logo
Sbornik_2010

Мотивация учебной деятельности студентов

Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем отечественной и зарубежной психологии и социологии. Её сложность и многоаспектность обуславливает множественность понимания её сущности, природы и структуры. К этой проблеме обращались многие ученые, среди них К. Левин, А. Маслоу, Л. И. Божович и многие другие. Однако до сих пор в науке так и не выработан единый подход к изучению данной темы. Актуальность изучения заключается в том, что в научной литературе недостаточно исследована проблема мотивации учебной деятельности студентов. Данная работа посвящена характеристике основных факторов и выделению уровней мотивации учебной деятельности студентов.

Под мотивацией понимают побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Термин «мотивация» в широком смысле используется для исследования причин и механизмов поведения человека и животных. Учебная мотивация состоит из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать и не совпадать с целями обучения.

Подробно зависимость успешности учебной деятельности от мотивации была рассмотрена Г. Клаусом. Он установил, что «установки на учение и на его предметное содержание оказывает наиболее стойкое влияние на активное присвоение, на протекание этого процесса и на его успешность». Исходя из этого, он выделил позитивную и негативную мотивацию. Человек с сильным желанием овладеть знаниями будет учиться без внешнего принуждения, получая от своих знаний удовольствие, проявляя настойчивость, достаточно быстро осваивая необходимые сведения, демонстрируя интеллект, гибкость, фантазию.

А. Маслоу в своей работе «Мотивация и личность» развивает концепцию самоактуализации личности. Согласно Маслоу, мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней (физиологические потребности; потребности в свободе и безопасности; в любви; в достижениях и признании; в самоактуализации). То есть учебная деятельность зависит от потребностей и способностей, определяется внутренними и внешними мотивами. На основе этого мы можем выделить уровни мотивов побуждающих к учебной деятельности, в зависимости от актуализирующихся в них потребностей разного уровня:

  1. Мотивы, связанные с актуализацией физических потребностей и потребности в безопасности. Это в основном внешние материальные мотивы и мотивы, связанные со страхом наказания: стипендия, отсрочка от армии, контроль родителей, страх отчисления, хороший заработок в будущем, получение диплома;

  2. Мотивы, связанные с актуализацией социальных потребностей: взаимоотношения с преподавателями, получения высшего образования, определённого статуса в обществе, уважения и оценки друзей и родных, занятие руководящей должности в будущем, получение престижной профессии;

  3. Это внутренние мотивы, связанные с актуализацией потребности самоактуализации, духовные мотивы: желание стать хорошим специалистом, интерес к учебе, расширение культурного кругозора, желание самореализации, чтение дополнительной учебной литературы, активное участие в научных конференциях и различных секциях, возможность карьерного роста в будущем.

Исследовать мотивы студента возможно с помощью понимания его потребностей и связанных с ними мотивов учебной деятельности.

С этой целью мы провели исследование в Колледже кременчуцкого государственного университета им. Михаила Остроградского. Было проанкетировано 150 студентов второго курса, выбранных путем случайного отбора. Было выявлено, что у большинства студентов преобладает второй уровень мотивации: на учебную деятельность влияют больше всего такие факторы как: получение высшего образования (90% респондентов считают важным именно этот фактор), получение определенного статуса в обществе – (83%), уважение и оценки друзей, родных – (76%), возможность занять руководящую должность в будущем – (70%), получение престижной профессии – (66%).

Исследование показало, что у студентов выражена внешняя позитивная мотивация, которая непосредственно связана с удовлетворением социальных потребностей. Также было выявлено, что для студентов, которые учатся на 5 и 4 важным фактором является участие в научных конференциях, так ответили 99% всех студентов данной группы, интерес к учебе – 75% и расширение культурного кругозора – 50%. Респонденты с удовлетворительным уровнем успеваемости считают важным получение диплома – 50%. А вот для всех опрошенных юношей является важной отсрочка от армии. И это в определенной степени размывает признаки второго уровня, так как данный фактор был нами отнесен к первому уровню мотивации.

Результаты проведенного нами исследования показали, что первый и третий уровни мотивации не столь широко представлены. Мы считаем, что это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, большая часть респондентов имеет достаточно высокий уровень успеваемости, следовательно, социальные потребности студентов данной группы являются определяющими в мотивации их учебной деятельности. Во-вторых, потребность в самоактуализации не акцентирована в силу возрастных особенностей (средний возраст респондентов составлял 17 лет).

Коваль Сергій

Одеський національний університет ім. І. І. Мечникова

(Україна, Одеса)