Предыстория социологии культуры в России
- § 3. Послеоктябрьский период: вульгаризация культурных процессов с позиций классового подхода
- § 4. Исследования 60-х—70-х годов в рамках культурно-коммуникативной парадигмы
- § 5. Состояние эмпирических исследований культуры в конце 80-х—90-е годы
- Литература
- Глава 17. Социология культуры: теоретический аспект (а.Согомонов) § 1. Культурологическая реконструкция отечественной социологии от 60-х к нынешнему времени
- § 2. Вчера отечественной культурологии
- § 3. Толкование культурно-символических кодов57: русский характер и советский простой человек
- § 4. Концепция репрезентативной культуры. Возможное завтра российской социологии культуры
- Литература
- Глава 18. Личность в российской социологии и психологии (в.Ольшанский) § 1. Введение
- § 2. Проблематика личности в дореволюционный период
- Аналитические различия исследования человека в разных науках
- § 3. 1917—1955 Годы. Социально-философская позиция немарксистов
- § 4. Утверждение ролевой концепции личности (середина 50-х — конец 80-х годов)
- § 5. Человек в кризисном обществе
- § 6. Заключение
- Литература
- Глава 19. Социальная психология (г.Андреева). § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Послереволюционная ситуация: дискуссия 20-х годов
- § 4. «Перерыв» в развитии дисциплины
- § 5. Второе рождение: дискуссия конца 50-х — начала 60-х годов
- Раздел 1 — введение, где традиционно обозначается предмет социальной психологии, основные вехи ее истории, методологические принципы и конкретные методы исследования.
- § 6. Современное состояние: области исследований
- § 7. Уроки и перспективы
- Литература
- § 2. Изучение населения в дореволюционный период
- § 3. Советская демографическая наука в 20—30-е годы
- § 4. Теоретические подходы к изучению детерминации рождаемости в 50—80-е годы
- § 5. Несколько слов о сегодняшней ситуации
- Литература
- Глава 21. Социология семьи (а.Клецин) § 1. Вводные замечания
- § 2. Дореволюционный период
- § 3. Первые годы советской власти
- § 4. Вакуум 30—50-х годов, возрождение в годы «хрущевской оттепели» и современные исследования
- § 5. Теоретические концепции семьи
- § 6. Заключение
- Литература
- Глава 22. Исследования миграции населения в России (л.Рыбаковский) § 1. Вводные замечания
- § 2. Изучение переселений в досоветский период
- § 3. 20-Е—начало 30-х годов
- § 4. Возобновление исследований с конца 50-х годов
- § 5. Современные миграционные процессы в России
- Литература
- 29. Методология и методика системного изучения деревни. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд., 1980.
- Глава 23. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей (в.Патрушев) § 1. Предмет и проблематика
- § 2. Различия методологических подходов в мировой социологии
- § 3. Методические аспекты исследований
- § 4. Три этапа исследовании
- § 5. Заключение: взгляд в будущее
- Литература
- Приложение Использование бюджета времени Дневник для записи видов деятельности
- Глава 24. Социология быта, здоровья и образа жизни населения (л.Гордон, а.Возьмитель, и.Журавлева, э.Клопов, н.Римашевская, в.Ядов) § 1. Вводные замечания
- § 2. От исследований свободного времени к анализу повседневного быта людей
- § 3. Проект «Таганрог» (1968-1994)
- § 4. Исследования в рамках концепции образа жизни (70—90-е годы)
- § 5. Здоровье населения как междисциплинарная проблема. Становление социологии здоровья
- §6. Заключение
- Литература §2
- Глава 25. Экологическая социология (о.Яницкий) § 1. Введение
- § 2. Возникновение экологической социологии
- § 3. Концептуальные основы российской экосоциологии
- § 4. Экологическая озабоченность
- § 5. Социальная экология города
- § 6. Экологическое движение
- § 7. Социальные изменения и экологическая политика
- § 8. Возможная перспектива
- Литература
- Раздел шестой. Социально-политические процессы, общественное мнение, социальный контроль Глава 26. Социология политики: становление и современное (в.Амелин, а.Дегтярев) § 1. Вводные замечания
- § 2. Предыстория и становление предмета
- § 3. Развитие социологии политики с конца 1980-х годов
- § 4. Что дальше?
- Литература
- Глава 27. Социология общественных движений — становление нового направления (е.Здравомыслова) § 1. Вводные замечания
- § 2. Три группы факторов становления социологии общественных движений
- § 3. Развитие научного дискурса и результаты исследований
- § 4. Изучение политической мобилизации и ее «узлов»
- § 5. Заключение: концептуализация общественных
- Литература
- Глава 28. Изучение общественного мнения (в.Мансуров, е.Петренко) § 1. Вводные замечания
- § 2. Первые подходы к изучению общественного мнения. Роль земств (1860—1910-е годы)
- § 3. Партийно-советская система: «изучение настроений трудящихся»
- § 4. Зарождение дисциплины. Социология общественного мнения
- § 5. Подъем на волне гласности и перестройки (конец 80-х — середина 90-х годов)
- § 6. Ожидаемое будущее
- Литература
- Глава 29. Социология девиантного поведения и социального контроля (я.Гилинский) § 1. Вводные замечания
- 3. Послеоктябрьский период
- § 4. Становление отечественной социологии девиантного поведения и социального контроля как специальной социологической теории
- § 5. Возможные перспективы
- Литература
- Глава 30. Социальное прогнозирование (и.Бестужев-Лада) § 1. Введение
- § 2. Предпосылки социопрогностических исследований в России: забытое открытие в. Базарова 20-х годов и развитие прогностики 60—80-х годов на Западе
- § 3. От политического энтузиазма 20-х годов через репрессии 30-х —
- § 4. Возможна ли социальная прогностика?
- Литература
- Глоссарий92
- Именной указатель
- Об авторах